Интервью для газеты «2000″.
1. Некоторые украинские эксперты считают, что в отношениях между Украиной и Россией наметилось разделение на отдельные формы: экономическую, политическую, научную и т.д. В России придерживаются такого же мнения?
В России в целом отношение в Украине – это такой трепетный момент. Все болезненно воспринимают осложнения и ухудшения отношений, особенно переворачивания истории, особенно поиски врага. Это очень болезненно, а для многих – совершенно неожиданно. Поэтому любая нормализация на уровне ли экономических отношений, или нахождения каких-то устраивающих или возможных решений воспринимаются, конечно, очень положительно.
Большинство русского общества, и экспертного сообщества, и интеллигенции убеждено, что, в общем-то, мы должны быть партнерами. И все считали, что нервическое отношение к тесным отношениям с Россией в Украине связано с ещё не закончившимся периодом самоутверждения. Поэтому болезненно воспринимается «Россия как старший брат». Чем спокойней и увереннее государство в себе, тем меньше оно задеваемо.
Поэтому я лично считаю, что мир стремительно меняется. И кто первый осознает, что через 50 лет западноевропейская цивилизация будь всего лишь одной из моделей (причём не на своём пике), а незападные миры возьмут и будут первыми в динамике и развитии, а также в производстве каких-то новых опытов и так далее.
Мы принадлежим к одной общеевропейской цивилизации, в которой православное общероссийское пространство является яркой самобытной частью, которая должна добиваться, чтобы её наследие, её исторический опыт был признан равноценным и бесценным, так же как опыт западноевропейский. То есть латинский опыт и православная ойкумена. Есть французский такой историк, один из крупнейших историков школы Анналов Jacques Le Goff, он вообще считает, что задача будущего, которая стоит перед европейцами – это единение двух половинок разделённой Европы с уважением к обретенным в ходе истории различиям.
Вот поэтому Украина, Россия, русский народ, украинский народ и Западная Европа стоят, на мой взгляд, перед выбором: как сформировать сильную сторону треугольника, который будет в будущем мировой конфедерацией. Это Китай и вот эти восточные цивилизации бурноразвивающиеся, которые доказывают, что может быть модернизация без слепой и тотальной векторнизации, а наоборот – использование собственных ресурсов с применением западных моментов тех, которые хорошо работают, без слепого копирования как раз даёт огромный результат.
Наталья Нарочницкая в программе «Досвiд», «Перший Національний канал».
И здесь, мне кажется, не надо противопоставлять отношения с Россией отношениям с Европой. Евросоюз всё больше, хотя они и постоянно между собой спорят – пустить ли русскую нефть и газ по дну Балтийского моря. Там вечно недовольная Польша – боятся потерять контроль и рычаг воздействия. И, тем не менее, всё больше там в правящих кругах, в том числе во французских, которые я лучше знаю, есть понимание, что без России Западная Европа (сама) будет проигрывать как центр, где совершаются исторические события.
Поэтому, мне кажется, для Украины и для России очень важно предложить той же Европе: мы не должны стучаться туда, как бедные родственники, бесприданницы духовные, да ещё и заплатить своим наследием за это местечко в этнографическом музее народов. Мы должны идти туда с гордо поднятой головой.
Угощение для друзей «Сковороды» – жареная картошка со шкварками. Шеф-повар – основатель клуба Дмитрий Киселёв.
http://skovoroda.net