Глава российского правительства Владимир Путин находится в Пекине с визитом, в ходе которого обсуждает с руководством КНР вопросы развития двустороннего экономического, научного и гуманитарного сотрудничества, включая инвестиционное взаимодействие и энергетику. В фокусе внимания сторон – совершенствование структуры взаимной торговли, расширение инвестиционного взаимодействия и кооперации в высокотехнологичных областях, реализация долгосрочных проектов в области энергетики.
Особое внимание развитию российско-китайских деловых отношений уделяют в ТПП РФ. В Пекине и Шанхае функционируют представительства Палаты, активно работает Российско-Китайский деловой совет. В эти дни представители системы ТПП РФ принимают активное участие в мероприятиях визита в страну главы правительства России.
Значение официального визита Владимира Путина в Пекин комментирует эксперт Федор Пашин:
– В настоящее время Китай стремительно захватывает лидирующие позиции и играет все более заметную роль в международных отношениях. И это объясняется не только численностью населения страны. Оно сегодня составляет 1341 млн человек, в то время как в России – 142,9 млн. В настоящее время ВВП Китая достигает 10 084 млрд долларов, а в РФ только 2218,8. Ежегодный рост экономики, даже в кризисные периоды, держится на уровне 10 %. Китайское финансово-экономическое присутствие заметно как в Евразии, так и на других континентах, в частности, в Африке и Латинской Америке.
К 2020 году на китайской территории будет сосредоточено около 50 % мировой промышленности. Он станет инновационным лидером, на эту страну будет приходиться 20 % НИОКР. Уже сегодня КНР является одним из главных мировых рынков и основным кредитором США. Стремительно растет военная мощь страны.
Китай является соседом России, граница между двумя странами одна из самых протяженных в мире. Наши страны имеют длительную историю добрососедских отношений.
Торговый оборот между Китаем и Россией достигает 60 млрд долларов. Ожидается, что по итогам переговоров в Китае товарооборот между двумя странами превысит отметку в 70 млрд долларов. В планах расширение военно-политического сотрудничества, в том числе по линии ШОС.
Китай, превратившись в альтернативный США мировой центр силы, становится все более притягательным международным субъектом для других стран, прежде всего тех, кто не намерен следовать в фарватере атлантической стратегии. В последние годы Россия и Китай стремятся взаимодействовать и координировать свою политику по международным вопросам. Они занимают схожую позицию по событиям в Северной Африке и на Ближнем Востоке. В частности, одинаково голосовали по Ливии и Сирии в ООН.
В условиях, когда на Западе все чаще занимают недружественную позицию в отношении Москвы, открыто проявляют неприятие российских лидеров, в частности главы правительства РФ, внешнеполитический курс России на укрепление всесторонних отношений со своим восточным соседом является более чем оправданным. Он открывает новые перспективы в политической, экономической и гуманитарной сферах перед двумя нашими странами, будет способствовать стабилизации обстановки в Евразии, где имеет место более 80 % всех мировых конфликтов, а также становлению справедливых международных отношений во всем мире.
В преддверии визита Владимира Путина в Пекин вышла в свет его статья «Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня. В ней предложен проект создания Евразийского союза. По мнению автора, он призван «стать одним из полюсов современного мира и при этом играть роль эффективной «связки» между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом».
Между тем геополитические оппоненты России и Китая заинтересованы в перманентной конфронтации между этими соседними государствами, крупнейшими державами на континенте. Дело в том, что современный этап мирового противоборства обусловлен завершением западных циклов геополитических приобретений и экономических накоплений – голландского (18-й век), британского (19-й), американского (20-й) – и началом восточного азиатского периода (21-й век) мировой гегемонии. Как считают эксперты, смена циклов накопления и переход постиндустриального барьера невозможны без «великих потрясений». Также как накануне Второй мировой войны шли бои в Испании, Эфиопии и Монголии, так и сегодня операции НАТО в Югославии, Афганистане, странах Северной Африки и Ближнего Востока лишь предшествуют большой войне, которая, в частности, может охватить обширную территорию от Суэца до Тибета.
И если СССР в свое время был поставлен в «растяжку» между англосаксами и странами фашистской оси, то сегодня Россию намерены поставить в «растяжку» между США и Китаем. Поэтому главный вопрос российско-китайских отношений – это предотвратить эскалацию напряженности и военных конфликтов в Евразии. И здесь важна будет поддержка новой инициативы России по формированию Единого евразийского пространства, которое вместе с ШОС, где лидирует КНР, могло бы стать важным инструментом укрепления безопасности и сотрудничества на континенте.
Эксперты обращают внимание на то, что визит в Пекин проходит на фоне недавнего выдвижения главы правительства кандидатом в президенты России на съезде партии «Единая Россия». Председатель Правительства России Владимир Путин едет с визитом не в США, не в Германию, а в Китай, где в 2012 году намечается передача власти руководителям поколения еще первого Председателя КНР Мао Цзэдуна, которого чтят до сих пор.
Когда СССР выступал в качестве «старшего брата», Китай многое перенял в экономической, военной, культурной, спортивной сферах. Сегодня наступило время, когда Россия может и должна перенять положительный опыт КНР, который совершил невиданный рывок, прежде всего в экономической сфере, и вышел в мировые лидеры.
Для России будет небезынтересным опыт обеспечения преемственности власти, суверенитета и территориальной целостности, национальной безопасности страны, основы которого были заложены при Дэн Сяопине. Унаследовав разрушенный и сотрясаемый социальными и политическими конфликтами Китай после культурной революции, Дэн стал ядром второго поколения китайских руководителей. Он стал инструментом внедрения нового мышления, разработал принцип «социализма с китайской спецификой», стал инициатором экономических реформ в Китае и сделал страну частью мирового рынка. Дэн Сяопин не только создал предпосылки для бурного экономического развития Китая, но и заложил гарантии невмешательства извне в дела Китая, условия по обеспечению национальной безопасности государства.
Данный опыт представляет особую актуальность для современной России, которая стремится уйти из-под внешнего контроля, выйти на суверенный путь развития.
ТПП-Информ Источник: tpp-inform.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Первый свой зарубежный визит после решения баллотироваться на президентских выборах РФ 2012 года Путин нанёс в Пекин. Поехал не в США, не в любимую Германию — в Китай. И тем самым, можно сказать, обозначил новые приоритеты своей внешней политики. За несколько дней до этого Россия и КНР совместным вето заблокировали антисирийскую резолюцию в Совете Безопасности ООН. Перед самым отъездом действующий премьер-министр вызвал к себе главу "Газпрома" Алексея Миллера и предложил тому "подумать" о переориентации экспорта "голубого золота" на Восток и, прежде всего, в Китай — поскольку на Западе к хозяевам российских энергоносителей стали относиться без должного уважения, и недавние обыски в европейских "дочках" "Газпрома" еще одно тому свидетельство. В своей статье, опубликованной газетой "Известия" (входит в "Национальную медиа-группу" Юрия Ковальчука), Путин вообще повёл речь о евразийской интеграции, противопоставив её интеграции европейской.
Всё это вместе взятое может означать реальное изменение "перезагрузочного" вектора, который доминировал в кремлёвской политике в годы президентства Дмитрия Медведева. А может оказаться не более чем очередным дипломатическим маневром "национального лидера", который тем самым ставит своих американских и европейских недоброжелателей перед дилеммой: или они прекращают свою антипутинскую и антироссийскую истерию, или сталкиваются с перспективой создания российско-китайского союза. Который по одному факту своего существования заставит современную Европу не то что содрогнуться, а просто забиться в конвульсиях: и финансово-экономических, и геостратегических, и каких угодно. Евразийская интеграция в очерченных Путиным рамках и с участием полуторамиллиардного быстро развивающегося Китая — это смертельный приговор Евросоюзу, который пусть не сразу, но неизбежно будет приведён в исполнение.
Путин подпишет в Пекине меморандум о сотрудничестве в области модернизации и ряд соглашений в сфере энергетики: как углеводородной, так и атомной. Что и говорить, документы, несомненно, масштабные и важные для двух крупнейших (одно — по территории, другое — по населению) государств Евразии. Китай, чтобы и дальше развивать свою экономику, остро нуждается в гарантированных поставках нефти и газа. Ближайшие источники этих энергоносителей — Россия и постсоветские республики Средней Азии (прежде всего Туркмения и Казахстан). Основные "камни преткновения" — объёмы и цены поставок. Китай, как и любой другой покупатель, хочет получить больше, а заплатить меньше. У России как продавца — прямо противоположная задача. И тут переговоры могут затянуться очень надолго. Если только развитие международной ситуации не поторопит какую-то из сторон (не исключено, что даже обе сразу) прийти к компромиссу.
Ещё более интригующим выглядит предполагаемое сотрудничество Москвы и Пекина в сфере экономической (и технологической) модернизации. Тут главная интрига заключается в том, что, как только Россия начнёт реальную модернизацию не на словах, а на деле, рост внутреннего производства сразу же приведёт к сокращению экспортных потоков сырья. А это, в свою очередь, вызовет острую и весьма отрицательную реакцию у его нынешних зарубежных потребителей. Пока в их число входят прежде всего страны Евросоюза, но сегодня в верхах отечественной "властной вертикали" уже вплотную прорабатываются варианты присоединения к данному пулу Китая, Японии и Южной Кореи. Как вы думаете, насколько все эти государства в подобных условиях будут заинтересованы в реальной модернизации Российской Федерации, будут ей помогать? Ответ на этот вопрос, скорее всего, окажется отрицательным: нет, не заинтересованы и помогать не будут. Китай здесь не исключение, поэтому балансировка интересов Москвы и Пекина по поводу модернизации, обмена инновационными технологиями etc. окажется на порядок более сложной и менее достижимой, чем компромисс относительно газовых и нефтяных цен.
Но главной целью нынешнего путинского визита, несомненно, будет решение совсем иных проблем российско-китайских отношений, а именно — проблем геостратегических. Как показали события в Ливии и на всём Большом Ближнем Востоке, финансовый и военно-политический истеблишмент Соединенных Штатов готов идти буквально ва-банк, чтобы сохранить своё исключительное положение и доминирующие позиции доллара в мировой экономике. Велосипед стоит, пока катится, — точно так же и доллар силён, пока деньги со всего мира стекаются в США. Стоит этому потоку прекратиться — и доллар рухнет, как падает набок остановившийся велосипед.
Именно поэтому американская дипломатия и американская военная машина по всему миру разжигают костры конфликтов — чтобы на фоне всеобщего и нарастающего хаоса погрязшая в долгах американская экономика выглядела относительно тихой и надёжной гаванью для иностранных капиталов.
Сегодня в качестве очередных объектов для такой "демократизации по-американски" в Вашингтоне уже открыто называются не только Иран и Сирия, но и Россия с Китаем. Сегодня США должны Китаю 2 трлн. долларов, России — около 400 млрд. Если им удастся развалить эти страны, как некогда был развален Советский Союз, или хотя бы поставить во главе их свою "агентуру влияния", как это произошло совсем недавно в Ливии, эти долги, разумеется, будут под разными благовидными предлогами аннулированы. На Диком Западе такая операция, кажется, называлась "Застрели кредитора". И в Чикаго конца 20-х —начала 30-х годов — тоже. Вестерн и гангстерский фильм — визитки не только Голливуда, но и реальной американской политики.
Перед лицом такой угрозы ни Москве, ни Пекину нет никакого смысла пытаться выживать поодиночке, пытаясь "по-хорошему" договориться с вашингтонскими гангстерами. Увы, но эти ребята понимают только силу. Причём, не всякую силу, а только такую, которая им явно не по зубам здесь и сейчас. Уже хотя бы поэтому нынешний пекинский визит Путина стоит признать абсолютно правильным и своевременным шагом. Особенно, если его результатом станут не только новые контракты, но и реальное геостратегическое партнерство Китая с Россией.
http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/11/934/21.html