Газопровод «Северный поток» введен в эксплуатацию. Газ по нему пошел в Европу.
Президент РФ Дмитрий Медведев, канцлер Германии Ангела Меркель, премьер-министры Нидерландов Марк Рютте и Франции Франсуа Фийон, а также еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер в немецком Любмене открыли символический вентильный кран запорной арматуры газопровода «Северный поток», по которому российский газ придет в Европу, минуя транзитные страны.
Таким образом завершилась огромная работа, продолжавшаяся почти 6 лет. Закладка трубопровода была сделана 9 декабря 2005 года в поселке Бабаево Вологодской области. Построен он был за два года, но самому строительству предшествовали годы инженерных изысканий и экологических экспертиз. Трубопровод построен за счет долгосрочных частных инвестиций энергетических компаний России, Германии, Франции и Голландии.
Nord Stream, как его называют в Европе, соединит газовые месторождения России со странами Европейского Союза по дну Балтийского моря. На сегодняшний день это самый короткий маршрут поставок российского газа в Европу, позволяющий обойти транзитные страны.
Газопровод строился в соответствии с самыми строгими экологическими требованиями, заявил Дмитрий Медведев.
Выступая на открытии «Северного потока», он напомнил, что было очень много разговоров по поводу требований, предъявляемых к газопроводу.
«Каких только выступлений в тот период мы не наслушались. Но самое главное, что сегодня все видят, что задачи этого проекта - абсолютно прагматические или экономические. И можно уверенно сказать, что новый газопровод будет самым современным в этой сфере и в сфере охраны окружающей среды в особенности», - отметил президент РФ.
Открытие газопровода знаменует новый этап в отношениях РФ и ЕС. «Российский газ будет впервые поступать в страны Евросоюза напрямую», - подчеркнул президент.
Россия рассчитывает, что Евросоюз сможет преодолеть нынешние трудности, и потребности в газе смогут вырасти до 200 млрд кубометров к 2020 году, отметил Медведев.
Президент РФ не видит альтернативы энергетическому сотрудничеству России и Европы.
«Экономически оправданной альтернативы энергетическому сотрудничеству нет и быть не может», - заявил глава российского государства.
По его словам, «это сотрудничество и взаимовыгодное, и носящее долгосрочный характер». «Мы надеемся, что это будет сотрудничество, на нем не будет никаких искусственных барьеров, даже несмотря на некоторую разность подходов, о которых говорилось», - отметил Медведев.
Российский лидер подчеркнул, что Россия намерена и впредь наращивать объемы поставок газа в Западную Европу. «Даже в начале 90-х годов, когда Россия была в непростой экономической ситуации, мы старались работать в полную мощность и газ поступал в Европу бесперебойно. Мы и дальше будем последовательно наращивать энергетическое сотрудничество с нашими европейскими партнерами, привлекать инвестиции в добывающие, распределительные активы», - сказал глава государства.
По его мнению, это позволит «минимизировать риски по всей цепочке энергоснабжения - от фазы добычи топлива до поставки электроэнергии конечным потребителям топлива». Как отметил Медведев, германские, французские, голландские и другие компании «активно участвуют в разработке российских газовых месторождений».
Запуск газопровода «Северный поток» будет способствовать укреплению режима безопасности в Европе, заявил ранее Дмитрий Медведев.
«Это долгожданное событие, которое знаменует укрепление отношений между Россией и ЕС, и это событие будет способствовать укреплению режима безопасности, включая энергетическую безопасность в Европе», - сказал Дмитрий Медведев на пресс-конференции по итогам переговоров с федеральным президентом ФРГ.
Пропускная способность первой линии протяженностью 1 тыс. 224 км составит 27,5 млрд кубометров в год, вторая линия увеличит ее до 55 млрд кубометров в год.
Сырьевой базой проекта служат Южно-Русское и Штокмановское месторождения.
«Это, безусловно, важнейший энергетический проект, который обеспечит не только растущие потребности в газе наших партнеров из Евросоюза, но и, надеемся, даст толчок к интенсификации нашего сотрудничества в энергетической области в целом», - заявил накануне мероприятия журналистам помощник президента РФ Сергей Приходько.
Как подчеркнул помощник президента, «это реальная демонстрация важности работы России по диверсификации поставок газа в страны Евросоюза». Сергей Приходько отметил, что запуск «Северного потока» совместно с премьерами Франции и Голландии – «это итог многолетней, непростой с экономической и технологической точек зрения, работы, в которой мы неизменно ощущали прагматический и глубокий интерес наших ведущих партнеров из Евросоюза, в первую очередь, из Германии».
Представитель Кремля напомнил также, что в ходе реализации этого проекта «потребовалась самая активная разъяснительная работа правительства РФ». «Строители и проектировщики, как нам представляется, очень убедительно ответили на многие вопросы, касавшиеся, в том числе, и экологии», - сказал Сергей Приходько.
Отметим, что «Газпром» уже подписал долгосрочные контракты на поставку газа по «Северному потоку» в ряд стран ЕС, включая Германию, Данию, Нидерланды, Бельгию, Францию и Великобританию.
6 сентября этого года в Выборге (Ленинградская область) состоялся технический пуск газопровода. Технологический газ начал подаваться на морской участок газопровода на газокомпрессорные станции «Портовая», являющейся конечной точкой магистрального газопровода Грязовец - Выборг. На церемонии присутствовал премьер РФ Владимир Путин.
В преддверии запуска трубопровода в Германии заместитель технического директора Nord Stream AG Дирк фон Амельн заявил журналистам, что с выходом на проектную мощность в 27,5 млрд куб. м. в год трубопровод обеспечит газом 23 млн домашних хозяйств.
«Мы воспринимаем себя как дополнительную (а не конкурирующую) трассу относительно "Южного потока" и Nabucco. Газ, который мы транспортируем, внесет значительный вклад в достижение целей борьбы с изменением климата», - заявил фон Амельн, добавив, что растущий спрос в Европе обеспечит рынком сбыта все реализуемые сейчас трубопроводные проекты.
Дирк фон Амельн отказался уточнить, когда газопровод выйдет на полную проектную мощность. «Это не в наших руках - мы предоставляем транспортную инфраструктуру, а "Газпром" решает, как ее использовать», - сказал он.
Партнеры России по «Северному потоку» указывают на совпадение интересов в энергетике. Так посол ФРГ в России Ульрих Бранденбург отметил в интервью «Коммерсанту», что в российско-германские отношения в контексте строительства газопровода «Северный поток» доказывают, что сотрудничество Москвы и Берлина выгодно всем европейским страна.
Бранденбург подчеркнул, что Россия «в этом контексте является значительным стратегическим партнером Германии и ЕС, который будет играть особую роль и в будущем обеспечении Европы газом, нефтью и углем».
Кроме того, посол сообщил, что Германия и после ухода Дмитрия Медведева с поста президента РФ готова продолжить сотрудничество с Россией по вопросу модернизации.
«Эти четыре года прошли под знаком модернизации вашей страны. Мы в рамках наших возможностей - например, заключив в 2008 году договоренность о германо-российском партнерстве для модернизации,- внесли свой вклад в этот процесс. Это сотрудничество мы хотим продолжать», - сказал посол.
«Россия и Германия как стратегические партнеры сегодня связаны теснее, чем когда-либо. Отношения достигли такой плотности и интенсивности, которую вряд ли кто-нибудь мог бы себе представить еще несколько лет назад. Конечно, из-за этого в отдельных вопросах иногда возникают и проблемы или различия во мнениях, но наша задача - эти проблемы решить», - добавил посол ФРГ.
Комментирует:
«Северный поток» интересен несколькими моментами. Во-первых, первая труба, которая напрямую соединяет российские и европейские берега. Все остальные трубы либо идут через территорию транзитных государств, таких как Украина, Белоруссия, либо через Турцию как в случае с «Голубым потоком». Но Турция, как известно, не часть Европейского союза. Есть одно маленькое исключение в виде Финляндии, куда идет из России труба. Но эта труба настолько небольшая, что в целом, если мы говорим все-таки о больших, серьезных газопроводах, то это первый проект, который соединяет Россию с Европейским союзом.
Второй момент очень важный для «Северного потока» заключается в том что, это не просто партнерство России с какой-то одной страной в Европе. Проект реализован с участием трех европейских стран и четырех компаний из трех европейских стран. Это не российско-немецкий междусобойчик, как об этом писали в процессе реализации. Писали, что это газовый пакт Молотова-Риббентропа, что Россия и Германия разделили Европу по газовому вопросу друг с другом. На самом деле, мы видим, что это никакой не газовый пакт, в этом проекте участвует сразу несколько европейских стран. Это проект, который позволяет получать газ не только Германии. Напомню, что от входа в Германию уже одно ответвление построено - газопровод OPAL, который соединяет «Северный поток» с газотранспортными системами Восточной Европы, прежде всего, через Чехию, но также там есть вход и у Польши. Сейчас уже строится газопровод NEL, который соединит «Северный поток» с Западной Европой, он идет в Голландию, через территорию Германии и соединяет ее, соответственно с западноевропейскими сетями.
Следующий момент, довольно важный, заключается в том, что это первый пример полной кооперации между «Газпромом» и европейскими компаниями по всей цепочке. Сказать точно, какой газ в «Северном потоке» окажется (с какого месторождения) нельзя. Мы понимаем, что у нас есть единая система газоснабжения, и «Северный поток» связан с этой системой, через всю систему газопроводов и так далее. Но изначально ресурсной базой первой нитки «Северного потока» рассматривалось Южно-Русское месторождение. Оно запущено, выведено на пик добычи. Южно-Русское месторождение, как известно, разрабатывается в партнерстве с BASF и Eon. То есть в добыче это не только проект «Газпрома», но и проект двух европейских компаний. В транспортировке, как я уже сказал, это проект сразу четырех европейских компаний и «Газпрома». И дальше, с точки зрения дистрибуции газа, газопровод OPAL - это тоже совместная собственность «Газпрома» и немецких компаний.
Аналогичная картина наблюдается и по распределению газа. По всей цепочке мы наблюдаем кооперацию, нас и европейцев. Почему это важно? - Потому что все-таки это снижает психологический страх европейцев, которые боятся, что идут русские со своим газом. Он не только русский, но если посмотреть на акционерную структуру, он и европейский тоже.
Страх перед коррупцией тоже мешает. Если российские компании строят трубу, то уже есть убежденность, что там все украдут. Когда немцы участвуют как акционеры, то снижается страх того, что этот проект будет обязательно коррупционно емким, как сейчас говорят. То есть, на мой взгляд, кооперация с европейцами выступает как такая антикоррупционная мера. Европейцы приносят и прозрачность, и стандарт, и в этом плане обвинений бывает гораздо меньше к совместным проектам, чем к тем, которые ведутся исключительно российским компаниям.
Что касается новых ниток, то вопрос непростой. Мы знаем, что «Северный поток» и «Южный поток» в сумме это - 118 миллиардов кубометров газа. Через Украину, в пиковый год 2008, было поставлено 117 миллиардов кубометров газа. То есть мы видим, что объем «Северного потока» и «Южного потока» совпадает с рекордным транзитом через Украину. Конечно, мы понимаем, что «Северный поток» и в перспективе «Южный поток» будут замещать Украину, с точки зрения транзита. И поэтому часто критика заключается в том, что зачем строить новые трубы, если есть уже старая труба через Украину? Ведь она уже существует, значит не нужно никаких новых затрат. Но, проблема в том, что у нас складываются сложные отношения с Украиной. Это загадочная, непредсказуемая страна, которая уже доставила нам колоссальную проблему во время газовой войны. И до сих пор Украина публично не подтвердила свою готовность допустить Россию к управлению своей газотранспортной системой. То есть, мы бьемся 10 лет вокруг этой темы, постоянно слышим заявления на тему, что мы близки к решению этого вопроса, но ничего не происходит. Если бы украинские политики публично хоть раз заявили, что, не против пустить Россию в управление государственной системы (не говорю про передачу 100 процентного контроля, просто озвучить саму идею, что Россия могла бы принять участие), то ситуация была бы иной.
Кстати, Россию просто принять участие уже и не устраивает, но ни один украинский политик ни разу такого заявления публично не делал. Это означает, что Украина остается проблемой страной. «Северный поток» и «Южный поток» не от хорошей жизни строятся. Не было бы у нас проблем с Украиной и Белоруссией, не было бы и этих проектов. Но проблемы есть, и соответственно, есть эти проекты. И по большому счету идея новых ниток «Северного потока» связана как раз с проблемами, которые мы имеем с Украиной, и с теми, которые возникают в связи с «Южным потоком».
Напомню, что по «Южному потоку» нужно договориться с Турцией, которая превратилась в такую вторую Украину. Она тоже ведет себя непоследовательно. Хотя там труба должна идти по морю, что снижает риск перекрытия транзита в будущем, но все равно мы видим, что Турция это серьезная, головная боль. А «Северный поток», уже апробирован. Со всеми странами договорились. Возникает идея возможного переброса мощностей с Юга на Север. И в этом плане само предложение третьей нитки связано с тем, что мы вынуждены думать, как полностью обойти Украину как транзитное государство. Отсюда и берутся идеи третьей нитки. Но пока в Европе это предложение восприняли скептически. Вообще изначально многие в Германии скептически и первую нитку потока воспринимали. И не только в Германии. Я помню прекрасно, как многие говорили, что это невозможно, этого никогда не будет, что вы там никогда со Швецией не договоритесь. В самой Швеции некоторые депутаты уверяли, что при помощи «Северного потока» Россия чуть ли не десант высадит в Стокгольме. Это кажется сейчас шуткой, но, тем не менее, это было, потому что планировалось там построить платформу для ремонта «Северного потока» и на полном серьезе группа депутатов уверяли, что с помощью этой платформы Россия высадит десант в Швеции. Тем не менее договорились и в Швеции, и по экологии. Платформу убрали на всякий случай. Конечно, там никакого десанта не было бы. Кстати, это способствовало такому инновационному развитию, потому что, там пришлось другие технологии ремонта применять, без платформы.
Сейчас возникает идея – перебросить потоки с Юга на Север. В Европе пока воспринимают эту идею со скепсисом. Посмотрим, много зависит от того, что у нас произойдет с Украиной. Если мы до конца этого года не договоримся, я думаю, что вполне можно вернуться к идее новой нитки на Севере. Тем более что, на этот счет у нас уже все апробировано. С юридической точки зрения, с технической точки зрения, газопровод запущен, работает и в этом плане все те угрозы, которыми пугали долгие годы, они как-то растворились.
«Северный поток» только отчасти снижает влияние стран-транзитеров. Главной из этих стран является Украина. Львиная доля газа, транзитированного по территории Украины, идет в Южную Европу. «Северный поток» решает существенную часть проблем с Северной Европой. То есть обеспечивает их потребности Северной и Центральной Европы. Поэтому, речь идет и о строительстве «Южного потока». Но, учитывая достаточно жесткую линию европейцев на демонополизацию газового рынка, на диверсификацию источников поставок, перспективы и «Южного потока», и новых веток «Северного потока» видятся пока очень туманными.
Уже построенная ветка «Северного потока» имеет то преимущество, что она уже вводится в строй, уже является реальностью. Новые проекты, мне кажется, в нынешних условиях не имеют очень больших шансов на реализацию именно в силу вполне сознательной политики Евросоюза на диверсификацию поставок. Тем более, что с технологической точки зрения существующих мощностей транзитных достаточно для того, чтобы поставлять весь необходимый объем газа по контрактам своим европейским потребителям.
Соответственно, строительство новых веток является именно политическим решением. Но, как мне представляется, более экономичным политическим решением, более эффективным была бы все-таки выработка согласованной формулы нашего участия в украинской газотранспортной системе. Может быть и с участием европейским партнеров. Если это политическое решение будет принято, то столь затратные проекты будут избыточными.