Кишинев, Ноябрь 29 (Новый Регион, Елена Фурцева) – Меморандум Козака, подписание которого было провалено в ночь с 24 на 25 ноября 2003 года, не являлся хорошим вариантом урегулирования приднестровского конфликта. В него было включено право вето Приднестровья не только по вопросам, которые затрагивали непосредственно ПМР, но и по тем, которые касались действий молдавских властей на правом берегу Днестра.
Как сообщает «Новый Регион», об этом в интервью газете «Коммерсант.МД» заявил бывший глава Миссии ОБСЕ в Молдове Уильям Хилл. По словам американского дипломата, первый вариант меморандума, который был ему представлен, не включал три статьи, касающиеся военного присутствия Российской Федерации в Молдове.
«Эти дополнения были приняты без согласования с западными партнерами по урегулированию. Мы – ОБСЕ, США, Голландия, которая тогда председательствовала в ОБСЕ, – понимали, что это затрагивает Договор об обычных вооруженных силах в Европе. Но решение было принято в Брюсселе, Гааге и Вашингтоне. Если бы Россия вместе со всеми посредниками и представителями Молдовы и Приднестровья обсуждала данные вопросы, то, может быть, решение было бы иное», – рассказал Хилл.
Он также не согласился с тем, что любой договор, который может быть положен на стол переговоров между Кишиневом и Тирасполем, будет содержать элементы проваленного Меморандума. «Я ссылался бы, скорее, на так называемый документ посредников, в котором собраны предложения-рекомендации посредников от РФ, Украины и ОБСЕ», – сказал дипломат, очевидно, имея в виду проект, предложенный на пятисторонней встрече (Молдова, Приднестровье, Россия, Украина, ОБСЕ) 3 июля 2002 года в Киеве и потому названный «киевский план по федерализации».
«В этом документе мы разрабатывали федеративную систему, но с разграничением полномочий и структур законодательной и исполнительной ветви. Российские специалисты участвовали в процессе. Думаю, что до сих пор части этого документа актуальны. Я предлагал господину Козаку объединить наши рабочие усилия, которые шли параллельно. Но он мне сказал, что молдаване не хотят. А молдавская сторона утверждала, что не хотят россияне. И до сегодняшнего дня у меня нет точного ответа на вопрос – кто же все-таки не хотел», – продолжил американский эксперт.
Журналист «Ъ-МД» привел распространенную точку зрения о том, что в ноябре 2003 года игру России на Днестре «поломал» Запад, в частности, оказывая сильное давление на тогдашнего президента Владимира Воронина, который в последний момент отказался подписывать меморандум.
«Ясно, что 24 ноября, узнав о трех новых статьях, касающихся военного присутствия России в Приднестровье, господину Воронину позвонили и послали инструкции, чтобы он не подписывал меморандум. США, представители ЕС и ОБСЕ считали военное присутствие, не согласованное с другими подписчиками ДОВСЕ, неприемлемым. Я знаю, Козак говорил, что эти статьи были в документе ранее. Но вариант меморандума, который я видел, их не включал», – утверждает Уильям Хилл.
«Мы получили меморандум 14 ноября, и в нем не были затронуты вопросы военного присутствия, – уточнил бывший глава Миссии ОБСЕ в Молдове. – Россия, Приднестровье, Молдова решали вместе, они и должны объясняться. Сам факт, что в разработке документа не принимали участие все заинтересованные стороны, был значительным препятствием. В конце концов, по-моему, из-за этого подписание документа и провалилось. Не было полного взаимопонимания, не было доверия. С Россией мы много раз обсуждали вопрос военного присутствия. И я не понимаю, почему переговорщики с ее стороны поступили таким образом».
В то же время Хилл считает, что федерализация может быть основой хорошего решения, хотя на данном этапе этот вариант более проблематичен для восприятия сторонами переговоров. «Предполагаю, что в Кишиневе мало кто поддерживает эту точку зрения. Что касается приднестровцев, то им тогда придется признать, что они не будут независимыми, не будут признаны. Они тогда будут частью Республики Молдовы с особым статусом. Все страны ОБСЕ говорили об идее федерализации очень давно – еще в 1993 году, но пока это очень трудно осуществить. Я думаю, что необходимо время и усилия со стороны всех посредников и участников переговорного процесса», – продолжил американский дипломат.
Он призвал не ждать быстрых результатов от предстоящей 30 ноября – 1 декабря встречи в Вильнюсе в формате 5+2. «Уже более пяти лет не было официальных переговоров, да и контактов на неофициальном уровне за это время было мало. Поэтому необходимо возобновить диалог. И надо восстанавливать доверие между сторонами», – уверен Хилл. Он также считает сегодняшнюю обстановку вокруг переговоров более сложной, чем в 2003 году.
В заключение собеседник «Ъ – МД» сообщил, что примерно через два месяца будет опубликована его книга, где в том числе будет уделено внимание случаю с Меморандумом. «В нем довольно много уроков для дипломатов и переговорщиков. Я хотел написать так называемый case study («исследование конкретного случая»). Но это не значит, что я самый умный. Мы все допускали ошибки в процессе переговоров. Я надеюсь, что те, кто участвует в переговорах сейчас, не будут повторять те же ошибки. В этой надежде я и написал эту книгу. Может, некоторым людям она будет интересна», – сказал Уильям Хилл.