Какой образ России сложился в европейских и американских СМИ? Какие угрозы транслируют западные медиа в адрес российских политиков? Зачем пересматриваются итоги Второй мировой?
Гость программы - Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации.
Ведущий - Армен Гаспарян.
Гаспарян: Здравствуйте! Тему нашей программы я бы сформулировал так: "Спустя 80 лет западные газеты стали писать то же самое". В гостях у нас генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
Я назвал эту программу "Западные газеты стали писать одно и то же" не случайно. Готовясь к встрече с вами, я посмотрел Daily Mirror, Washington Post. Обратил внимание на то, что заголовки там такие: "Россию ждут сложные времена", "Россия на пороге острого политического кризиса", "Россия грозит всему миру". Это, понятно, комиссары в кожанках.
Прошло без малого 80 лет, а история та же самая. "Россия на пороге острого политического кризиса" - это то, что Владимир Владимирович Путин идет на третий срок. "Россия грозит всему миру" - по всей вероятности, это ПРО. Появилось что-то типа "Империя зла возрождается" - вероятнее всего, это Евразийский союз.
Алексей, насколько правомерны эти оценки?
Мухин: Мы говорим о страхах Запада перед Россией, Советским Союзом, Российской империей до этого. Этот страх, трансформируясь в веках, существовал всегда. Поэтому образы этого страха периодически возникают перед глазами иностранных философов, наблюдателей, журналистов.
В том информационном мире, в каком мы сейчас живем, они ретранслируются очень быстро. Мы наблюдает четкую цифровую картинку, которую рисуют газеты, телевидение и поневоле начинаем в нее верить. Хотелось бы, чтобы мы в нее не верили, потому что это всего лишь картинка, это то, как представляют нас они.
Как показывает практика и мой богатейший опыт общения с западными журналистами и представителями западного истеблишмента, они в нас вообще ничего не понимают. Они не понимают, кто такие русские, нашу мотивацию, как мы живем, какие общественные институты у нас важны, а какие нет, какие партии мы любим, а какие не любим и почему. Они вообще ничего не понимают. Поэтому они живут в страхе, что Советский Союз, "империя зла", как они когда-то именовали его, возродится. Но это, к сожалению, невозможно.
Я говорю "к сожалению", потому что, возможно, многие из нас хотели бы, чтобы он возродился, но это невозможно. Во-первых, уже не существует четких, устойчивых экономических, социальных и, главное, культурных связей, которые смогли бы возродить Советский Союз.
Гаспарян: Вы имеете в виду межсоюзные республики?
Мухин: Республики бывшего СССР, скажем так. Он рассыпался. Они уже 20 лет ведут самостоятельную жизнь и не хотят назад. Это желание, безусловно, мы должны учитывать. Во-вторых, Советский Союз в прошлом столетии создавался под влиянием очень мощного внешнего фактора, когда революционная Россия была изолирована - это очень способствовало интеграционным процессам.
Сейчас такого нет, хотя, судя по всему, наши американские партнеры, заклятые друзья, и сейчас создают такие условия для того, чтобы этот интеграционный проект мог реализоваться.
Помимо этого надо учитывать, что местные элиты, я имею в виду республики бывшего СССР, уже не заманишь ни кнутом, ни пряником в какой-то интеграционный проект.
Все это говорит о том, что мы имеем дело со стереотиперами, которые сложились на Западе и которые очень легко возникают и эксплуатируются для того, чтобы добиться определенного результата. Что такое развертывание элементов ПРО? Это новые дополнительные деньги для военно-промышленного комплекса США.
Гаспарян: Только ведь это не Россия развертывает элементы ПРО. Здесь надо быть объективными.
Мухин: Конечно. Это деньги, которые американские военные хотят получить от Конгресса. Получению этих денег предшествует рекламная кампания. С этой рекламной кампанией мы и имеем дело.
Гаспарян: Есть два достаточно интересных момента. Вы говорили про то, что иностранцы вообще не понимают, что такое Россия. История CNN очень показательна. CNN перепутала съезд "Единой России" и историю со спорткомплексом "Олимпийский". Как такое вообще могло получиться?
Мухин: Я думаю, что CNN ничего не перепутала. Она сделала это специально для того, чтобы продемонстрировать, что "Единая Россия" - это чуть ли не КПСС-2.
Гаспарян: Но КПСС никогда не свистели на съездах. Там были громкие продолжительные аплодисменты, переходящие в овацию.
Мухин: Да, и ничего и не скандировали, потому что скандировать - это западный стиль ведения массовых мероприятий. В Советском Союзе скандировали, но на комсомольских собраниях, а это немножечко другое. Это форма модуляции определенного рода лозунгов, которые должны мобилизовать определенную общность - комсомольскую, партийную. Но на съездах однопартийцев в такой мобилизации необходимости нет…