Белоруссия может стать передовым рубежом российской воздушно-космической обороны. Похоже, именно к таким планам склоняется военно-политическое руководство России.
ЗРС С-400 «Триумф» разработки и производства концерна ПВО «Алмаз-Антей» предназначена для высокоэффективной защиты важнейших политико-административных, экономических и военных объектов от ударов авиации, стратегических, крылатых, тактических и оперативно-тактических баллистических ракет, а также баллистических ракет среднего радиуса действия в условиях боевого и радиоэлектронного противодействия. С-400 обеспечивает поражение воздушных целей на дальностях до 250 км, а нестратегических баллистических ракет — на дальностях до 60 км. Минимальная/максимальная высота поражаемой аэродинамической цели — 0,01/27 км, баллистической — 2/7 км. Максимальная скорость поражаемой цели — 4 800 м/с. Количество одновременно обстреливаемых целей — 36. Количество одновременно наводимых ракет — 72. Время развертывания средств системы С-400 с марша — 5 минут.
В частности, Белоруссия может стать первой страной, куда будет поставлена новая российская зенитная ракетная система С-400 «Триумф». Об этом сообщил на днях заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России Константин Бирюлин.
Правда, он оговорился, что пока существует мораторий на поставки этой системы за рубеж в связи с необходимостью обеспечения в первую очередь потребностей российской армии. Что касается экспортных поставок, то они могут начаться примерно с 2013 года, когда предприятия российского ВПК выйдут на запланированные объемы производства системы С-400.
Между тем некоторые эксперты полагают, что Минск может получить первые установки и раньше этого срока. В качестве доказательства они приводят заявление госсекретаря Союзного государства Павла Бородина на открытии международной выставки вооружения Milex-2011 в Минске чуть более месяца назад. Из него следует, что Россия окончательно утвердила поставку Белоруссии С-400 в ответ на размещение элементов национальной системы ПРО США в Европе. Чуть ранее подобная информация была распространена российскими информационными агентствами со ссылкой на источники в российских военно-дипломатических кругах.
Разговоры о том, что Россия ответит на строительство европейского эшелона американской ПРО укреплением своих западных рубежей, идут в Москве довольно давно. В последние два года эта тема неоднократно поднималась на неофициальном и официальном уровнях. В особенности же она оживилась после того, как в сентябре 2009 года президент США Барак Обама одобрил планы поэтапного подхода к созданию архитектуры европейской ПРО путем совершенствования уже имеющегося потенциала США и стран НАТО. В отличие от вариантов, рассматривавшихся при президенте Буше, нынешний предусматривает ставку на мобильную систему ПРО, разворачиваемую в Средиземном, Балтийском и Черном морях и на территории ряда европейских государств.
Позиционный район американской ПРО в Европе предполагается создать к 2020 году в четыре этапа. На четвертом этапе, в 2020 году, США собираются заменить все первые версии противоракет SM-3 более совершенными SM-3 Block IIB. У них будут расширенные возможности перехвата межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и их боеголовок на внеатмосферных участках траектории полета.
Именно четвертый этап и вызывает наибольшее беспокойство у России. По мнению тамошних военных аналитиков, в случае размещения наиболее совершенной версии противоракет SM-3 Block IIB на базах американской ПРО в Восточной Европе в зоне их поражения оказываются твердотопливные межконтинентальные ракеты «Тополь» и тяжелые жидкостные ракеты УР-100НУТТХ, развернутые в районах между Москвой и Уралом.
Российские эксперты полагают, что уязвимость этих МБР будет весьма высокой, так как у американцев появится возможность их поражения на наиболее удобном для перехвата активном, или разгонном, участке траектории полета.
Во-первых, работающие двигатели стартующей ракеты образуют мощный факел горячих газов, на который с помощью чувствительных датчиков достаточно легко навести средства поражения. Во-вторых, тонкостенная оболочка корпуса ракеты является гораздо более уязвимой целью для средств поражения, чем хорошо защищенные, прочные боеголовки.
Наконец, эффект от уничтожения ракеты на участке разгона будет наибольшим: она уничтожается вместе со всеми размещенными на ней ядерными боеголовками и средствами преодоления ПРО. В противном случае придется перехватывать каждый из разделившихся боевых блоков.
Какими могут быть ответные меры России в случае, если развертывание передового эшелона ПРО США в Европе все-таки состоится?
По словам постоянного представителя Российской Федерации при НАТО Дмитрия Рогозина, в первую очередь будет форсировано создание системы воздушно-космической обороны (ВКО), которая объединит войска противовоздушной и противоракетной обороны, систему предупреждения о ракетном нападении и систему контроля космического пространства. Передовым рубежом этой обороны на Западе, разумеется, станет Единая региональная система ПВО Белоруссии и России.
Согласно заявлениям российских представителей, ВКО — это российский аналог системыПРО, который прикроет всю российскую (и, надо понимать, белорусскую) территорию. Создавать его станут в любом случае, вопрос лишь в том, какова будет конфигурация этого «зонтика».
В случае размещения на белорусской территории зенитных ракетных систем С-400 у союзников появится возможность сбивать американские ракеты-перехватчики на начальном участке их траектории. То, что технически такой вариант вполне реализуем, автору этих строк лично подтвердил первый заместитель командующего Космическими войсками России генерал-майор Владимир Деркач.
В случае, если эти аргументы Москвы не сработают, речь может зайти о развертывании на западных границах России (и Белоруссии) мощной ракетной группировки. И даже о выходе Москвы из нового договора об ограничении стратегических наступательных вооружений СНВ-3.
Единственное, что может в данном контексте помешать созданию в Белоруссии заслона из систем С-400, — это задержка с их производством.
Государственной программой вооружений на 2007-2015 годы была запланирована закупка 18 дивизионов ЗРС «Триумф». Ныне в российской ПВО — лишь один полк С-400 неполного состава. Второй полк официально поставлен на дежурство в подмосковном Дмитрове в мае 2011 года, но о реальной боеготовности этой части пока можно говорить чисто условно.
Оригинал публикации: «Белорусский ответ» Кремля на американскую ПРО