Для меня, как руководителя Белорусской группы развития и убежденного сторонника суверенного развития Беларуси, то, что происходит сегодня в России, представляет не только исследовательский интерес, но и предмет большого беспокойства.
Совершенно очевидно, что полноценное суверенное развитие Беларуси возможно лишь в условиях соразвития с Россией и другими странами, образующими единое пространство Русско-Евразийской цивилизации. Однако нынешние события ставят саму возможность такого сценария под вопрос.
То, что протесты «против фальсификаций» являются обычной попыткой государственного переворота, не представляет ни малейшего сомнения для стороннего наблюдателя. Это действие разворачивается по всем канонам жанра, по классической режиссуре.
Сначала – выборы с довольно слабой и противоречивой (не без помощи определенных акторов из самой власти) предвыборной агитацией партии власти.
Затем – якобы нечестные результаты выборов, связанные с «многочисленными фальсификациями».
Далее – протесты с «нормальными, улыбающимися людьми», цветочками для полицейских и, на первый взгляд, корректными требованиями. Хотя если присмотреться чуть пристальней, то за всеми техническими требованиями по выборам никто особо и не скрывает, что конечной целью протестов является недопущение В.Путина до участия и победы в выборах президента в марте 2012 года.
В ходе протестов по всем канонам формируется групповая идентичность, прежде всего, через групповую символику – символ капитуляции и сотрудничества с интервентами – белую ленточку.
Вся эта картина знакома белорусам до неприличия, потому что она представляет, в сущности, развернутый с поправкой на соотношение размеров двух стран, сценарий того, как «работали» с Александром Лукашенко в 2010 году.
Для Беларуси перед президентскими выборами в прошлом году тоже сложился новый геополитический расклад: впервые в новейшей истории Российская Федерация договорилась с определенными кругами в Европе и США по поводу решения «белорусского вопроса». Суть договоренности заключалась в том, что Европа занимает жесткую политическую позицию и блокирует для Беларуси возможность легитимировать результаты выборов за счет игры на российско-европейских противоречиях. Россия же в рамках этой схемы проводит активную линию информационного и экономического давления на Минск, направленную на подрыв белорусской социально-экономической и политической модели и резкое ослабление президента А.Лукашенко. Иными словами, политические и репутационные издержки давления на Беларусь взяла на себя Европа, а реальные действия осуществляли российские «коллеги». Основным партнером России по реализации данного замысла стала Польша.
Выработка указанных договоренностей началась еще весной 2010 года. Но до конца лета 2010 года у Беларуси были реальные возможности влиять на ход данного процесса. Окончательно же схема, которую мы называем «пакт Бузека–Приходько» была утверждена в сентябре 2010 г., когда Европарламент заявлением своего председателя занял крайне жесткую позицию в отношении итогов предстоящих президентских выборов в Беларуси. Таким образом, Беларусь перед выборами столкнулась с тем, что у нее на востоке оказался «Запад» – Россия выступила единым фронтом с Евросоюзом против А.Лукашенко.
Это примерно соответствует нынешнему беспрецедентному давлению Запада на В.Путина.
С момента заявления Ежи Бузека – 22 сентября 2010 г. – все расчеты Беларуси на признание выборов на Западе и соответствующие усилия были тщетными. И в это время белорусскому руководству необходимо было уже заниматься вопросами послевыборного планирования.
Однако этого не произошло. И аппаратная группировка в белорусском истеблишменте, ориентировавшаяся на признание выборов со стороны Запада, была не просто крайне активной на протяжении всей кампании, но, по сути, играла определяющую роль в ее развертывании. Что привело к явно избыточным затратам ресурсов на соответствующем направлении, а также явно избыточному, ошибочному и бесперспективному разыгрыванию «антиимперской» карты в отношении России (с приглашением в эфир белорусских телеканалов Михаила Саакашвили и прочих одиозных фигур).
Эта тупиковая прозападная линия примерно соответствует тем серьезным «шатаниям» в российском истеблишменте, которые можно наблюдать сегодня. Российский политический класс крайне неоднороден и значительная его часть склоняется к сдаче позиций страны внешним субъектам, что видно невооруженным взглядом даже по работе топовых средств массовой информации.
Было в Беларуси и «раздвоение» штабов, внесшее дополнительную сумятицу в процесс подготовки к выборам, почти такое же, как в 2011 году в России.
Правда, в Беларуси оно было связано не с наличием на сцене одновременно двух ведущих политических фигур, а с внутриаппаратной борьбой. Это, безусловно, внесло дополнительную нервозность в работу властной вертикали.
Наконец, особую роль в негативном развитии ситуации в Беларуси сыграла привычка делать пиар Главы государства, не считаясь с экономическими последствиями соответствующих мер. Автор этих строк никогда не забудет некоторых совещаний, на которых осуществлялся поиск «фишек» и «того, что интересует и волнует людей». Порой создавалось впечатление, что наш кандидат идет «нос к носу» с кем-то из оппозиционеров и нам нужно где-то вырвать еще 2–3 процента голосов, чтобы победить. В то время как реально преимущество Лукашенко составляло десятки процентов.
Закономерным итогом того, что принято называть «экономическим популизмом» и прежде всего, искусственного завышения заработной платы, стали последующие экономические проблемы Беларуси, в том числе – валютный кризис. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что учитывая специфику политической культуры в стране, вряд ли претензию в небрежности к данному аспекту проблемы можно предъявить кому-то персонально.
В России сегодня происходит примерно то же самое. Повышения зарплат и пенсий, других выплат по социальным обязательствам являются неизменной основой пиара Владимира Путина. Однако эта линия очень плохо состыкуется не только с текущим не самым стабильным состоянием российской экономики, но и особенно – с перспективой экономической катастрофы 2014 года, которая обязательно будет сопровождаться снижением цен на нефть и резким сужением рынков сбыта. Параллельно, кстати, будет происходить рост внутренних тарифов на все, что связано с энергоносителями. И если здесь ничего не изменится, то окажутся правы те политики, которые предсказывают России повторение белорусского валютного кризиса образца первой половины 2011 года.
Можно провести еще много параллелей между белорусской и российской президентскими кампаниями, но и сказанного достаточно. Главное – совершенно понятно, что будет дальше.
Протесты в России будут планомерно усиливаться и все более переходить в политическую, открыто антипутинскую плоскость (вспоминается антилукашенковский лозунг «Саша, уходи!»). Экономическая нестабильность в России будет усилена этими политическими волнениями, что в условиях зимы обеспечит расширение протестного электората. Параллельно будет проходить наращивание националистических, антикавказских настроений и дестабилизация ситуации на самом Кавказе (судя по всему, в Южной, а затем – и в Северной Осетии). Именно одновременный взрыв в центре и на «окраине» является классической схемой, способной взломать российское политическое пространство (что прекрасно показал опыт 1991 года).
В качестве кульминации всех событий должен обязательно появиться труп (который действительно крайне нужен «демократии»). В Беларуси роль трупа сыграл Владимир Некляев, попавший в объективы камер с разбитой головой за полчаса до окончания голосования. В России, судя по всему, эту почетную роль будет выполнять Алексей Навальный. Хотя здесь и других «добровольцев» хватает.
Самое интересное, что с точки зрения излюбленного для пиарщиков и работников спецслужб «информационного противостояния» Владимир Путин в этом сценарии уже обречен. Учитывая реальное состояние российского политического класса, здесь не спасет ни жесткая, ни мягкая линия поведения. Ни уж тем более такой «креатив», как выдвижение кандидатом в президенты Михаила Прохорова, абсолютно бесполезное с точки зрения работы с протестными настроениями. Механизм запущен и через некоторое время остановить его трудно будет даже самим его создателям.
Нельзя не признать, что в этом есть некоторая ирония судьбы. Наверное, в окружении Путина ходило немало шуток и анекдотов про Лукашенко в период реализации российско-европейского плана по демонтажу белорусской модели, особенно – в августе–октябре 2010 г. и позже, в период валютного кризиса.
Но теперь вот вдруг стало не до смеха – ни Путину, ни белорусам, которые прекрасно понимают, чем чреват для них хаос в России.
Но в отличие от Александра Лукашенко у Владимира Путина есть огромная, потенциально самодостаточная, с хорошими стратегическими резервами страна, хоть и несущая тяжелые потери от продолжающегося ее растаскивания ворами разного рода, но все еще живая и способная к мобилизации. Сможет ли российский лидер выйти за пределы политики межгрупповых и корпоративных сдержек и противовесов и начать относиться напрямую к своей стране, к России и ее исторической судьбе, - это на сегодня главный вопрос.
Конечно, всерьез готовиться к Катастрофе 2014 года и организовывать диктатуру развития – это непривычная и страшная перспектива.
Но это все-таки лучше, чем подписывать очередную капитуляцию и становиться автором очередного исторического развала и грабежа России.
Для диктатуры развития есть мощные наработки, есть кадры, есть общественные силы.
И, безусловно, есть, должна быть решимость российского лидера следовать исторической судьбе. Иначе – дело плохо.
Юрий Царик, руководитель Белорусской группы развития
Источник: aftershock-4.
Рейтинг публикации:
|