Если вдумчиво прочитать то, что предлагает постпред США, то получается, что адаптированная кооперация выглядит так: Россия защищает себя, США — себя. При этом все постоянно думают, как бы усилия объединить. Такой самоочевидный вариант «принимать» нет никакого смысла, это фактическое положение дел. Причём тупиковое, поскольку интересы США прямо ущемляют российские, и никакого желания искать компромиссы у Вашингтона не обнаруживается. 8 декабря состоялось протокольное заседание Совета Россия — НАТО, в ходе которого стороны в очередной раз постарались понять друг друга. Как известно, НАТО продолжает возводить систему противоракетной обороны по периметру российских границ, убеждая в том, что именно такая конфигурация радаров и противоракет максимально защищает Европу от агрессивных планов Ирана и Северной Кореи. Поскольку такая аргументация выглядит, мягко говоря, неубедительно, то Российская Федерация в последние недели предприняла ряд комплексных мер, направленных на нейтрализацию прямой угрозы нашему ядерному средству сдерживания. Помимо ведущегося развертывания ударных группировок, позволяющих поразить угрожающие России элементы ПРО, и отданного распоряжений об ускоренной разработке боеголовок, способных прорывать все перспективные системы ПРО, президент Медведев приказал ввести в строй новую РЛС класса «Воронеж-ДМ» в городе Пионерский Калининградской области. РЛС «видит» на расстояние до 6000 километров и способна отслеживать 500 целей одновременно. НАТО сделало следующий шаг, объявив о частичном отказе от договора ДОВСЕ, согласно которому Россия и участники Альянса обменивались сведениями о дислокации военных частей на своей территории. Теперь, гипотетически, НАТО способно сконцентрировать на территории своих членов, например, в Прибалтике, группировку любой численности. Что, в свою очередь, автоматически приводит к тому, что размещённые исключительно для подавления американских противоракет и радаров российские комплексы «Искандер-М» будут вынуждены контролировать и все потенциально опасные территории. Таким образом, инициатива США по строительству ПРО обеспечила рост нестабильности в регионах, которые весьма далеки как от Северной Кореи, так и от Ирана. Правда, польские и прибалтийские партнёры НАТО склонны видеть в качестве причины растущей напряженности исключительно Россию. Так, премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс заявил по поводу «Искандеров» в Калининградской области следующее: «Я считаю, что на это мы должны реагировать серьезно, но форму реакции и усилия убедить Россию, что она не должна вести себя так воинственно, мы должны осуществлять совместно с партнерами по НАТО». Помимо высказанного стремления к евроатлантическому единению, премьер Литвы также выразил сожаление тем, что Москва «не слышит аргументы Запада, что противоракетная оборона направлена не против России, а против возможной в определенном смысле террористической деятельности, имеются в виду такие страны, как Северная Корея или Иран». Нельзя считать аргументами пустую риторику, которая противоречит очевидным фактам. Защищаться радарами в Польше и Норвегии от Ирана можно лишь в рамках совершенно фантастической стратегии, согласно которой Иран будет стремиться, во что бы то ни стало, поразить ракетами Северный Ледовитый океан. В международной дипломатии вообще не принято верить на слово, а уж в вопросах такой важности — это совершенно исключено. Как высказался глава российского МИД Сергей Лавров: «Нас призывают к спокойствию и заверяют, что система ЕвроПРО не направлена против России. Однако если в НАТО выражают готовность рассматривать Россию как стратегического партнера, то им не следует ставить под вопрос интеллектуальные способности представителей российской стороны». США и НАТО, тем не менее, продолжают делать именно это. Отказываются не только прекратить разворачивание системы, которая в лучшем случае выглядит двусмысленно, но и дать некие формальные, но зафиксированные на бумаге гарантии России. Таким образом, состоявшийся 8 декабря саммит воспринимался достаточно скептически, ведь было ясно — стороны от своих требований не откажутся. Тем не менее, российская сторона, склонная к компромиссным решениям, предложила США весьма логичный вариант секторальной ПРО. Поскольку, как уверяет генеральный секретарь НАТО, Россия и Альянс теперь партнёры, то можно договориться о зонах ответственности. У России существуют радарные станции и средства перехвата, позволяющие отслеживать и отражать любые пуски, как с территории Ирана, так и Северной Кореи. Российская Федерация готова оказывать содействие своим западным партнёрам, от которых в качестве ответной взаимности требуется немногое — всего лишь отодвинуть радары и противоракеты от российских границ. Как заявил начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ Николай Макаров, «если страны НАТО хотят самостоятельно защищать себя, мы предложили другой вариант: разместить ударные средства ПРО так, чтобы радиус их действия не затрагивал территорию России». «При этом радиус действия российских противоракетных средств не выходил бы за территорию РФ. Но и этот вариант не подошел», — сообщил генерал. Постоянный представитель США при НАТО Иво Даалдер ответил следующим «предложением». «Мы можем принять адаптированный вариант предложенного Россией секторального подхода. При таком варианте НАТО будет отвечать за защиту своей территории, а Россия — своей. Вместе мы можем определить, как наши отдельные системы ПРО могут сотрудничать, чтобы укрепить безопасность Европы и защитить ее от иранской угрозы», — сказал Даалдер. Если вдумчиво прочитать то, что предлагает постпред США, то получается, что адаптированная кооперация выглядит так: Россия защищает себя, США — себя. При этом все постоянно думают, как бы усилия объединить. Такой самоочевидный вариант «принимать» нет никакого смысла, это фактическое положение дел. Причём тупиковое, поскольку интересы США прямо ущемляют российские, и никакого желания искать компромиссы у Вашингтона не обнаруживается. Наоборот, желание Российской Федерации получить гарантии собственной безопасности воспринимается чиновниками США как посягательство на американские интересы и чуть ли не вызов. «Ни один из союзников в НАТО не позволит какой-либо стране за пределами альянса наложить вето на решение НАТО защитить себя, создавая противоракетную оборону против угроз, которое мы считаем наиболее заметными», — заявила государственный секретарь США Клинтон. При этом сложно понять, чем руководствовалась государственный секретарь, облекая своё возмущение именно в такую форму. Ведь, к сожалению, не существует каких-либо юридических органов или международных организаций, которые были бы способны запретить США создавать противоракетную оборону. При существующем положении дел, попадающие под удар ПРО государства вынуждены защищаться с опорой исключительно на собственные силы. И никакое вето не обладало бы ощутимым эффектом. По мнению госсекретаря, разногласия по поводу ЕвроПРО не служат достаточным основанием для принятия Россией ответных военных мер. «Мы продолжим работу по реализации проекта ЕвроПРО. Однако это не повод для принятия Россией военных ответных мер», — добавила она. Выходит, что госпожа Клинтон попросту высочайше запретила любым государствам, и России в особенности, пытаться нейтрализовать американскую программу. Генсек Североатлантического альянса Андерс Фог Расмуссен назвал «глубоко разочаровывающими» планы РФ по размещению ракет у границ стран НАТО. По его словам, «происходящее является неприятным напоминанием о прошлом и идет вразрез с современными стратегическими отношениями сторон». Прочие высказывания генерального секретаря НАТО не менее удивительны. Так, по его мнению, российские ответные меры на систему ПРО НАТО будут лишь тратой денег на «воображаемого врага». «Эти деньги можно было бы с большей выгодой для российского народа инвестировать в создание рабочих мест и модернизацию российского общества», — добавил Рамуссен. Между тем, стоит вспомнить о том, сколько денег американских налогоплательщиков уходит на построение системы ПРО. Не говоря уже о дислоцированных в самых разных углах земного шара военных базах. По состоянию на 2008 год, у США было 720 военных баз, расположенных в 32 странах мира, причём эти цифры лишь увеличиваются. Военный бюджет США на следующий год — 622 миллиарда долларов, больше чем у всех остальных стран мира вместе взятых. При этом президент Барак Обама никак не может договориться с Конгрессом о том, где бы найти 1,2-1,5 триллиона долларов в ближайшие 10 лет. Так что беспокойство генерального секретаря Фог Рамуссена по поводу стоимости дорогих военных программ следует обратить в противоположную Москве сторону. Саммит Россия-НАТО предсказуемо завершился без каких-либо результатов. Есть все основания полагать, что любые попытки договориться с НАТО в некоем конструктивном ключе на будущем саммите в Чикаго, тоже обречены на провал. По той единственной причине, что наши партнёры не имеют желания найти компромисс. Единственное, чем могла бы оперировать Россия без наращивания группировки войск у своих западных границ — это использовать вопрос о поставках в Афганистан. После того, как Пакистан перекрыл снабжение коалиционных войск в Афганистане через свою территорию, Россия остаётся единственным каналом такого рода. И его нужно использовать для давления на оппонента, чтобы склонить его к компромиссу. Источник: win.ru.
Рейтинг публикации:
|