Алжир взорвется вслед за Ливией. Такой прогноз делают лидеры ливийских повстанцев. Среди них — небезызвестный деятель ПНС Бин Халифа. По его словам, "Алжир взорвется следующим. Я уверен в том, что там уже идет революционный процесс. Алжир — клаустрофобическое государство, полностью под контролем армии. Армия добровольно от власти не откажется. Даже президент Абдельазиз Бутефлика — не более, чем марионетка в руках военных ".
Можно было бы и не принимать всерьез подобные высказывания, если бы они были единичны. Однако алжирское руководство готовится к худшему, поскольку 4 ноября информационное агентство algeria-isp.com распространило видеоролик, на котором представитель Абдуррахмана Свеильхи, одного из лидеров мисратских мятежников, обещает свергнуть власть в Алжире за поддержку Каддафи и заявляет о готовности начать атаки на соседнюю страну уже в этом ноябре.
По сообщению издания Seven Days News, в Алжире к этим угрозам отнеслись со всей серьезностью, поскольку, по оценке алжирских корреспондентов в Триполи, ситуацию в Ливии сейчас контролируют экстремистские, в том числе и исламистские группировки, имеющие давние счеты с руководством соседней страны за разгром 1990-х годов.
Напомним, что ранее противники жаловались на то, что именно алжирская поддержка позволяет Каддафи продолжать борьбу. Особую ярость у повстанцев вызвало то, что Бутефлика укрыл на своей территории ближайших родственников Каддафи, мотивировав свои действия стремлением спасти этих людей от грозящей им физической расправы.
В свою очередь, в августе лидеры ливийских повстанческих группировок сделали заявления о начале войны против Алжира. И тут же исламисты осуществили двойной теракт в военной академии в Шершеле, заявив о том, что это месть алжирскому руководству за его "ливийские происки".
Между тем, 23 сентября Алжир, по мнению ряда экспертов, де-факто все же признал ПНС, выразив намерение "тесно работать" с ним. А позднее делал и другие, не менее выразительные жесты в адрес новых ливийских властей. Но на практике изначально никакого разворота на 180 градусов в их отношениях быть не могло, поскольку ПНС не контролирует ситуацию в стране.
Более того: отношения между Алжиром и ливийскими группировками за это время лишь обострились. Интересно то, что громкие заявления ливийских исламистов во многом совпадают с соответствующими упреками Запада.
Дипломаты западных стран, включая министра иностранных дел Франции Алена Жюппе, не устают выражать озабоченность по поводу поддержки Алжиром режима Каддафи, которая, по утверждению западных СМИ, включала в том числе и поставки оружия.
Эту версию тут же подхватил видный представитель ПНС Омар Харири, по информации которого оружие это "поступило в Ливию и было использовано против нашего народа".
Алжирская сторона это отрицает и указывает на то, что в первую очередь опасность представляет оружие, похищенное в Ливии. По словам министра Алжира по делам Магриба и Африки Абделькадера Мессахеля, почти все теракты, совершенные за последние месяцы в его стране, были выполнены при помощи "ливийских вооружений".
Напомним, что именно Алжир является главным препятствием для далеко идущих планов исламистов, который с 1992 года стоит в авангарде борьбы с терроризмом в Северной Африке. За последние 20 лет эта страна доказала свою способность противостоять подобному вызову.
Однако сейчас ситуация заметно изменилась. И не следует думать, что против Алжира действуют только террористы. Возможно, в отношении этой страны может быть применена тактика комбинированного удара.
Достаточно упомянуть о попытке организации массового выступления 17 сентября. В интернете появились призывы к алжирцам устроить "алжирскую революцию". Глава МВД АНДР Даху ульд Каблиа обвинил в попытке дестабилизации "зарубежные силы, связанные с сионистским образованием".
Показательно, что так называемую оппозицию не остановило и то, что правительство Алжира 12 сентября декларировало запуск обещанных еще в апреле политических реформ. Среди них прекращение монополии государства на электронные СМИ, отмена уголовных наказаний за профессиональные ошибки журналистов и введение нового закона о легализации политических партий и их деятельности.
Президент АНДР Абдельазиз Бутефлика был вынужден на них пойти после массовых февральских выступлений алжирцев. Радикально настроенная оппозиция их не принимает и указывает, что это тщетная попытка отсрочить приход в Алжир "арабской весны".
Однако пока алжирцы, которые еще надеются на способность властей проводить реформы, эти призывы не поддержали. И несмотря на проведение отдельных демонстраций, ничего серьезного 17 сентября в Алжире не произошло. Впрочем, уверенности в том, что это не удастся в будущем, нет. Как известно, первая попытка "революции в Фейсбуке", задуманная в Сирии на середину февраля, тоже провалилась. Однако потом мы стали свидетелями мятежей в Дераа, Дер-аз-Зуре, Хаме, Латакии, Хомсе и так далее.
Тем более, что почва для массового народного недовольства в Алжире имеется серьезная, и пока никакого прогресса в разрешении внутреннего кризиса не достигнуто. Уязвимых мест у Алжира в этом плане более чем достаточно. Есть и общие с Ливией больные точки, включая нерешенный национальный (берберо-кабильский) вопрос.
Более того: по ряду позиций Алжир выглядит еще более уязвимо, чем Ливия. По крайней мере, о тех социальных гарантиях, которые предоставлял ливийцам режим Каддафи, алжирцы и не мечтали. И все чаще алжирское население задается вопросом: куда ушли колоссальные средства, вырученные от продажи нефти и газа, и на что намерены потратить власти те 160 миллиардов долларов, которые они вывезли из страны в западные банки?
Сергей Балмасов Источник: warandpeace.ru.
Рейтинг публикации:
|