В конце 2010 года в западном мире настоящим бестселлером стала книга известного геолога, профессора Лоуренса Смита «Мир в 2050 году». К сожалению, эта работа не увлекла широкие массы на постсоветском пространстве, как и все основные мировые тренды в последнее время. Пожалуй, наивно было бы ожидать публикации такой книги отечественными издателями, но вот их коллег из соседней России она должна была бы заинтересовать.
Судя по аннотации Wall Stre t Journal, Л.Смит в своем труде рисует достаточно любопытное будущее современного мира. Он утверждает, что к 2050 году отступление льда в Северном Ледовитом океане вследствие глобального потепления сделает пригодными для освоения и эксплуатации подводные богатства, скрытые сегодня ледовой полярной шапкой. Речь, в первую очередь, идет о месторождениях нефти и природного газа. Футуролог полагает, что природные изменения создадут предпосылки для возникновения так называемого Союза северных стран, куда войдут приарктические государства Россия, Финляндия, Швеция, Норвегия, Исландия, Гренландия, Канада и США. Это образование якобы обособится от остального мира, построив государства «социального благоденствия» с невиданными темпами экономического роста — эльдорадо для новых эмигрантов из ныне процветающих стран.
Карта (см.) с сайта BBC с изменениями, внесенными ZN.UA с учетом подписанного в прошлом году российско-норвежского договора о разграничении морских пространств в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.
Предсказания, конечно, любопытные. Нет сомнения, профессор Смит — выдающийся геолог, но в сфере футурологии к нему, как говорят, есть вопросы. Трудно оспаривать перспективу климатических изменений в результате глобального потепления и возникновение в результате этого новых возможностей по добыче углеводородов в арктическом поясе. Однако такое развитие событий никак не может свидетельствовать о возможности создания какого-то северного «союза восьми».
Наоборот, нынешний накал дискуссии вокруг принадлежности арктических территорий свидетельствует о том, что возникновение в будущем благоприятных возможностей для жизни и работы в Арктике будет лишь раззадоривать участников противостояния. В этих условиях нужно говорить не о создании «союза благоденствия», а о шансах на сохранение мира за полярным кругом.
Что на кону
Сначала разберемся, что стоит на кону в арктических спорах, и действительно ли сокрытые под толщей льда Северного Ледовитого океана сокровища стоят тех ресурсов, которые вкладывают приарктические государства для отстаивания своих позиций.
В прошлом году группа ученых из Геологической службы США привела в журнале Science детальные оценки полезных ископаемых, таящихся, как предполагается, в недрах под северной полярной шапкой. По их данным, в Арктике имеется более 400 месторождений с подтвержденными запасами нефти (более 6 млрд. тонн) и природного газа (более 31 трлн. куб. м). Мягко говоря, не много. Сравните: только известные резервы углеводородов Саудовской Аравии составляют 36 млрд. тонн. А как же обстоит дело с неоткрытыми запасами за полярным кругом – ведь именно они должны стать наиболее привлекательной порцией арктичес кого пирога? Здесь ученые разводят руками и призывают к осторожности при использовании своих данных. Объясняется это сложностью процесса оценок — ведь некоторые из заполярных регионов не исследованы вовсе или исследованы недостаточно. По этому экспертам не остается ничего другого, как анализировать геологическую историю и на основе этого делать выводы о предполагаемых запасах. Так вот, по данным американских геологов, неоткрытых нефтяных запасов в Арктике примерно 13% мировых, или около 12 млрд. тонн. Кроме того, морское дно за полярным кругом содержит около 46,7 триллиона кубометров природного газа.
Однако полезные ископаемые не единственная ценность, стоящая на кону в Арктике. Ведь перемены, которые происходят в связи с изменениями климата и активным таянием льдов, не только делают регион более доступным для освоения, но и открывают морские пространства.
В 2007 году после беспрецедентного таяния ледников неожиданно стал судоходным Северо-Западный проход у берегов Северной Америки. Этот проход считается самым коротким морским путем из Европы в Азию (сокращает время в пути на три — четыре недели), и, на первый взгляд, сулит колоссальное сокращение расходов на перевозки. В свою очередь, главная арктическая магистраль России Северный морской путь, по оценкам гарвардского климатолога Р.Корелла, к 2050 году, возможно, будет открыт 100 дней вместо нынешних 20 в году.
Однако создание новых транспортных путей – не единственное последствие активного таяния льдов. Следует также учи тывать, что этот фактор создает условия для флотов потенциальных противников маневрировать и угрожать безопасности той или иной приарктической страны. Это также может стать существенным фактором в конкурентной борьбе этих государств за арктический шельф.
Хребет преткновения
В современном международном праве закреплено разделение Арктики на пять секторов, принадлежащих России, США, Канаде, Норвегии и Дании. С 1920-хгодов эти страны оспаривают право владения арктическими территориями. Всего же о желании вести разработки арктического шельфа заявили более 20 государств.
Однако наиболее серьезные споры вокруг принадлежности арктического шельфа идут между Россией и Канадой. Остальные претенденты находятся на втором плане и превращаются главными спорщиками в заманчивые объекты для перетягивания на свою сторону.
Предмет спора определяется условиями Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Согласно им, ни одно государство не вправе устанавливать контроль над Арктикой, но примыкающие к Ледовитому океану страны имеют право на «исключительную экономическую зону», границы которой устанавливаются в 200 морских милях от берега. Далее, внимание: эта зона может быть расширена, если страна докажет, что арктический шельф является продолжением ее сухопутной территории. Вот здесь-то и кроются возможности для получения отдельными государствами «бонусной» части шельфа.
Из-за сложностей, связанных с определением внешних границ континентального шельфа, ни одна из стран до сих пор не смогла установить такие расширенные границы. Однако в новом тысячелетии ящик Пандоры территориальных споров был открыт – первый шаг сделала Россия.
Основной интерес наших соседей в Арктике связан с Хребтом Ломоносова, подводным образованием, которое тянется на 1800 километров от Новосибирских островов через центральную часть океана к острову Эллесмер в канадском арктическом архипелаге. Оно считается ключевым лакомым куском в поисках углеводородных богатств в Арктике. Российские эксперты уверены, что хребет – продолжение континентального шельфа Сибири, и это дает их стране право претендовать на расширение своей исключительной экономической зоны вплоть до Северного полюса. В случае положительного решения вопроса Россия расширит внешние границы своего арктического шельфа на 1,2 миллиона квадратных километров и сможет начать разработку нефтяных и газовых месторождений в треугольнике Чукотка – Мурманск – Северный полюс.
Со своей стороны Канада и Дания также выдвигают претензии на хребет. Канадцы заявляют, что располагают научными доказательствами того, что он является канадским, а не российским. С этим не согласна Дания, собирающаяся доказать, что подводный «хребет преткновения» является геологическим продолжением отнюдь не Сибири, а Гренландии. Оставшиеся две приарктические страны – Норвегия и США – принадлежность Хребта Ломоносова не оспаривают. Первая в 2009 г. вообще отказалась от претензий на Северный полюс, зато получила разрешение от Комиссии ООН по границам континентального шельфа на прирост территории арктического шельфа. Что же касается США, то Вашингтон не принимает ни один из вариантов определения границ арктического шельфа, которые сегодня предлагаются приполярными государствами, стремясь дополнительно получить территорию, простирающуюся на 600 морских миль от Аляски к Северному полюсу. Вступить в юридический спор с другими странами США мешает затягивание сенатом процесса ратификации Конвенции ООН по морскому праву. Однако госсекретарь Х.Клинтон объявила завершение этой процедуры приоритетом внешнеполитического ведомства на текущий год, и, думается, этот вопрос в ближайшее время будет закрыт.
Вести с ледового фронта
Как уже упоминалось, первым арктическим государством, подавшим в 2001 г. заявку в ООН на установление новой внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане, стала Россия. В то время еще не были опубликованы прогнозы футурологов об интенсивности таяния льдов, да и говорить об экономических возможностях РФ в добывании полезных ископаемых в Арктике было неуместно. Однако такой шаг органично вписывался в рамки новой политики по возвращению Россией своего места и значения на международной арене, предложенной президентом В.Путиным народу, истосковавшемуся по былому величию своей страны.
Первый блин в борьбе Москвы за обладание Северным полюсом и арктическим шельфом оказался комом. После рассмотрения российской заявки Комиссия ООН по границам континентального шельфа признала, что в документе нет убедительных доказательств континентальной природы и принадлежности к естественным компонентам материка поднятия Ломоносова.
РФ с этим не согласилась, и продолжает активно добиваться своего. При этом действует она на нескольких фронтах одновременно. Главные усилия, конечно, предпринимаются в юридической сфере.
Москва готовит новые доказательства связи Хребта Ломоносова с сибирским континентальным шельфом. Дело это непростое и чрезвычайно затратное. По информации российских специалистов, их стране необходимо доказать примерно 20 тыс. участков с помощью эхолота. Сегодня нет точной информации об объеме уже исследованного – по некоторым оценкам, сделано не менее двух третьих работы. При этом говорят, что российская сторона бросила на это все имеющиеся у нее ресурсы: измерения ведутся не только научными судами, но и военными кораблями и рыболовецкими траулерами, имеющими на борту соответствующее оборудование.
Однако все усилия могут оказаться тщетными. Руководитель климатической программы российского отделения WWF А.Кокорин указывает на существование «одной проблемы» в системе российских доказательств. По его информации, хребет и шельф разделяет «небольшая ямка» – порода в этом месте проседает. Судя по перепаду высот в этом месте, Хребет Ломоносова с формальной точки зрения не может считаться частью российского шельфа.
Тем не менее российские СМИ уже анонсировали подачу в 2012 году новой заявки с неопровержимыми свидетельствами обратного. И, если учитывать заявление экспертов из Российского института океанологии, что в этом документе будут содержаться научные открытия российских геологов, «которые могут опровергнуть многие прочно установившиеся общепризнанные научные гипотезы», можно ожидать, что появление в хребте досадной «ямки» будет научно обосновано.
На фоне активности россиян в подготовке юридической базы своих претензий ее конкуренты выглядят достаточно бледно. Подать заявку в Комиссию ООН со своими претензиями Канада собирается только в 2013 г., а Дания планирует это сделать и вовсе в 2014-м.
Опережая своих конкурентов в сборе юридических доказательств, Россия ведет активную дипломатическую работу по укреплению своих позиций перед рассмотрением вопроса в ООН. Наиболее успешным шагом в этой сфере эксперты называют подписание осенью прошлого года договора с Норвегией о размежевании 175 тыс. километров арктической границы, переговоры о котором между Москвой и Осло велись на протяжении 40 лет. Россия сделала норвежцам уступки в области рыболовства, однако заручилась поддержкой со стороны одного из своих бывших соперников в споре за арктический шельф, пользующегося большим влиянием в ООН.
Эксперты не исключают, что после Норвегии Москва может достичь аналогичного соглашения с Данией, тем самым значительно усилив свои шансы на конечный успех в борьбе с Канадой.
В ответ на это Оттава ищет поддержки у своего традиционного союзника – США, а канадские представители в НАТО продолжают обсуждать перспективы включения арктических территорий в сферу военных интересов Североатлантического альянса.
Российская сторона проводит также широкую пропагандистскую кампанию в Арктике. Чего стоит установление в 2007 г. российской экспедицией во главе с полярным исследователем А.Чилингаровым на дне океана в райо не Северного полюса российского флага. Именно эта акция и стала отправной точкой гонки за раздел арктического шельфа.
Россия рекламирует свои намерения проводить гидрографические и геологические исследования Арктики и объявляет о намерениях запустить новую космическую систему, которая позволит более пристально мониторить метеорологические условия в регионе и помогать в разведке и разработке полезных ископаемых. Частью пропагандистской кампании можно считать и прошлогоднее посещение В.Путиным Земли Франца-Иосифа, и широкое публичное обсуждение российского права на Арктику на недавней межрегиональной конференции партии «Единая Россия» в Екатеринбурге.
Оттава также не отстает от Москвы в сфере пропаганды. Канадские СМИ анонсируют удвоение расходов на картографические исследования за полярным кругом до 40 млрд. долл., широко освещают деловые поездки в Арктику премьера С.Харпера и не устают пугать обывателей экспансионистскими планами России в этом регионе.
Наконец, Москва активно использует возможности по демонстрации силы в Арктике. Находят конкретное воплощение планы по созданию отдельной группировки сил в регионе для обеспечения безопасности российской территории Северного Ледовитого океана «в различных военно-политических ситуациях» – в начале лета военное ведомство РФ подтвердило намерение развернуть в ближайшее время в Арктике две армейские бригады.
В 2007 г. Россия возобновила тренировочные полеты стратегических бомбардировщиков в район Северного полюса и походы боевых кораблей в Атлантику. А некоторые российские эксперты полагают, что приобретаемые Россией французские вертолетоносцы «Мистраль» войдут в состав Северного флота для обеспечения его доминирования в Арктике.
Со своей стороны, Канада планирует открыть арктический военный учебный центр в Резо лют-Бей для проведения тренировок в условиях низких температур, глубоководный порт на острове Баффинова Земля, а также построить флот патрульных кораблей для охраны северных вод.
Резонансным стало прозвучавшее на этой неделе заявление министра обороны Канады о намерении в течении месяца провести в Арктике в августе этого года крупнейшие учения. В них примут участие около тысячи военных, истребители CF-18, разведывательные и транспортные самолеты, а также боевой корабль. Учения канадских вооруженных сил в Арктике проводятся уже пятый год, однако с каждым разом они становятся все более масштабными.
Несмотря на наращивание конкурентами военной мощи в Арктике, эксперты не верят в возможность перерастания споров в силовое противостояние. По их мнению, существуют многообещающие признаки возможности урегулирования северными странами своих споров мирными средствами в рамках правового поля. Первым положительным знаком готовности сторон договариваться эксперты называют подписание в мае этого года членами Арктического совета (Канадой, США, РФ, Норвегией, Швецией, Финляндией, Данией и Исладией) первого юридически обязательного договора о распределении функций в области поисково-спасательной деятельности в Арктике.
Да и сам факт готовности всех стран, претендующих на арктический шельф, подать свои заявки в Комиссию ООН, говорит о том, что никто из них не будет заниматься «самозахватом» в Арктике.
Кроме того, эксперты в один голос утверждают, что сегодня арктический шельф не интересен с точки зрения углеводородов, потому что мировая наука еще не научилась добывать из него дешевое топливо. В условиях, когда заменителями нефти могут стать сланцевый газ, солнечная и ветровая энергия, до арктических залежей полезных ископаемых у человечества руки дойдут не скоро. И даже если их начнут добывать, то делать это смогут лишь мощнейшие международные консорциумы, которым, в общем-то, безразлична национальная принадлежность арктического шельфа.
Оригинал публикации: «Перетягивание» полюса