Бои в Триполи еще не завершились, а схватка за доступ к нефтяным богатствам Ливии уже началась.
До начала восстания в феврале нынешнего года Ливия экспортировала 1,3 миллиона баррелей нефти в сутки. Это составляет менее 2% общемировой добычи, но лишь несколько других стран способны поставлять на рынок малосернистую нефть такого же качества – а от нее зависят многие нефтеперегонные заводы в различных регионах. Возобновление нефтедобычи в Ливии будет способствовать снижению цен на «черное золото» в Европе, а косвенно – и на бензин на Восточном побережье США.
Западные государства – особенно страны НАТО, обеспечившие повстанцам столь необходимую поддержку с воздуха – стремятся гарантировать, что их компаниям достанутся самые лакомые куски ливийского нефтяного «пирога».
Министр иностранных дел Италии Франко Фраттини (Franco Frattini), выступая по государственному телевидению в понедельник, подчеркнул, что итальянская нефтяная фирма Eni «в будущем станет играть ведущую роль» в этой североафриканской стране. Фраттини даже сообщил, что в западные районы Ливии для возобновления добычи уже отправились технические специалисты компании. (Eni тут же опровергла сведения о том, что она направила своих сотрудников в эту все еще неспокойную страну, являющуюся для Италии крупнейшим источником импортной нефти).
В ходе затяжного конфликта между силами повстанцев и войсками, верными ливийскому лидеру полковнику Муаммару Каддафи нефтедобыча в стране в основном прекратилась.
До начала войны Eni, а также британская BP, французская Total, испанская Repsol YPF и австрийская OMV занимали ведущие позиции в ливийской нефтяной отрасли, и именно они должны больше всего выиграть после завершения конфликта. Американские фирмы, например, Hess, ConocoPhillips и Marathon, также заключали контракты с режимом Каддафи, но поставки из Ливии составляют лишь 1% от американского нефтяного импорта.
Неясно, однако, будет ли правительство, сформированное повстанцами, соблюдать договоры, заключенные с Каддафи, и какова будет его позиция на переговорах по новым соглашениям о разделе продукции с компаниями, желающими вложить капиталы в эксплуатацию действующих ливийских месторождений и освоение новых. Еще не взяв власть, повстанцы дают понять, что не забудут, кто был их друзьями, а кто врагами, и соответствующим образом будут подписывать контракты. Агентство Reuters приводит следующее заявление Абдельджалиля Майуфа (Abdeljalil Mayouf), официального представителя контролируемой повстанцами ливийской нефтяной компании Agoco: «У нас нет проблем с компаниями из западных стран, например, итальянскими, французскими и британскими. Но у нас могут возникнуть проблемы политического порядка с Россией, Китаем и Бразилией».
Россия, Китай и Бразилия не поддержали жесткие санкции против режима Каддафи, и в целом выступали за прекращение конфликта путем переговоров. У всех трех стран есть крупные нефтяные компании, стремящиеся к заключению контрактов на Африканском континенте.
В понедельник исходная цена на нефть в Европе несколько снизилась в связи со слухами о скором росте добычи в Ливии. Цены на североморскую нефть марки Brent поначалу упали на три с лишним процента, но к окончанию торгов в Нью-Йорке фактически вернулись на прежний уровень - 108,42 долларов. Исходные цены на нефть в Америке, менее подверженные влиянию событий на Ближнем Востоке, повысились на 2 доллара (до 84 долларов 42 центов).
Полковник Каддафи оказался для международных нефтяных компаний непростым партнером: он часто повышал налоги и сборы, выдвигал другие требования. С новым правительством, тесно связанным с НАТО, Западу, возможно, будет легче иметь дело. Некоторые эксперты полагают: если нефтяным компаниям предоставят свободу действий, они найдут в Ливии больше месторождений, чем прежде, когда режим Каддафи накладывал на их деятельность ограничения.
Специалисты по нефтяному рынку считают, что нефтяные компании, особенно Total и Eni, поддерживаемые лоббистскими усилиями своих правительств, будут яростно конкурировать за самые выгодные контракты. Но сначала повстанцам надо укрепить контроль над страной. «В отсутствие стабильности и безопасности кто захочет вернуть в Ливию своих сотрудников?» - задает риторический вопрос Хелима Крофт (Helima Croft), старший аналитик Barclays Capital по геополитическим вопросам.
Гражданская война вынудила многие нефтяные компании эвакуировать своих работников, и нефтедобыча в Ливии за последние несколько месяцев, по данным Международного энергетического агентства, снизилась до ничтожных 60000 баррелей в сутки. Этот объем покрывает лишь 20% внутренних потребностей страны. Повстанцам удалось наладить – в довольно скромных количествах - экспорт нефти из портовых хранилищ, и продавать ее на международном рынке через Катар.
Эксперты предостерегают: хотя в каких-то объемах экспорт ливийского «черного золота» может возобновиться уже через пару месяцев, необходимый ремонт и вывод нефтедобывающей инфраструктуры на полную мощность может занять до года.
Поскольку нефть – главный экономический ресурс Ливии, любое новое правительство волей-неволей сделает нефтедобычу своей приоритетной задачей. Это будет означать обеспечение безопасности крупнейших месторождений, трубопроводов, нефтеперерабатывающих заводов и портов. Новым властям также надо будет быстро наладить отношения с иностранными нефтяными компаниями, некоторые из которых для подстраховки вели в ходе конфликта консультации как с повстанцами, так и с полковником Каддафи.
Большинство действующих в Ливии нефтяных фирм в понедельник отказались комментировать ситуацию или заявили, что прежде, чем отправлять туда своих работников, они проследят, как будет развиваться обстановка в плане безопасности. «Естественно, мы, как и все, отслеживаем ситуацию, - заметил вице-президент Hess Йон Пеппер (Jon Pepper). – И очевидно, только после стабилизации обстановки можно будет думать о возобновлении добычи».
Италия в последние годы импортировала из Ливии более 20% потребляемой нефти. Кроме того, до начала войны ливийские поставки составляли до 15% нефтяного импорта Франции, Швейцарии, Ирландии и Австрии. Значение Ливии для Франции подчеркивает тот факт, что в понедельник президент Николя Саркози пригласил главу повстанческого Национального переходного совета Мустафу Абдель-Джалиля (Mustafa Abdel-Jalil) в Париж для консультаций.
Хотя в американском нефтяном импорте Ливия не играет существенной роли, сокращение поставок высококачественной нефти на мировой рынок привело к росту цен на нефть и бензин и в Соединенных Штатах.
По словам аналитиков, отчеты компаний по обслуживанию нефтяной инфраструктуры, продолжавших платить своим сотрудникам-ливийцам во время конфликта, в основном свидетельствуют о том, что большинству объектов отрасли боевые действия не нанесли серьезного ущерба. Это означает, что добыча может быть увеличена за несколько недель. Однако возобновление масштабного экспорта будет зависеть от того, насколько быстро отремонтируют нефтяные терминалы в портах Рас-Лануф, Мелита и Эс-Сидр, а также от способности новых властей обеспечить безопасность месторождений и трубопроводов в тех районах страны, чье население традиционно поддерживало старый режим.
Поспешная консервация скважин после начала военных действий в феврале, а также длительный перерыв в текущем обслуживании оборудования может означать, что ремонт займет не один месяц – особенно если речь идет о давно эксплуатирующихся, частично истощенных месторождениях.
Опыт других стран региона дает основания для осторожных оценок. Политические потрясения в Иране, отмечают эксперты, привели к сокращению добычи на два десятка лет, а после американского вторжения в Ирак и свержения Саддама Хусейна понадобилось восемь лет, чтобы выйти на довоенные показатели производства нефти.
Председатель правления Eni Джузеппе Реччи (Giuseppe Recchi) в недавней беседе с аналитиками высказал предположение, что для выхода ливийского экспорта на нормальный уровень, вероятно, потребуется год. В понедельник он заявил, что компания не станет немедленно возвращать своих работников в страну, но на пресс-конференции отметил: Eni ожидает, что новое ливийское правительство будет соблюдать условия заключенных с нею контрактов.
Источник.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 40
Рейтинг поста:
Поражает дикий цинизм западных крыс
Статус: |
Группа: Эксперт
публикация 1
комментария 2183
Рейтинг поста:
коршуны!
Когда на улицах льеться кровь - зарабатывай!