Если Германия будет спасать еврозону, то на это потребуется около 300 млрд евро ежегодно только для поддержания статус-кво. Издержки, связанные с поддержанием хорошей жизни в Греции, не сопоставимы с потенциальными потерями от выхода этой страны из еврозоны. Но если Германия и Франция не «ликвидируют» Грецию, то на очереди Италия. Спасая Италию, Германия утонет сама. И тогда будет такая Великая Депрессия, что живые позавидуют мертвым. Сохранить евро и еврозону можно, только «убив» все проблемные страны. Сложный выбор, но кто говорил, что будет легко? Пока мировые финансовые площадки лихорадили массовые распродажи рисковых активов из-за возможного проведения Грецией скандального референдума по вопросу принятия новой международной программы помощи, внезапно, иначе это не назовешь, пресс-служба Министерства финансов этой страны сообщила об отказе властей от плана проведения голосования. С одной стороны, данное событие можно воспринимать как фарс. C другой стороны, трудно не углядеть в таких резких отказах от судьбоносных решений факт манипуляции рынками. Если судить прагматично, то после столь долгих и тяжелых переговоров относительно очередного транша помощи Греции в совокупности со списанием половины долга, за которыми следил весь мир, заявления о проведении «референдума» выглядят не только как попытка политического самоубийства, но и как желание реализовать сценарий по запуску цепной реакции долгового кризиса, которая может просто похоронить большую часть стран членов Евросоюза. Как, впрочем, и сам Евросоюз. Такие выводы можно сделать при поверхностном анализе ситуации, полностью исключая предположение о том, что главы Евросоюза игнорируют риски и руководствуются только краткосрочными и сиюминутными мотивами. На мой взгляд, главный тезис, который позволяет адекватно оценивать текущую ситуацию, таков: «Греция — это лишь пешка в политической игре тяжеловесов», поэтому любые внутренние инициативы греческого правительства, есть лишь проекция стратегии Германии и Франции. И в этом не стоит винить греков, так как иначе они бы не смогли получить даже первый спасительный транш, который, как мы помним, очень долго не мог дойти до назначения. Если бы интрига относительно референдума была более продолжительной, и непосредственно перед планируемой датой его проведения министр финансов Эвангелос Венизелос созвонился бы с председателем Еврогруппы Жан-Клодом Юнкером, или с комиссаром ЕС по экономике, или с министром финансов ФРГ Вольфгангом Шойбле и проинформировал бы о решении Греции не проводить референдум, которое было достигнуто несмотря на огромные политические сложности — вот в этом случае, как это не парадоксально, Германия, Франция обеспечивали себе значительный приток ликвидности через удачное размещение гособлигаций на долговом рынке на фоне «греческой» истерии. Однако, видимо этот сценарий был признан слишком опасным, так как держать рынки в неведении более месяца чревато ростом волатильности до столь высоких значений, что уже крупным фондам, согласно своим регламентам, придется или оставаться в стороне, или же в спешном порядке выводить капитал, так как «риски зашкаливают». В итоге регуляторы спровоцировали бы резонирование колебаний рынка, и никакие остановки торгов и повышения маржевых требований уже бы не спасли их от полного коллапса. Отвлечемся от этого апокалиптичного сценария и обратим свой взор на Италию. С одной стороны, новостной фон там — достаточно позитивный, так как Правительству Италии удалось согласовать пакет антикризисных мер, направленных на оздоровление итальянской экономики, которые пока не затрагивают вопросов пенсий и регулирования рынка труда, а также налоговой политики. С другой, несмотря на запуск программы выкупа облигаций (SMP) три месяца назад (ЕЦБ приобрел бонды на сумму более 100 млн евро, причем по большей части это были итальянские десятилетние гособлигации), доходность 10-летних облигаций Италии составляет 6,2%. Высокий уровень долга и задержка с принятием мер бюджетной консолидации делает спрос на итальянские облигации низким, тем самым провоцируя удорожание госзаимствований. Фактически Италия в ближайшие три года должна будет разместить облигации на 600 млрд евро чтобы рефинансировать свои обязательства. Но как долго ЕЦБ сможет поддерживать спрос на бонды? По словам члена управляющего совета ЕЦБ, по совместительству главы Центробанка Люксембурга, И. Мерша, ЕЦБ не желает быть кредитором последней инстанции в борьбе еврозоны с долговым кризисом. В связи с этим Европейский центральный банк рассматривает возможность прекращения выкупа итальянских облигаций, если его аналитики придут к выводу, что страна не в силах выполнить взятые обязательства и провести структурные реформы. Очевидно, что после такого заявления на правительство Сильвио Берлускони усилилось политическое давление. Это лишает его гибкости при принятии решений, возрастает вероятность отставки кабинета, и дальше события развиваются аналогично греческим, только намного быстрее. Под угрозой оказался союз с «Лигой Севера», защищающей интересы рядовых граждан и не поддерживающей повышение пенсионного возраста, а заодно с союзом — и сам фундамент власти Берлускони, а также его личное будущее, включая защиту от уголовных преследований. Надо сказать, что Берлускони уже давно превратился в составную часть проблемы, вместо того чтобы быть составной частью решения. Однако для всех возможных мер финансового спасения Италия слишком велика. Долговой кризис в странах Средиземноморья давно превратился в кризис доверия в еврозоне, и для его «купирования» потребуется несоизмеримо больше средств. Источников ликвидности, которые могут не допустить «эффекта домино» уже не так-то много, и все они давно задействованы. Например, ЕЦБ вынужден следовать примеру ФРС по наводнению деньгами экономики через выкуп облигаций проблемных стран. За 1.5 года было выкуплено 170 млрд евро из которых, как отмечалось выше, 100 млрд за 2 месяца. Однако перманентное продолжение программы может подорвать целостность валютного блока и структуру портфеля ЕЦБ. То есть на Италию ликвидности не хватит, а если и хватит, то ненадолго. И было бы неверным считать, что в правительстве Германии этого не понимают. Например, в августе этого года были озвучены серьёзные сомнения в том, что Италию можно спасти от дефолта, даже если удастся договориться об утроении объемов стабилизационного фонда еврозоны. Журнал Spiegel сообщал, что, по мнению немецких властей, финансовые потребности Рима настолько велики, что имеющихся в наличии ресурсов просто не хватит. Тогда в какую игру играет Германия? Ответ этот вопрос, на мой взгляд, раскрывается в посте одного из популярных финансовых блоггеров — spydell: «В чем суть вопроса? Если Германия будет спасать еврозону, а как вы понимаете, спасать могут только Германия и Франция и больше НИКТО, то на это потребуется около 300 млрд евро ежегодно только для поддержания статус-кво. Издержки, связанные с поддержанием хорошей жизни в Греции, не сопоставимы с потенциальными потерями от выхода этой страны из еврозоны. Но если Германия и Франция не «ликвидируют» Грецию, то на очереди Италия. Спасая Италию, Германия утонет сама. И тогда будет такая Великая Депрессия, что живые позавидуют мертвым. Сохранить евро и еврозону можно, только «убив» все проблемные страны. Сложный выбор, но кто говорил, что будет легко?» ДОПОЛНЕНИЕ: Еще одно преимущество для Германии — это тот факт, что, помимо формального контроля над странами, входящими, это еще и управление валютными курсами, через подавление слабых участников. Евро слишком крепкий? Нет проблем. Запускаем быка и устраиваем шоу, опуская курс. Сейчас Греция и компания выступают в роли быка. В принципе, Германия может послать всех к черту и самой выйти из евроблока, и, скорее всего выживет. Но если они хотят сохранить евро, то лучше действовать сейчас. Алексей Пухаев Источник: win.ru.
Рейтинг публикации:
|