В понедельник, 19 декабря, в Москве встречаются президенты и главы правительств России, Казахстана и Беларуси - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства, которое должно появиться 1 января 2012 года. Другая цель их встречи - обсуждение идеи Евразийского союза, предложенной премьер-министром РФ Владимиром Путиным.
"Наивно пытаться реставрировать или копировать что-то, что уже осталось в прошлом", - говорит Владимир Путин
Евразийский союз считается детищем Путина. В своей программной статье для "Известий", опубликованной в октябре 2011 года, нынешний кандидат в президенты Путин писал, что речь не идет о реставрации СССР в каком-либо виде. Скорее, он представляет себе "модель мощного наднационального объединения, способного стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль "связки" между Европой и динамично развивающимся азиатско-тихоокеанским регионом".
Старая новая интеграция
Назвать новыми предложения Владимира Путина сложно. После того, как Советский Союз приказал долго жить, предпринималось несколько попыток сохранить или даже укрепить связи между бывшими республиками СССР. Самый известный - Содружество Независимых Государств (СНГ), созданное в декабре 1991 года. Будучи в глазах многих экспертов "живым трупом", эта организация тем не менее по-прежнему существует и служит платформой для встреч глав государств Содружества. Одна из них, кстати, состоится 20 декабря в Москве.
За двадцать лет существования СНГ не может похвастать особыми успехами - скорее, исключением из правила следует считать договор о свободной торговле, который заключили восемь государств-членов Содружества в октябре текущего года. В деле разрешения политических конфликтов на территории бывшего Советского Союза СНГ показал себя как неэффективная структура, не сумев, например, предотвратить российско-грузинскую войну в 2008 году. Грузия после этого официально покинула СНГ.
От чисто экономических структур к более широкомасштабной интеграции
Создатели Евразийского союза активно перенимают опыт Европейского Союза
Помимо СНГ на постсоветском пространстве существуют попытки чисто экономической интеграции, например, Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), куда вошли шесть бывших республик СССР - Россия, Казахстан, Киргизия, Беларусь, Таджикистан и Узбекистан, на правах наблюдателей еще три - Армения, Украина и Молдавия.
Другая структура - ЕЭП (Единое экономическое пространство), куда вошли Россия, Беларусь, Украина и Казахстан. На бумаге это объединение существует с 2003 года, но только недавно приобрело реальные очертания. Правда, скорее всего, без Украины, которая официально стремится к интеграции с Евросоюзом.
Начало интеграции России, Казахстана и Беларуси было положено в 2007 году, когда три страны заключили соглашение о создании Таможенного союза. Следующая цель - ЕЭП, а конечная - тот самый Евразийский союз. Данный процесс, по оценке российского премьера Путина, мог бы завершиться к 2015 году.
Евразийский союз строится если не по образцу, то с использованием опыта Европейского Союза, что видно даже по выбору названия. Так, регулирующим органом нового союза станет Евразийская экономическая комиссия, которая начнет работу с января будущего года. Она берет пример с Еврокомиссии в Брюсселе. Экс-спикер Госдумы Борис Грызлов уже даже высказал идею создания Евразийского парламента по аналогии с Европарламентом. Ввод единой валюты тоже никто не исключает. Вот только удастся ли, как это подчеркивают российские политики, сохранить принцип равенства всех участников в этом союзе?
Евразийский союз уж точно не станет "восточным Евросоюзом", уверен Герхард Симон (Gerhard Simon) из Кёльнского университета. Ни о каком равенстве, как это принято в ЕС, речи быть не может, считает эксперт по Восточной Европе. "Я не могу себе представить, чтобы российские политические элиты были готовы отдать право, например, киргизам принимать экономические решения, которые были бы обязательными и в России", - говорит Симон. К тому же Евразийский союз создается не только ради экономических выгод, но и для достижения определенных военных и политических целей. И первую скрипку в нем, без сомнения, будет играть Россия, уверен эксперт.
Народ в неведении безмолвствует
Не все россияне в курсе интеграционных планов руководства страны
Шансы нового объединения на постсоветском пространстве на успех пока сложно оценить, считает Симон. Другие немецкие эксперты, в целом, более оптимистичны. На востоке Европы может появиться новое культурно-политическое и экономическое единство, считает Александр Рар (Alexander Rahr), директор Центра имени Бертольда Бейца Германского общества внешней политики. Проект, предполагающий свободное передвижение людей, товаров и финансов на территории бывшего СССР, вполне может состояться, считает и Эберхард Шнайдер (Eberhard Schneider) из центра "ЕС-Россия". Однако, по его словам, это будет объединение на других основаниях, чем бывший Советский Союз, и с другим составом участников.
В России большинство населения выступает за более тесную интеграцию с бывшими советскими республиками. Согласно опросу ВЦИОМ, 43 россиян видят в ЕЭП больше пользы, чем вреда. Правда, вообще-то россияне плохо осведомлены о планах своего руководства. Только 53 процента опрошенных сказали, что знают о том, что Россия, Беларусь и Казахстан с 1 января 2012 года объединяют свои экономики.
Автор: Роман Гончаренко / Михаил Бушуев
Редактор: Вадим Шаталин