Дуг Бэндоу (Doug Bandow)
Администрация Обамы хочет, чтобы Йемен сместил своего диктатора, но поддерживает диктатора, который правит соседней Саудовской Аравией. Что касается Сирии, то Вашингтон больше не считает, что ее диктатор должен остаться у власти – но и не говорит напрямую, что он должен уйти. Любопытно, наши чиновники действительно думают, что хоть кого-то на свете интересует их постоянно меняющееся мнение о том, кто и где должен править?
Искренняя вера в то, что все и повсеместно должны прислушиваться к мнению Вашингтона по любым вопросам – это, пожалуй, одна из самых непривлекательных черт американской внешней политики. Ни одна зарубежная страна не должна остаться без мудрых советов из Вашингтона. Ни одна зарубежная экономическая система не может быть настолько процветающей и ни одна политическая – настолько сложной, чтобы американские чиновники не могли о ней судить. Ни одна иностранная проблема не может быть настолько запутанной, чтобы правительство США не взялось ее решать.
Политические пируэты, которые проделывал Вашингтон во время арабской весны, захватывают дух. Когда в Египте начались протесты, вице-президент Джо Байден назвал египетского диктатора Хосни Мубарака ценным союзником. Когда режим начал рушиться, администрация выступила за постепенный переход к демократии. Когда конец режима был уже совсем близок, американские чиновники поддержали свержение Мубарака. Ни одно из этих ханжеских заявлений ничуть не повлияло на события в Каире. Люди вышли на улицы потому, что они устали от диктатуры, а не потому, что Вашингтон нехотя высказался в поддержку демократии. Напротив, администрация со своими попытками угнаться за событиями выглядела просто жалко.
В Йемене наше правительство сейчас играет в ту же самую игру. Когда в стране впервые вспыхнули протесты, Белый дом поддержал президента Али Абдаллу Салеха – типичного бандита из третьего мира, который, тем не менее, сумел снискать расположение Вашингтона своей готовностью бороться с джихадистами, в том числе с местной ячейкой «Аль-Каиды».
Однако противостояние в Йемене обострилось, на улицах полилась кровь, власть Салеха ослабла и администрация Обамы тут же изменила свою позицию. В этом месяце Вашингтон направил советника президента по внешней политике Джона Бреннана (John Brennan) встретиться с Салехом, который сейчас лечится в Саудовской Аравии. Бреннан заявил: «Соединенные Штаты считают, что смена режима в Йемене должна начаться незамедлительно, чтобы йеменский народ мог воплотить свои надежды в жизнь».
Бреннан призвал Салеха уйти в отставку, однако лидер Йемена не обратил на его слова никакого внимания. Тогда Бреннан отправился в Йемен, где попытался организовать «быструю смену режима», попробовав убедить вице-президента Абеда Рабо Мансура Хади захватить власть— разумеется, исключительно во имя демократии. Хади отказался.
Естественно, Салеха в настоящий момент не интересует, что Вашингтон для него делал в прошлом. Ему важно, делает ли что-то Вашингтон для него сейчас. То, что когда-то американское правительство не скупилось на помощь для его режима, не имеет значения. Пока основная (или, точнее, единственная) цель Салеха – удержаться у власти.
В отношениях с Сирией у нас получилась примерно такая же мыльная опера. Когда в Сирии начались протесты против укоренившейся диктатуры семейства Асадов, госсекретарь Хиллари Клинтон назвала сирийского президента Башара Асада «реформатором». Похоже, она живет в прошлом. Когда десяток лет назад Асад сменил своего отца во главе Сирии, некоторые аналитики, действительно, надеялись, что он проведет модернизацию и либерализацию. Однако эти мечты оказались мертворожденными. Лучшее, что можно сказать об Асаде, - это что пока он убил меньше людей, чем его отец. Тем не менее, когда сирийский народ поднялся, администрация Обамы принялась осторожничать и призывать режим Асада прибегнуть к диалогу, а не к силе. Вашингтон отказался даже предположить, что Асаду следует уйти.
Как заявил Washington Post пожелавший остаться неизвестным сотрудник Госдепартамента, госсекретарь Клинтон «сначала думала, что правильно будет оставить ему пространство для маневра. Однако теперь мы видим, что он все более жестоко обходится с собственным народом
Как странно! Жестокий диктатор, правящий столь же бесчеловечно, как правил его отец, не хочет исправляться! Неужели администрацию Обамы это удивляет?
Появляется сильное искушение предположить, что внешней политикой Америки руководят дураки.
В итоге, спустя несколько месяцев, президент Обама и госсекретарь Клинтон, наконец, признали, что президент Асад – не такой уж славный малый. Поэтому теперь они хотят, чтобы он ушел. А может быть, и не хотят.
Президент Обама объяснил: «Мы видим, как президент Асад теряет легитимность в глазах собственного народа». Госсекретарь Клинтон высказалась в том же духе: «С нашей точки зрения, он утратил легитимность». «Не следует считать президента Асада незаменимым, и мы совершенно не стремимся к тому, чтобы он оставался у власти», - добавила она
Значит ли это, что он должен уйти? Или у него есть еще один, последний шанс?
Похоже, администрация просто внесла его на следующее Рождество в свой список непослушных детей. Объявив, что Асад «утратил легитимность», Клинтон тут же сделала шаг назад, добавив, что она по-прежнему надеется на то, что он начнет политические реформы. Как заявил Washington Post все тот же сотрудник Госдепартамента: «Пойдем ли мы дальше, будет зависеть от событий на месте». В конце концов, «мы должны тщательно обдумать, что мы будем говорить».
Увы, как бы тщательно администрация ни продумывала свои слова, президент Асад, видимо, просто не обращает на них внимания. Он по-прежнему президент, его брат по-прежнему контролирует спецслужбы, а сирийское правительство по-прежнему состоит из его приспешников. Похоже, президент Асад считает, что его легитимность зависит от того, готовы ли его солдаты стрелять, а не от того, что думают в Вашингтоне.
Впрочем, по крайней мере, госсекретарь Клинтон твердо заявила: «Мы убеждены, что Сирия не может вернуться к прошлому». Но что будет, если режим Асада останется? Готова ли Клинтон что-нибудь делать в этом случае? Если нет, перед нами прекрасный пример пустых угроз.
Некоторые аналитики считают, что правительство США компрометирует собственную публично высказанную позицию. Руэл Марк Герехт (Reuel Marc Gerecht) из Фонда защиты демократий пишет: «Политика администрации в отношении Сирии, вероятно, станет главнейшей из упущенных возможностей президентства Барака Обамы». Однако на деле у Вашингтона не так уж много вариантов действий – по крайней мере, если администрация не хочет начинать очередную ненужную войну в очередной мусульманской стране.
В какой-то степени Вашингтон может добиваться смены режима, но лишь в какой-то степени. Судьба Сирии, вероятно, будет определяться все же на сирийских улицах, а не в США.
Кроме того, само по себе свержение сирийской диктатуры ничего не даст. Сломать авторитарную систему недостаточно. Нужно еще построить на ее месте полноценное либеральное и демократическое общество. Египет рискует перейти от военной диктатуры во главе с Хосни Мубараком к военной диктатуре во главе с анонимными офицерами. Страхи по поводу подъема исламского экстремизма в Сирии, возможно, излишне раздуты, однако у религиозных и этнических меньшинств, несомненно, есть причины опасаться за свое будущее в «демократической» Сирии. Опыт Египта и Ирака дает достаточно оснований для тревоги.
Вместо того, чтобы продолжать насыщать атмосферу пустой болтовней – или, что еще хуже, пытаться поддерживать пустую болтовни силой – американским чиновникам следует заткнуться. Когда в других странах начинаются очередные кризисы, им не нужно говорить ничего или почти ничего.
Вашингтон должен стараться оставаться в стороне от чужих конфликтов. Правительству США необходимо подчеркивать свою принципиальную приверженность идеям демократии и прав человека. Но при этом американские чиновники не должны пытаться детально контролировать происходящее. В отличие от Бога, который заботится о любой малой птице, упавшей на землю, они не обязаны беспокоиться обо всем, что случается на нашей планете. Тем более они не обязаны говорить о том, в чем не разбираются. Вашингтон может в индивидуальном порядке дать полезный совет, в особенности оппозиционерам и оппозиционным организациям. В некоторых – весьма редких – случаях обещания помощи и поддержки могут также способствовать реформам, однако при этом американским чиновникам следует помнить прошлый печальный опыт и не забывать о своей неспособности предсказывать - и тем более контролировать - события, происходящие за рубежом. Подобный дифференцированный подход стал бы большим шагом вперед по сравнению с нашей нынешней политикой.
Американским чиновникам следует бороться с самим – естественным для американцев - стремлением «что-то сделать». Да, мы хотим, чтобы люди всего мира наслаждались преимуществами политической свободы и экономического процветания. Мы хотим помочь им преуспеть. Однако заниматься социальной инженерией непросто даже в самих Соединенных Штатах. Необходимость преодолевать различия в культуре, традициях, историческом опыте, религии, национальной политике и так далее делают подобные задачи за рубежом еще более трудными. Кроме того, люди обычно хотят управлять собой сами и скептически относятся к чужакам, которые пытаются руководить событиями. Стоит также отметить, что те, кто чересчур активно высказывают свою позицию, рискуют оказаться в неудобном положении и продемонстрировать очевидное лицемерие. У Вашингтона есть вполне понятные причины из области реальной политики, чтобы предпочитать саудовскую тиранию иранской, однако, если представители США проповедуют демократию по всему миру, одни режимы бомбят, а другие критикуют, становится трудно объяснить, почему Вашингтон не волнуют страдания народов Саудовской Аравии и Бахрейна под игом тиранов. Между тем, веди американские чиновники себя скромнее и тише, им бы проще было подстраиваться под практическую реальность, не жертвуя так очевидно основополагающими принципами.
Когда где-нибудь в другой стране начинается очередной кризис, президенту следовало бы вежливо заявлять, что это не наше дело. Речь не идет о том, что американцы должны равнодушно относиться к чужим трагедиям. Однако их неравнодушие не должно автоматически переходить на уровень государственной политики.
Безусловно, для Вашингтона это была бы неестественная реакция. Однако подобная стратегия намного лучше, чем то, что администрация Обамы именует своей внешней политикой.
Оригинал публикации: Meet Washington's Foreign-Policy Fools Источник: inosmi.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Футурошок-2011 или Конец света по заказу
Очень может быть, что финансовый кризис 2011 года - не более чем спектакль, а угроза дефолта США и разрушения европейской валютной системы - отвлекающие манёвры, призванные подавить бдительность обывателей и скрыть истинные замыслы мировых элит. Замыслы эти просты: теневые владыки мира хотят подчинить себе национальные правительства и переустроить мир на свой лад. Реализация этих планов заставит людей во всём мире испытать шок будущего, или футурошок.
Грозит ли вам футурошок?
В одно прекрасное утро вы проснетесь и поймёте, что мир вокруг стал иным.
Вы захотите прочитать новости, зайдёте в Интернет, но ничего узнать не сможете: основные линии связи в вашей стране взорвали террористы.
Вы захотите купить любимую газету, но все газетные киоски в городе будут закрыты: из-за финансового кризиса обанкротились типографии.
Вы захотите залить горе любимым французским вином, но не сможете этого сделать: власти прекратили импорт продовольствия из-за угрозы применения биологического оружия.
То, что вы испытаете - футурошок, то есть шок от внезапно наступившего будущего.
И это может случиться уже совсем скоро.
Анатомия общества лжи
Задумывались ли Вы, почему обманывают политики? Они врут потому, что управлять с помощью лжи удобнее, чем с помощью правды. Еще они врут от того, что в государствах, где власть единолично осуществляется правящей кликой, явная ложь гарантированно останется безнаказанной. Ведь институты общества, призванные изобличать врунов (органы безопасности, пресса, суды) захвачены всё той же правящей верхушкой. И выходит так, что у простых граждан нет никакого способа узнать правду и заставить коррумпированную власть отвечать за свои преступления.
Теневые элиты в мире долго опирались на систему манипулирования массовым сознанием. Эта система позволяла незаметно управлять поведением людей, причем для обывателей, несведущих в медицине, психологии и политологии, принципы такого тайного управления остаются по сей день загадочными. Западный мир устроен таким образом, что формально у каждого человека есть иллюзорная свобода выбора и свобода мысли. Но пространство выбора и возможные варианты поступков жёстко ограничены властями, поэтому люди вольны выбирать лишь из того, что разрешено политическим режимом.
Успехи в создании "общества потребления" в 1960-е годы воодушевили архитекторов западного блока на ещё более циничные и подлые эксперименты со своими народами. В 1970-е годы под контроль элит была взята экономика, в основном, путём недружественного поглощения транспортных, сырьевых и энергетических компаний - связанными с властью олигархическими структурами. Ради этого спецслужбами США был спланирован так называемый "энергетический кризис" 1973 года, когда американцы и их союзники спровоцировали арабские государства на объявление эмбарго на экспорт нефти в западные страны. Как следствие, доходы нефтеперерабатывающих заводов и трубопроводных компаний снизились, их капитализация упала. Это позволило теневым владыкам на Западе скупить по дешевке нефтяную отрасль. После этого кризис был искусственно завершен, так же, как он был начат.
В 1980-е началось строительство компьютерных сетей, главным предназначением которых был шпионаж и слежка за гражданами. На Западе и в странах советского блока спецслужбы стали массово прослушивать телефоны, архивировать трафик в сетях электросвязи, составлять списки неблагонадёжных лиц и накапливать на них компрометирующие материалы. Кроме того, секретные институты начали разрабатывать технологии информационных войн с целью устранения врагов режимов незаметными способами, например, провоцируя невроз или самоубийство.
В это же время на основе технологии Интернет были созданы первые централизованные системы обмена разведывательной информацией: "Эшелон" в блоке НАТО и СОУД в блоке Варшавского договора. Эти системы работают и по сей день, они позволяют максимально быстро и дешево осуществлять доступ к сведениям о лицах и организациях, включая досье, записи телефонных переговоров и Интернет-трафик, чтобы морально разлагать или физически устранять неугодных оппозиционеров.
К середине 1990-х на Западе появился общедоступный Интернет, который значительно расширил возможности теневых правительств и спецслужб, позволил им создать технологии скрытного управления уже не жизнью больших масс людей с однотипными социально-психологическими свойствами, а конкретными индивидами.
В результате к началу 2000-х годов мир стал полностью управляемым. Это позволило разведке США безнаказанно осуществлять беспрецедентные по жестокости террористические операции с целью расширения власти и влияния кланов, руководящих спецслужбами. Многие люди (например, диссидент Майкл Мур, создатель фильма "Фаренгейт 9/11") ставят под сомнение официальную версию террористического акта 11 сентября 2001 года. Некоторые специалисты утверждают, что Бен Ладен действовал по заказу спецслужб США, которые желали, на самом деле, запугать общество и вынудить Конгресс США принять законы, разрешающие спецслужбам неограниченно архивировать трафик электросвязи, выслеживать и убивать людей, которые могли быть заподозрены в "связях с терроризмом", хотя на деле в число так называемых "экстремистов" и "террористов" попадают всё чаще именно политические оппозиционеры.
Причины и возможный сценарий мирового переворота
В принципе, теневые владыки на Западе могли бы и дальше диктовать волю правительствам, чтобы те выпускали в обращение не обеспеченные ничем деньги, увеличивали государственный долг, поддерживали иллюзию стабильности. Ведь экономический механизм, который был создан в 1970-е годы, позволял бы еще долго поддерживать стабильность экономики США и Европейского Союза. Но теневые лидеры приняли радикальное решение демонтировать существующий режим и построить на его месте новый порядок. В чём причина этого решения?
Мотивация разрушения существующего миропорядка видится в потере эффективности обеспечения неэквивалентного обмена между Западом и остальным миром. Проще говоря, в условиях глобализации, становится всё сложнее выкачивать из слаборазвитых государств ценное сырьё, технологии и товары, переманивать на Запад квалифицированные кадры. Например, технология сети Интернет не только позволяет США получать информацию об оборонном, промышленном и сельскохозяйственном потенциале других стран, не только вести слежку за лицами, которые могут быть опасны для Запада, но она позволяет людям во всём мире знакомиться с передовым американским опытом в части технологий и организации труда.
Свободная торговля в системе ВТО позволяет странам третьего мира привлекать на свою территорию высокотехнологичные производства из стран Запада, накапливать капитал и воспитывать кадры с целью осуществления в будущем масштабного рывка вперёд. Разумеется, это не нравится Западу. Ведь реализация подобного сценария будет означать, что уже не США, а Китай, Индия, Бразилия будут мировыми центрами военной, политической и экономической силы.
Поскольку именно сейчас в мире наметилась тенденция подготовки странами третьего мира реванша, смертельно опасного для Запада, было принято решение нанести упреждающий, сокрушительный по силе удар по экономике этих государств. Разумеется, это будет сопряжено с определенными издержками и для населения стран Запада (обнищанием "среднего класса" и банкротством малых и средних предприятий). Но не стоит забывать, что элиты в первую очередь заботятся о своих личных имущественных интересах, а интересы народа их интересуют лишь в том случае, если народ служит средством достижения значимых для элиты целей.
Грядущая экономическая война начнётся с разрушения инфраструктуры связи. Предполагается, что спецслужбы США каким-то способом вызовут неработоспособность сети Интернет. Это может быть осуществлено в результате крупномасштабной диверсии (подрыва волоконно-оптических подводных кабелей связи или физического уничтожения дата-центров американских операторов связи, через которые проходит до 60% мирового трафика сетей электросвязи). Как следствие, будет на короткое время создан информационный вакуум. Оставшиеся целыми каналы электросвязи будут обрушены многократно возросшей нагрузкой на них. В мире начнётся паника, будет остановлена международная торговля, прекратится международный туризм. В этих условиях под предлогом борьбы с терроризмом в США могут объявить о восстановлении "железного занавеса", то есть о запрете свободного выезда граждан за границу, а также введении строгих мер внутренней безопасности. Лицам, которые обнаруживали нелояльность режиму, будет запрещено занимать государственные должности.
По заранее составленным спискам будет проведена ликвидация наиболее опасных для режима диссидентов. Закрытие границ, радикальное урезание гражданских свобод практика государственного террора позволят США в сжатые сроки создать на своей территории полицейское государство. Скорее всего, по этому же пути будут развиваться события и в странах Европейского союза, России, Китае, Индии и Японии. Режимы в этих странах будут озабочены защитой от внешних и внутренних врагов, поэтому будут строить в той или иной форме полицейские режимы. О демократии, гарантиях прав и свобод граждан, вообще о гуманитарном развитии в этих условиях не будет и речи.
О том, что именно такой сценарий готовят к реализации, свидетельствуют последние события. На трансатлантических линиях связи уже стоят дистанционно управляемые заряды, которые ждут своего часа. Их монтаж вёлся скрытно, с подводных лодок флота США. Пробный подрыв был произведен 2 февраля 2008 года на кабельной линии, связывающую Индию и государства Ближнего Востока, а 5 февраля 2008 года то же самое случилось на линии между Египтом и Италией. В результате потребовался срочный ремонт линии, который вызвались произвести американские компании. Они же и врезали в линии оборудование перехвата трафика, которое было задействовано при планировании революций в начале 2011 года.
Готовят к установлению монополии на информацию и СМИ, причем характерно, что первыми жертвами стали медиа-магнаты стран Западного блока. Начало июля 2011 года ознаменовалось скандалом вокруг издания Руперта Мёрдока "News of the World", которое, как предполагают, вело незаконное прослушивание телефонных разговоров высших чиновников Великобритании. 18 июля был найден повешенным в собственной квартире Шон Хор, который сообщил в полицию о практике незаконного прослушивания. Четырьмя днями раньше, 14 июля 2011 года, в Германии при очень странных обстоятельствах умер медиа-магнат Лео Кирх. Хотя ему было уже 84 года, до этого он вёл активный образ жизни, занимался физкультурой, каждое утро ездил на горном велосипеде и особенно не жаловался на здоровье. Кирх владел холдингом, в который входили каналы ProSieben, Sat1, N24 и DSF. Общее число работников компании Кирха на момент его смерти достигало 10 тысяч человек. По сообщениям СМИ, Лео Кирх скоропостижно скончался в собственной квартире от инфаркта миокарда, однако же, как предполагают независимые исследователи, скорее всего, он был отравлен быстродействующим ядом.
Говорят, что войны не начинаются внезапно. Искусство предвидения состоит в том, чтобы распознать предвестники войны и подготовиться дать отпор агрессору. Смогут ли это сделать российские политики, чтобы футурошок не застал их врасплох?
Мария Лукьянова
http://medsestra-masha.livejournal.com/74248.html