Утверждается, что переговоры между двумя ключевыми членами ЕС по этому вопросу ведутся уже несколько месяцев. Действительно ли Европа находится на пороге сворачивания проекта евро как одной из ведущих мировых валют?
Не надо торопиться
Общепризнанно, зона евро переживает самую сильную турбулентность за всю свою непродолжительную историю. Вопрос в том, удастся ли предотвратить цепную реакцию, способную распространиться из Греции по Средиземноморью. На спасение Афин у Евросоюза деньги есть. Если аналогичные проблемы возникнут в Италии и Испании, то средств может не хватить. Правительство Португалии уже проводит жесткую финансовую политику, получившую одобрение руководства ЕС, но если начнется всеобщая паника, то и его усилия могут потерпеть неудачу.
Поэтому лидеры ЕС идут на крайние меры для того, чтобы предотвратить крах, но, как представляется, исключение аутсайдеров из зоны евро к их числу пока не относится. Опыт Великой депрессии начала 30-х годов показал, что создать «островки благополучия» в условиях кризиса не удается. Кроме того, попытки «наказать» неудачников могут привести к развалу ЕС. На сегодняшний момент нельзя отказаться от евро, не выйдя из состава Евросоюза. Правда, только что в СМИ прошла информация о том, что ХДС – правящая партия Германии – намерена предложить разрешить странам-должникам выходить из еврозоны, не теряя при этом членства в ЕС.
Однако вряд ли с этим согласится большинство европейцев. Даже в Греции, которая наиболее тяжело переносит кризис, население высказывается за участие в ЕС и сохранение евро. Идея о возврате к драхме весьма непопулярна.
Желание части элит наиболее успешных стран Евросоюза отгородиться от Греции и других «южан» вполне понятно. Но политики, отвечающие за принятие решений, не могут действовать, исходя из эмоций (а что эмоции их переполняют, свидетельствует крайне резкие слова Николя Саркози о Георгиосе Папандреу в то время, когда последний еще был греческим премьером). Неудивительно, что Ангела Меркель быстро опровергла слухи о реформировании еврозоны.
Похоже, что «утечки» о переговорах Франции и Германии имеет под собой два основания. Первое – если даже вероятность негативного развития событий составляет не более 10% (цифра условная), то надо продумать запасной вариант. Тем более что иногда процессы развиваются иррационально: никто не мог предсказать авантюру Папандреу с референдумом, которая изрядно напугала европейцев. Второе – предупредить элиты средиземноморских стран ЕС, чтобы те не заигрывались в ущерб общеевропейским (в том числе валютным) интересам.
Доверяй, но проверяй
Глобальные экономические последствия нынешнего кризиса выглядят пока неясными, но сейчас понятно, что последние события в Греции нанесли удар по доверию внутри ЕС. Односторонние действия Папандреу, колебания его оппонентов из партии «Новая демократия» привели к тому, что ЕС потребовал от греческого правительства и основных политических сил письменного обещания проводить согласованную с Евросоюзом экономическую политику. Словам греческих политиков уже не верят. И должно пройти время, чтобы репутация страны была восстановлена.
В то же время и греков понять можно – впервые за все время членства в ЕС в стране введены элементы внешнего управления. Конечно, европейские лидеры подчеркивают, что Греция остается суверенным государством, но любое отклонение от условий достигнутого соглашения (50%-е списание долга в обмен на жесткую экономическую политику на несколько лет вперед) будет расценено как нелояльность и приведет к приостановке помощи, от которой греческая экономика будет зависеть еще долго.
Элементы внешнего управления, хотя и в меньшей степени, актуальны и для Италии, в которой объявлено о предстоящей отставке Сильвио Берлускони, потерявшего большинство в парламенте. Саммит ЕС, состоявшийся 26 октября, призвал Еврокомиссию дать детальную оценку представленных Италией экономических мер, а также мониторить их исполнение. Во исполнение этого решения в страну направлена миссия Еврокомиссии по оценке финансово-экономической ситуации. Ангела Меркель заявила, что «Италия должна вернуть доверие к себе. Меры экономии необходимо принять как можно быстрее». Она также добавила, что политическая неопределенность в Риме после отставки Берлускони не должна затянуться.
По мнению Меркель, Италия на правильном пути, но время поджимает.
Элементы внешнего управления – часть антикризисной стратегии Евросоюза в отношении стран, находящихся на грани банкротства или, как Греция, фактически обанкротившихся. В отличие от частных компаний, страну нельзя «закрыть», уволив работников и расплатившись с долгами. Однако можно неформально согласовать кандидатуру арбитражного управляющего, которым, разумеется, является гражданин соответствующей страны (ведь речь идет об «элементах» внешнего управления, а не об управлении в чистом виде), имеющий достаточный авторитет в Европе и готовый на ограниченный срок возглавить переходное правительство. Его кандидатуру выдвигает часть местных элит, но она должна обязательно устраивать европейцев. Показательно, что когда Папандреу попытался провести на пост премьера своего политического единомышленника – спикера парламента, – то данная идея была отвергнута с мотивировкой, что тому не удастся наладить жизненно важный для страны диалог с ЕС.
Такой «управляющий» должен консолидировать национальные элиты для решения конкретной задачи – проведения необходимых, хотя и непопулярных, реформ. Неполитическая фигура не имеет собственных электоральных амбиций, что позволит действовать более жестко и независимо от мнения избирателей. Консолидация партий не означает их идеологического и организационного сближения – в ближайшем будущем они станут соперниками на выборах – но без нее Европа не готова спасать «южан».
Переходные лидеры
В Греции премьером стал Лукас Пападимос, долгое время возглавлявший греческий Центробанк и являвшийся вице-президентом Европейского Центробанка. В правительство войдут представители обеих основных политических партий. Еще до вступления в должность Пападимос потребовал реальных полномочий по формированию правительства (в том числе назначения министрами не только партийных деятелей, но и своих доверенных лиц) и проведению экономической политики. Кроме того, он настаивает на переносе парламентских выборов, намеченных на 19 февраля, считая, что кабинет не успеет за короткое время решить свои основные задачи. Первое требование, похоже, выполнено. Что касается второго, то оппозиционная «Новая демократия», как представляется, если и согласится на перенос выборов, то на небольшой срок.
В Италии партия Сильвио Берлускони первоначально рассчитывала на то, что ей удастся сформировать новое правоцентристское правительство во главе с кем-либо из ближайших соратников уходящего Il Cavaliere (так итальянцы прозвали многолетнего лидера правых). Но теперь она готова обсуждать вопрос о формировании кабинета национального согласия с участием оппозиции. Однако возглавить такой кабинет может, как и в Греции, только нейтральная фигура – например, бывший еврокомиссар, а ныне президент ведущего миланского экономического университета Bocconi Марио Монти.
Только что президент Италии Джорджо Наполитано назначил Монти пожизненным сенатором, что в местных СМИ посчитали неофициальным одобрением его кандидатуры на премьерский пост.
Переходные правительства во главе с «техническими» премьерами имеют прецеденты в современной истории Греции и Италии. В Греции в условиях затяжного политического кризиса в 1989-1990 годах правительство возглавлял глава Центробанка Ксенофон Золотас. В Италии после операции «Чистые руки», сокрушившей значительную часть политического класса страны, кабинет в 1993 году возглавил также «главный банкир» Карло Адзелио Чампи, позднее занимавший президентский пост. Несколько позднее правительство возглавлял еще один видный итальянский финансист Ламберто Дини.
Однако есть и существенное отличие. Бурные кризисы конца 80-х – начала 90-х годов в Италии и Греции носили локальный характер, мало влияющий на общеевропейские процессы. Сейчас страны Евросоюза связаны друг с другом неизмеримо сильнее – кроме того, политический кризис является следствием экономического, который является глобальным вызовом для Старого Света. Поэтому роль внешнего фактора сейчас куда выше, хотя основную миссию по выводу стран из кризиса должны все же принять на себя местные элиты. Как члены переходных правительств, так и победители ближайших выборов, которые сформируют кабинеты министров на более длительный срок, и со «свежей» легитимностью смогут дальше заниматься реформами.