Автор: Александр Дюков Дата публикации: 21-11-2011
Материал подготовлен Клубом «Суть времени»
Листая WikiLeaks, обнаружил депешу посла США в Москве относительно создания Комиссии по борьбе с фальсификацией истории. Оно, конечно, дела минувших дней, однако небезынтересно было прочитать, как американцы и их информаторы здесь оценивали создание комиссии. Не без удивления увидел в документе и краткое изложение своей позиции — достаточно, кстати, адекватное.
1. Резюме: 19 мая Кремль объявил о создании «Комиссии по борьбе с фальсификацией истории» для противодействия любым попыткам «поставить под сомнение победу нашего народа во Второй Мировой войне». Данному решению предшествовало внесение в Госдуму поправок, в соответствии с которыми отрицание победы Советского Союза над нацизмом, а также «реабилитация нацизма» считаются уголовными преступлениями. Сторонники законопроекта изображают его эквивалентом законов, существующих во многих западных странах, где отрицание Холокоста считается преступлением. Его противники, однако, ставят под сомнение необходимость данного законопроекта, назвав его завуалированной попыткой предостеречь бывших соседей Советского Союза от любых заявлений или действий, осуждающих советскую оккупацию этих стран по окончании Второй Мировой войны. Ведущие правозащитники обвинили правительство России в эксплуатации патриотических настроений, чтобы связать концепцию государственной мощи с авторитарным правлением, что может облегчить закручивание гаек против гражданского общества. По мнению либеральных и умеренных комментаторов, как законопроект, так и создание Комиссии могут стать шагом назад от недавних многообещающих мер по повышению терпимости руководства страны к плюрализму мнений. Конец резюме.
2. В свете своих собственных заявлений об опасности «ревизионизма в истории», сделанных в видео-обращении в честь Дня Победы 9 мая, президент Медведев сформировал 19 мая «Комиссию по борьбе с фальсификацией истории» для противодействия любым попыткам «поставить под сомнение победу нашего народа во Второй Мировой войне». Комиссия, которая, как ожидается, будет собираться дважды в год, объединит в своих рядах различные правительственные структуры, в том числе Министерство обороны и ФСБ. Данному решению предшествовал внесенный 7 мая в Государственную Думу законопроект, в соответствии с которым отрицание победы Советского Союза над нацизмом, а также «реабилитация нацизма» считаются уголовными преступлениями. Поправки предусматривают наказание за данное преступление в виде штрафа в размере 300 000 рублей или тюремного заключения на срок до 3 лет, либо в виде штрафа в размере 500 000 рублей или тюремного заключения на срок до 5 лет, если его совершил государственный чиновник или представитель СМИ. Наказание также будет применяться к иностранным гражданам, если они совершили указанное преступление на территории России. Депутат от «Единой России» Валерий Рязанский сообщил 6 мая газете «Ведомости», что Верховный Суд уже выдал положительное заключение на предложенные поправки.
3. Сторонники идеи создания Комиссии и внесенного на рассмотрение законопроекта, такие как депутат от «Единой России» и Министр по ГО и ЧС Сергей Шойгу, изображают его эквивалентом законов, существующих во многих западных странах, где отрицание Холокоста считается преступлением. После того, как идея была озвучена, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин заявил в эфире Радио «Свобода», что «нам необходимо вернуться к мерам, которые бы позволили нам противодействовать реабилитации нацистов и их сообщников». Тем не менее, уже в январе Медведев недвусмысленно дал понять, что Кремль намерен связать данный вопрос с проблемой разногласий о советском прошлом, заявив созданному по случаю 65-ой годовщины победы во Второй мировой войне Государственному совету, что Россия не примет «никаких искажений несомненного и решающего вклада Красной Армии и Советского Союза в освобождении Европы от фашизма». 20 мая источники, близкие к Кремлю, заявили умеренной газете «Коммерсант», что за созданием Комиссии и за принятием законопроекта стоят «геополитические вопросы» в виду склонности «некоторых бывших советских республик» к преуменьшению роли Советского Союза в победе над фашизмом. В законопроекте прописано, что он будет применяться не только к отдельным гражданам, организациям, партиям, движениям или коммерческим структурам, но и государственным/правительственным структурам, государствам, в качестве примеров приведены Эстония, Латвия и Украина.
4. Принимая во внимание данные заявления и явное намерение применять данный закон к иностранным гражданам и правительствам, ряд критиков назвали данный законопроект завуалированной попыткой предостеречь бывших соседей Советского Союза против любых заявлений или действий, осуждающих советскую оккупацию этих стран по окончании Второй Мировой войны. Когда в недавнем прошлом бывшие советские республики стали принижать победы Советского Союза во Второй Мировой войне, называя их «началом оккупации», российские лидеры отреагировали на подобные нападки, предупредив страны, в которых проживают значительные русские национальные меньшинства, что они будут защищать их права. В 2007 году разногласия вокруг решения Эстонии перенести памятник советским солдатам из центра Таллина стали предвестниками целого ряда взаимных обвинений по поводу отношения к Советскому военному Мемориалу и местам захоронения, а также резких обвинений в толерантном отношении к неонацистским и фашистским движениям. Заместитель председателя Комитета Госдумы по делам общественных и религиозных организаций Сергей Марков, входящий в состав Комиссии, выразил 20 мая своё негодование газете «Коммерсант» по поводу того, что в соседних странах, таких как Латвия, Украина и Эстония, «нацистам дают медали и другие награды», в то время как на Украине преувеличиваются масштабы «голодомора» (который, по мнению Украины, был частью сознательной сталинской политики массового истребления). Попытки Польши провести расследование массового убийства польских офицеров сотрудниками НКВД в ходе Второй Мировой войны также вызвали недовольство правительства России и привели к дипломатическому тупику в вопросе предоставления Польше дополнительной информации. Даже редактор либеральной «Российской Службы Новостей» Сергей Доренко сказал нам, критикую расширение НАТО, что «20 лет назад нацисты не маршировали в Прибалтике, чего нельзя сказать о нашем времени».
5. В результате принятия законопроекта иностранцы, приехавшие в Россию, могут подвергнуться аресту, если они ранее совершили указанные преступления за пределами России. В таком случае, даже главы государств могут быть заключены под стражу по приезде в Россию в ходе дипломатического визита. Следуя этой логике, Комиссия далее говорит о возможности разрыва дипломатических связей с правительством любой страны, обвиненной в оскорблении России в данной сфере.
6. Ряд экспертов подвергли критике логику и мотивацию принятия законопроекта и создания Комиссии. Издание Gazeta.ru процитировало скептицизм адвоката Андрея Князева в том, что закон можно будет применять на практике, так как будет трудно доказать факт его нарушения. Историк Александр Дюков заявил газете «Ведомости», что закон будет бесполезен, так как Нюрнбергский суд уже дал оценку нацистским преступлениям, и мало кто с этим не согласен. Как написал умеренный комментатор Федор Лукьянов, проект закона «не что иное, как популистский шаг» для набора политических очков и «достижения внешнеполитических целей России», так как он оказывает давление на её соседей. Действительно, многие выразили сомнения относительно законности той части законопроекта, которая призывает к преследованию иностранцев, совершивших некие действия или сделавшие заявления за пределами России. Даже пророссийская оппозиция на Украине нашла закон странным; Депутат Верховной Рады из «Партии Регионов» Валерий Ковалев заявил изданию grani.ru: «Есть международное право. Есть соответствующие соглашения между государствами. Очевидно, что данная мера не совсем законна».
7. Журналист и член Совета по правам человека Светлана Сорокина заявила нам 19 мая, что «Правительство никогда не упустит шанс поэксплуатировать народный патриотизм, особенно в этой стране, особенно в преддверии Дня Победы». Однако, по словам Сорокиной, недавние действия Правительства России представляют нечто большее, чем простой шовинизм. «Они могут говорить, что озабочены тем, что кто-то реабилитирует Гитлера, — продолжает она, — но дело, в действительности, в реабилитации Сталина». Часть экспертов отметила, что в 2000 году среди первых решений Путина было возращение советского гимна, а также помещение имени Сталина в начало списка Героев Второй Мировой войны. Оппозиционные деятели открыто выразили свои сомнения по поводу закона, а представители «Яблока» и «Правого Дела» предложили преследовать в рамках данного закона и попытки реабилитации сталинизма.
8. В отличие от большей части бывшего коммунистического мира, в России советское прошлое — источник и гордости, и боли. Во время прогулки по улицам Москвы или поездки в метро легко заметить преобладание молотов и серпов, памятников Ленину, фресок, воспевающих советских рабочих, единство и дружбу Советских республик. Активист движения «Оборона», Олег Козловский задал риторический вопрос в ходе беседы 19 мая: «Представьте, что вы идете по Берлину, а вокруг повсюду по-прежнему весят свастики». Однако для большинства россиян сравнение жертв Гитлера и Сталина сродни богохульству. По мнению Сорокиной, постоянного критика политики Правительства России в отношении прав человека, большинство россиян остро воспринимают критику перегибов Советского Союза со стороны международного сообщества, и она сама в ходе нашей беседы преуменьшала масштабы антироссийских преступлений Сталина.
9. В сложившихся обстоятельствах, наши партнеры по защите прав человека и другие эксперты считают, что данный закон облегчит Правительству России принятие еще более жестких мер против гражданского общества. Ирина Карацуба из Московского Государственного университета написала: «Это попытка заткнуть рот» независимым экспертам, историкам, журналистам, активистам, а также таким группам, как «Мемориал», которая «хранит память о репрессиях». Олег Орлов из движения «Мемориал» согласен с тем, что Комиссия — попытка «не дать сформироваться объективному взгляду на реальное прошлое России». Людмила Алексеева из Московской Хельсинской Группы сказала нам 20 мая, что «если бы целью Комиссии была бы действительно историческая справедливость, в её состав входили бы историки. В ней нет ни одного настоящего историка, только политики и сотрудники ФСБ». Она также отметила, что Затулин, автор законопроекта, сделал себе имя, уничтожая в 70-х годах диссидентские группы. Согласен с ней и Никита Соколов, редактор либеральной ежедневной газеты «Новое Время». Он назвал решение о включении сотрудников ФСБ в состав Комиссии «приводящим в недоумение», а также добавил, что «нетрудно догадаться, где они будут искать фальсификации». В некоторых редакционных статьях указывалось, что данный законопроект не учитывает российских доморощенных неонацистов и скинхедов, и подчеркивалось также то, что историки не обошли бы вниманием пакт Молотова-Риббентропа 1939 года, который позволил России и Германии захватить Восточную Европу.
10. Недавние либеральные жесты Медведева — такие как интервью либеральной «Новой Газете» и восстановление им Совета по правам человека — были, по мнению многих либералов, надеждой на оттепель в политике Правительства России. Однако решение Медведева о создании данной Комиссии стало напоминанием о консервативном, националистическом отношении России к её ближайшей соседям и о Советском прошлом, которое все еще доминирует во всех слоях российского общества, от президента до простого гражданина. Данный законопроект не прошел пока далеко в Государственной Думе, роль Комиссии остается неясной в виду отсутствия «координирования» неопределенного «процесса». Тем не менее, мы будем внимательно наблюдать за этим потенциально проблемным трендом в политике Правительства России. Джон Байерле (посол США в РФ — прим. ред.). Источник: inoforum.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикации 3
комментариев 1066
Рейтинг поста:
А если представить что победил не Советский Союз а Германия, то этот Козёловский уже вечером 19 мая сидел бы в гестапо.