Страны, настаивающие на разрешении сирийского конфликта в узком кругу ЛАГ, категорически отвергли проект российской резолюции. В понимании ЕС и США, резолюция должна прежде всего наносить удар исключительно по президенту Асаду. Как сообщила пресс-служба Лиги арабских государств, в ситуации вокруг Сирии впервые наметился определённый дипломатический сдвиг. А именно — Сирия согласилась с предлагаемым ЛАГ планом по урегулированию обстановки в своих суверенных пределах. Документ был подписан заместителем министра иностранных дел Сирии Файсалом Мекдадом и представителями секретариата ЛАГ 19 декабря в Каире. Событие это, без сомнения, столь же значительное, сколь и двоякое. Подписывать предлагаемый ЛАГ план, без внесения в него существенных корректив, сирийским властям было бы совершенно невыгодно. Как заявлял премьер-министр Катара, шейх аль-Тани, план обязывал Дамаск совершить следующие действия: вывести войска из городов, где были или идут волнения, освободить политических заключенных, начать диалог с оппозицией, нацеленный на реформы в стране и пропустить на свою территорию международных наблюдателей. Вывод войск из «мятежных» городов неизбежно приведёт к усилению центробежных настроений, созданию политических и, с учётом сирийских реалий, конфессиональных анклавов. Поскольку ряд западных политологов считает, что под «войсками» понимаются все карательные государственные подразделения, включая полицию, то реализация подобной меры имела бы критические последствия. Поскольку «неправильные» органы правопорядка устранены, порядок либо не поддерживается вообще, либо эти полномочия делегируются «доверенным» лицам. Либо неким международным силам безопасности. Что означает либо легализованную передачу оружия мятежникам — не может же полиция быть безоружной, либо утрату Сирией части своего суверенитета. Ведь если центральная власть не имеет фактических инструментов для контроля мятежных территорий, то там моментально возникают самостоятельные органы власти. Как правило, склонные к сепаратизму и зазыванию иностранных военных (как в ливийском Бенгази) для обеспечения собственной легитимности. Тотальная амнистия по политическим мотивам труднореализуема в принципе, и может вызвать лишь дополнительную напряжённость в обществе. Ведь грань между «террористом» и «борцом с диктатурой» весьма тонка, а в условиях международного давления может исчезнуть вовсе. Странно, что ЛАГ не отметила добрую волю сирийского руководства, которое и безо всяких ультиматумов периодически освобождает несколько сотен задержанных по подозрению в участии в беспорядках. Достаточно размыты и прочие формулировки документа ЛАГ. Что понимать под нацеленной на реформы оппозицией? Прежде всего, сам президент Сирии Башар Асад на эти реформы нацелен, как никто иной. В следующем году должны пройти выборы президента, а в 2013 — парламента. Так что поборникам демократии нужно лишь дождаться этого времени, контролируя как подготовку к волеизъявлению, так и ход его проведения. Кроме того, монолитная оппозиция в Сирии отсутствует. 17 декабря, национальный совет Сирии, официально представляющий интересы всех оппозиционных течений, провёл свой первый съезд в Тунисе. Как сообщает радио «Свобода», в итоговой резолюции стороны договорились выработать единую стратегию по свержению Башара Асада. Это единственный вопрос, который обсуждали революционеры. О реформах иного рода, способных ускорить рост сирийской экономики, или другими способами улучшить жизнь сирийских граждан, причастные к НСС источники не сообщают. Что снова заставляет усомниться в результатах гипотетических диалогов между властью Сирии и ветвями оппозиции. Единственным приемлемым пунктом в плане ЛАГ было положение о наблюдателях. Впрочем, без некоторых «подводных камней» не обошлось и тут. Согласно договору, Дамаск обязывался пустить на территорию страны арабских наблюдателей, которые в течение месяца будут проводить мониторинг обстановки изнутри. Им предстоит выяснить, действительно ли власти делают все возможное для урегулирования внутреннего кризиса и прекращения кровопролития. С одной стороны, больший объём информации о положении дел внутри Сирии способен прорвать информационную блокаду вокруг этого государства. С другой же стороны, ЛАГ отметилась выдвижением ультиматумов Сирии, большинством поддержала введение санкций против Дамаска и, за редкими исключениями, настроена достаточно антисирийски. И вряд ли будет возможно избежать, в лучшем случае, некоторой ангажированности наблюдателей. Таким образом, из всего списка требований ЛАГ, Сирия без значительного вреда для себя способна выполнить лишь пункт о приёме на своей территории наблюдателей, и то не без купюр. Министр иностранных дел и эмиграции САР Валид Аль-Муаллем сообщил, что в ходе дискуссий и координации усилий между Сирией и генеральным секретарём ЛАГ были приняты сирийские поправки к тексту проекта протокола, касающиеся необходимости сохранения суверенитета Сирии и согласования с ней деятельности миссии арабских наблюдателей. Чтобы придать комиссии наблюдателей некоторые признаки независимости, глава внешнеполитического ведомства России заявлял о предпочтительности более широкого круга наблюдателей. «Можно было бы подумать о расширении списка наблюдателей в Сирии (в контексте инициативы ЛАГ), включив в него не только арабских представителей, но и других, небезразличных к ситуации в стране, — сказал министр. — Россия могла бы делегировать своих наблюдателей в Сирию, если власть в этом заинтересована». Одновременно с этим, ведутся попытки по выводу сирийской ситуации в ту плоскость, где дипломатическая игра не шла бы «в одни ворота». Уже отмечалось, что с негласного одобрения США и ЕС, решения по Сирии принимает исключительно ЛАГ. Причём у дружественных Сирии стран возможностей повлиять на эти решения немного. Если же обсуждение противостояния в Сирии будет проходить на уровне ООН, то Россия и Китай некоторые рычаги обретут. Без этого, допуск наблюдателей ЛАГ не сулит гарантированных преимуществ Сирии и дружественным ей странам. В рамках этой стратегии, председательствующая в СБ ООН в декабре делегация России представила проект резолюции, в котором указывается на необходимость прекращения кровопролития в арабской республике. Отличие данной резолюции от предлагаемых Западом ранее состоит в том, что в проекте документа нет упоминаний о каких-бы то ни было санкциях против Сирии. В тексте резолюции содержится симметричное требование ко всем сторонам конфликта, как к властям, так и к оппозиции, «незамедлительно прекратить любое насилие». А также призыв к международному и непредвзятому расследованию гибели людей в Сирии за время антиправительственных выступлений. Проект резолюции уже поддержал Китай, о чём заявил глава МИД КНР Лю Вэйминь. «Китай приветствует проект резолюции, разработанный Россией, и высоко ценит ее конструктивные усилия по разрешению кризисной ситуации в Сирии», — заявил он. Нетрудно догадаться, что страны, настаивающие на разрешении сирийского конфликта в узком кругу ЛАГ, категорически отвергли проект данной резолюции. В понимании ЕС и США, резолюция должна прежде всего наносить удар по президенту Асаду. «Для Франции это решение — сигнал того, что в России все-таки решили признать, что ситуация в Сирии крайне плачевна», — заявил представитель французского МИД Бернард Валеро. Он отметил, что текст проекта резолюции не в полной мере отвечает сложившейся ситуации. Однако, Франция готова к «сотрудничеству для поиска удовлетворяющего все стороны решения». Аналогичным образом высказались внешнеполитические ведомства Великобритании и Германии, отметившие необходимость принятия более серьезных мер, чем это предполагает российский вариант резолюции. Как заведено, тон задавали представители США. Государственный секретарь США Хиллари Клинтон заявила, что представленный Россией обновленный проект резолюции Совбеза ООН по Сирии нуждается в существенных модификациях. По её словам, в проекте содержатся «ряд элементов, которые мы не можем поддержать». Больше всего дипломатов США беспокоит «кажущийся паритет» между сирийским правительством и «мирными оппозиционерами». Хиллари Клинтон отметила, что такого паритета не должно быть, поскольку власти Сирии «в значительно большей степени несут ответственность за беспорядки в стране». Зафиксированный в ООН паритет между правительством и мятежниками сводит на нет многие труды по одностороннему давлению на Сирию. Так что красноречие государственного секретаря США объяснить нетрудно. Интересно другое — на каком основании госпожа Клинтон полагает «Армию освобождения Сирии», занимающуюся банальным терроризмом, «мирными оппозиционерами»? И как пояснить значительное количество жертв среди сирийских военнослужащих и полицейских? Источник: win.ru.
Рейтинг публикации:
|