Бурильщик по фамилии Кастро
Корал Дэвенпорт (Coral Davenport)
Буровые платформы скоро появятся у берегов Кубы. Фотография: JASPER VAN DER MEIJ
В течение ближайших трех месяцев, если все пойдет по плану, кубинские рабочие, на платформе китайского производства, принадлежащей испанцам, начнут бурение на нефть в глубоких водах недалеко от северного побережья Кубы, в 70 милях от Флориды.
Если скважина вскроет крупную нефтяную залежь (а все геологические признаки указывают на это), то такое открытие будет иметь огромные политические, экологические и экономические последствия.
Кубинское правительство давно хочет добраться до богатых запасов нефти и природного газа, которые, как полагают, залегают у берегов острова. По оценкам они составляют: нефть - от 5 до 20 млрд. баррелей, природный газ - приблизительно 8,6 миллиарда кубических футов. Эта нефть может дать толчок зарождению кубинской нефтяной отрасли и освободить островное государство от его энергетической и политической зависимости от Венесуэлы, из которой Куба сегодня импортирует 60 % потребляемой нефти. Новообретенная независимость от его социалистического соседа и его чрезвычайно деятельного президента - Уго Чавеса, придётся на тот в момент, когда кубинское руководство столкнётся с изменением ситуации вследствие неизбежной кончины Фиделя Кастро. Такая обстановка откроет весьма привлекательные перспективы для Соединенных Штатов.
Но возможности развития более тесных отношений с Кубой, сопровождаются страшным призраком: нефтяной фонтан в кубинских водах может стать повторением прошлогоднего кошмара - разлива в Мексиканском заливе, да плюс залитые сырой нефтью пляжи Флориды, Джорджии и Южной Каролины . И вероятность такой катастрофы вполне реальна, считают эксперты нефтяной отрасли, и реальна - во многом благодаря 49-летнему эмбарго, соблюдаемому Вашингтоном в отношении Кубы.
Из-за эмбарго, американские компании не могут бурить на Кубе, поставлять оборудование на Кубу, высказываться по правилам безопасности на Кубе, или даже не смогут принять участие в оказании помощи или контроле выброса и разлива на Кубе. Остров готовится начать бурение в открытом море, он подписал контракты с нефтяными компаниями из Бразилии, Индии, Италии, России, Испании, ведет переговоры с китайскими компаниями о сдаче в аренду больших участков прибрежных вод (Китай продолжает проводить исследования в тех странах, где американские бурильщики не приветствуются).
В соответствии с условиями эмбарго, в буровом оборудовании и оборудовании для обеспечения безопасности, используемом этими компаниями должны быть менее 10 % частей американского производства. Но всё наиболее технологически передовое оборудование для бурения и предотвращения или остановки разлива нефти, производится в Соединенных Штатах или американскими компаниями.
"Международных [неамериканских] поставщиков оборудования такого уровня просто не существует. Они должны будут покупать копии или оборудование более низкого уровня" сказал Ли Хантер, президент базирующейся в Хьюстоне Международной ассоциации буровых подрядчиков. Хантер и другие эксперты говорят, что на сегодняшний день, похоже, что кубинское правительство, опасаясь того ущерба, который разлив нефти может причинить экономике острова, хочет извлечь уроки из бедствия ВР и разработать строгую систему безопасности и надзора за осуществлением программ бурения. Но это будет почти невозможно для буровиков, в водах Кубы, на законных основаниях, использовать безопасное оборудование. "Кубинцы хотят использовать хорошие технологии, они хотят бурить безопасно" говорит Хантер. "Но ... их способность бурить безопасно вызывает большие сомнения".
Также чрезвычайно сомнительна их способность справиться с аварией, если она произойдёт. Даже если нефть, разлившаяся возле Кубы, достигла бы пляжей Флориды, американские агентства и нефтяные компании, которые имеют столь трудно им доставшийся опыт борьбы с разливами нефти (береговая охрана, Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям и министерство внутренних дел), не были бы допущены в кубинские воды для оказания помощи. И эксперты говорят, что у кубинской нефтедобывающей промышленности и правительства нет даже малой части тех ресурсов и опыта, которые нужны чтобы иметь дело с таким случаем самостоятельно.
Представителям госдепартамента прекрасно известно об этой проблеме, и они работают с группой Хантера и с другими группами, чтобы найти путь американским компаниям попасть в кубинские воды — если не бурить, то, по крайней мере, чтобы выручить в случае аварии. Одним из путей могло бы стать выдача Министерством финансов специальных расширенных лицензий, предоставляющим американским компаниям возможность входить в кубинские воды, для оказания помощи при бедствиях. Кубинские чиновники, несмотря на эмбарго, также осторожно проявляют интерес к сотрудничеству с США в этом плане.
“Это - то, что может заставить Кубу и США сесть за стол, начать разговаривать, и искать точки соприкосновения и сотрудничества” сказал Хорхе Пиньон, бывший президент Amoco Oil Latin America, а ныне – внештатный научный сотрудник Исследовательского института Кубы Международного университета Флориды.
Как указывают Пиньон и многие другие - это также, вероятно, стимулирует дальнейшую борьбу за открытие большего количества американских вод для бурения, . В настоящее время, большая часть восточной акватории американского Мексиканского залива (которая граничит с теми водами, где китайцы, индийцы, и русские собираются бурить для Кубы), закрыта для буровых работ. Но защитники американского запрета на бурения, старающиеся во что бы то ни стало отстоять этот запрет, попадут под мощное давление, если произойдут определённые вещи: если нефтедобывающие платформы появятся в кубинских водах, и, впоследствии - в водах Мексики и даже Багамских островов, которые уже сейчас изучают возможность начать морское бурение. Источник: perevodika.ru.
Рейтинг публикации:
|