Седьмая встреча Арктического Совета в столице Гренландии Нууке.
Седьмая встреча Арктического Совета в мае, казалось бы, являлась делом рутинным, где главное внимание уделялось подписанию нового соглашения о поисках и спасении, а также передачи председательства Швеции.
Но атмосфера в столице Гренландии Нууке накалилась из-за первого визита на подобный форум Соединённых Штатов в лице госсекретаря США Хиллари Клинтон, министра внутренних дел Кена Салазара, а также других тяжёлых штурмовиков от политики.
Послание было простым: США поставили себя в центр дебатов о будущем крайнего севера, в то время как новая «золотая лихорадка» добычи нефти и газа вот-вот начнётся. И в лучших своих традициях, используя мягкую дипломатию, США подразумевали и более жёсткую позицию. Несколькими неделями ранее две атомные субмарины были посланы для патрулирования в 150 милях к северу от Прудо Бей на Аляске.
Между тем Россия, которая также состоит в совете 8 государств, с удовольствием отторгала любую идею того, что такие государства как Китай могли бы получить статус наблюдателя.
Предпринятые ВМФ США шаги стали ответом на усиление Россией испытаний ракет в этом регионе, а также перенесением Норвегии на крайний север своей главной военной базы.
Тем временем Китай начал осаждать Гренландию, которая богата редкоземельными минералами, необходимыми для мобильных телефонов и другой высокотехнологичной техники.
Конкурирующие коммерческие интересы в Арктике усугубляются отсутствием всеобъемлющего соглашения о том, кому что принадлежит. Многие страны находятся в процессе подачи претензий на земли в ООН, в рамках её Конвенции по международному морскому праву, которую США так и не подписали до сих пор.
Канада наряду с другими странами начала проявлять беспокойство, когда заслуженный российский эксперт-полярник Артур Чилингаров в 2007 году на морском дне Арктики установил российский флаг. Он сказал журналистам, что его миссией являлось показать, что Арктика является российской, добавив, «Мы должны доказать, что северный полюс является продолжением российской суши».
Канада видит демарш России исключительно в качестве провокации, однако Москва отклоняет негодование Канады, настаивая, что это был просто театральный жест учёного, который нанял для этого частные компании. Но показательно, что в следующем году Чилингаров, который также является членом российского парламента, был награждён званием Героя России.
Опасения по поводу новой холодной войны заставили канадского профессора Роба Хуберта предупредить в своей недавней работе, подготовленной для Министерства обороны Канады и канадского МИДа о том, что «может начаться новая гонка вооружений».
Хуберт говорит, что слышал, как премьер-министр России Путин говорил о необходимости установить «зону мира» в Арктике, но видит также и противоположные действия. «Несмотря на публичные заявления о мире и сотрудничестве в Арктике, выпущенные арктическими государствами, стратегическая ценность региона продолжает расти. По мере роста этой ценности каждое государство всё больше ассоциирует регион со своими национальными интересами. Арктические государства могут говорить о сотрудничестве, но готовятся к конфликту».
Тем временем верховный натовский главнокомандующий союзниками в Европе адмирал Джеймс Ставридис в предисловии к недавно опубликованному НИИ оборонных исследований ВС Британии документу заявляет: «Пока что споры по северу носят мирный характер, однако изменение климата в ближайшие годы может изменить равновесие в гонке за представляющими соблазн и более доступными для извлечения природными ресурсами».
Ставридис полагает, что такие военные единицы как береговая охрана играют важную роль в международной координации в регионе – но в основном в качестве поддержки специалистов коммерческим и другим интересам.
Он добавляет: «Накладывающиеся друг на друга интересы и далеко идущие последствия, вытекающие из климатических изменений должны подтолкнуть сегодняшних мировых лидеров к подведению итогов, и унифицировать свои усилия относительно того, чтобы Арктика оставалась зоной сотрудничества, а не скатывалась под уклон в сторону конкуренции, или хуже того, военного конфликта».
Хуберт указывает на то, что наряду с открытием нового сверхсовременного центра внутри горы Рейтан на крайнем севере Норвегии, Осло также тратит огромные деньги на новое вооружение, купив как минимум пять сверхсовременных фрегатов. Класс судна называется Фритьоф Нансен в честь знаменитого полярного исследователя, что вполне может указывать на то, где флот собирается их разместить.
Между тем находящийся в своё время на посту министра иностранных дел Канады Лоуренс Кеннон выразил уверенность в том, что его стране удастся отстоять территории. «Мы будем осуществлять свой суверенитет в Арктике», сказал он своему российскому коллеге на переговорах в Москве.
Но оптимисты говорят, что опасения преувеличены, и указывают на позитивные изменения, среди которых договор России с Норвегией о взаимоприемлемом разделении границы Баренцева моря.
Один бывший министр иностранных дел сказал Guardian: «Мы хотели бы избежать самоуспокоенности, однако следует остерегаться всех этих упаднических разговоров. Арктика вполне мирное место. Это не место для бунтов, а область низкого напряжения…».
Однако Пол Беркман из Института полярных исследований имени Скотта полагает, что потенциальные проблемы не стоит отвергать как не имеющую основание драматизацию. «Нужно задаться вопросом о том, почему пишутся все эти тревожные статьи – возможно потому, что остались ещё неоконченные дела со времён холодной войны».
Вне зависимости от происходящего вокруг этого вопроса оживления, он утверждает, что для углубления сотрудничества и предотвращения конфликта усилия должны предпринимать обе стороны. «Для самоуспокоения нет места, и пока трения небольшие, существует возможность обратить внимание на риски политической, экономической и культурной нестабильности, которые будут являться следствиями изменений экологического состояния Северного Ледовитого океана».
Бывший председатель форума коренных народов Аккалук Линге, являющегося частью Приполярного совета инуитов, говорит о том, что испытывает «нервозность» относительно текущих событий.
«Существует нарастание военной мощи и рост мегафонной дипломатии… Мы не хотим возвращаться в эпоху холодной войны», говорит он.
http://www.guardian.co.uk/world/2011/jul/06/us-russia-political-tensions-arctic Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Вчера смотрела интервью с Рогозиным, он вроде успокоил. Говорит, временно удалось убедить НАТО не вводить свои войска на территорию Атлантики. И то правильно, пусть пока в Африке разбираются, мы там сами разберемся. Ситуация пока нам на руку. Как будут дальше себя вести на фоне ухудшающейся экономики?
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Россия обеспокоена активностью НАТО и других стран в Арктике. По словам главкома ВМФ Владимира Высоцкого, это если не угроза, то, по крайней мере, вызов российским экономическим интересам.
"В последнее время мы получаем подтверждения, что Североатлантический альянс обозначил Арктику зоной своих интересов", - цитирует адмирала РИА "Новости". По его словам, эти действия приобретают "системный, коалиционный характер". В ответ Россия усиливает Северный и Тихоокеанский флоты.
Накануне генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен заверил, что Альянс не планирует присутствовать в Арктике. При этом он признал, что у членов блока есть там свои интересы. "Мы надеемся, что все те государства, у кого есть там интересы, найдут способ ответить на возникающие вызовы мирным путем", - добавил он.
Выступая сегодня на заседании морской коллегии при правительстве РФ, главком ВМФ отметил, что у Северного полюса активизировались и азиатские государства. В их числе он назвал Китай, Японию, Корею и такие "всем известные арктические страны", как Малайзия и Таиланд.
Россия тоже старается не отставать. Как сообщил вице-премьер Сергей Иванов, в следующем году РФ подаст в комиссию ООН научно обоснованную заявку на огромный кусок арктической территории. Там, предположительно, находятся большие залежи нефти и газа.
Наращивают свое присутствие на Севере и российские военные. На прошлой неделе глава Минобороны сообщил, что защитой интересов РФ в Арктике будут заниматься две бригады. Их дислоцируют в Мурманске или Архангельске. Как заявлял премьер-министр Владимир Путин, "мы открыты для диалога с нашими зарубежными партнерами, со всеми соседями по арктическому региону, но, разумеется, собственные геополитические интересы будем защищать твердо и последовательно".
"Битва за Арктику" продолжается уже несколько лет, к счастью, пока только мирными средствами. Конкуренция между арктическими странами обострилась из-за глобального потепления. Согласно прогнозам ученых, в этом столетии на Севере могут освободиться ото льда значительные территории. Это даст возможность начать добычу больших залежей природных богатств.
Россия в настоящее время, в основном, занята определением северной границы своего шельфа. Причем амбиции Москвы простираются до самого полюса. В августе 2007 г. экспедиция Артура Чилингарова спустилась на дно океана и установила на нем государственный флаг РФ. Основную ставку политики и ученые делают на подводные хребты Ломоносова и Менделеева.
Если удастся доказать, что они являются продолжением российского шельфа, то вся эта территория отойдет к Москве.
Как обычно, подготовка к разделу арктического пирога сопровождается усиленными призывами к миру. Между тем договориться цивилизованно пока не очень-то получается. Международно-правовой режим в Арктике регулирует Конвенция ООН по морскому праву 1982 года. Согласно этому документу, каждая страна имеет право на континентальный шельф, то есть морское дно до внешней границы подводной окраины материка.
Границы шельфа в Арктике до сих пор не определены окончательно. На него претендуют пять арктических стран (РФ, США, Дания, Норвегия и Канада).
России и Норвегии удалось в сентябре 2010 г. договориться между собой, но полностью вопрос о границах далеко еще не решен. Кроме того, претензии теперь начинают выдвигать и другие государства, которые считают, что Арктика должна быть всеобщим достоянием по примеру Антарктиды.
Постоянный адрес статьи:
http://www.utro.ru/articles/2011/07/06/984672.shtml
Милитаризация Арктики идет полным ходомНа фоне геополитических сражений в Африке, Азии и на Ближнем Востоке практически незамеченным остался новый виток борьбы за Арктику. Все уже привыкли, что главные интриги крутятся вокруг Арктического совета, созданного в 1996 г для разрешения территориальных споров между северными государствами, к числу которых относятся Россия, Канада, Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция, США и Исландия.
Такой подход не устраивает многие государства, которые тоже хотят поучаствовать в разделе арктического пирога. Вслед за Великобританией, Германией, Францией, Испанией и Польшей в совет под лозунгом "Арктика принадлежит всем!" начали стучаться Индия, Япония, Южная Корея, Австралия, Бразилия и Китай. В отличие от всех остальных, китайцы сразу же перешел от слов к делу: организовали несколько полярных экспедиций, открыли на Шпицбергене полярную станцию и обзавелись собственным ледоколом.
Арктика еще не объявлена Клондайком, открытым для всех желающих, но вопрос о свободном доступе к ее богатствам уже поставлен, и это немедленно привело к усилению значения силового фактора. В мае этого года достоянием СМИ стали заготовки датской "Стратегии в Арктике". Из документа следует, что Дания претендует на континентальный шельф в пяти зонах вокруг Фарерских островов и Гренландии, а также на Северный полюс, который рассматривается как часть гренландского шельфа. Соответствующий документ планируется подать в комиссию ООН по границам континентального шельфа не позднее 2014 года.
Эта новость перевозбудила Канаду, которая еще в 50-е годы прошлого века объявила свой суверенитет над Северным полюсом. Согласно решению Международного суда, эта претензия может быть удовлетворена, если в течение 100 лет никто не докажет, что дно Ледовитого океана принадлежит ему. Больше половины этого срока уже прошло, и в последние годы демонстративно мирная и фактически никогда не воевавшая Канада начала проявлять невиданный ранее алармизм.
Пять лет назад, когда стало понятно, что глобальное потепление позволяет наладить навигацию по Северо-Западному проходу из моря Баффина до моря Линкольна, канадские власти направили в регион шесть военно-патрульных кораблей. Поначалу это демарш Оттавы был адресован Вашингтону, который тоже претендовал на контроль над этим маршрутом. Но после того, как свое военное присутствие в регионе обозначила Дания, уже полвека соперничающая с Канадой за остров Ханс (Туркупалук), канадские официальные лица начали метать громы и молнии во все стороны.
Пока Дания готовила документы, обосновывающие ее претензии, Канада выделила средства на строительство глубоководного порта и базы ВМФ в некогда заброшенном Нанисивике. Затем началась реконструкция и расширение военно-учебной базы Резольют и строительство арктических патрульных судов, а размещенный в арктической зоне военный контингент был увеличен в десять раз. Каждое лето Канада стала проводить в Арктике военные маневры, и неизвестно, чем бы все это кончилось, если бы не Великобритания, неожиданно предложившая разделить Арктику между Канадой и Россией.
В результате Канада как бы получила особый статус представителя интересов НАТО в Арктике и главного оппонента России. В рамках этой стратегии США и Дания стали принимать участие в военных маневрах канадских ВМС в Арктике, которые с каждым годом приобретают все больший масштаб. Этим летом учения пройдут при активном участии сил ВВС: истребителей, разведывательных и транспортных самолетов. Одновременно главным объектом риторических упражнений канадских политиков стала Россия, которой, забыв о политкорректности, советуют "не соваться на Север".
В ответ Россия озаботилась усилением военного контроля над принадлежащей ей акваторией, тем более что в прибрежных водах, относящихся к Северному морскому пути (СМП), с известной регулярностью появляются английские яхты и китайские шхуны. В дополнение к авиации и кораблям береговой охраны, задействованным для контроля над СМП, было решено создать мотострелковые бригады, предназначенные для несения службы в условиях Арктики.
В конце прошлой недели стало известно, что формирование этих бригад завершено, а на этой неделе главком ВМФ РФ Владимир Высоцкий выразил обеспокоенность в связи с тем, что "Североатлантический альянс обозначил Арктику зоной своих интересов" и действия НАТО, направленные на доминирование в этом регионе, приобретают "системный, коалиционный характер". Отвечая на эти вызовы, Россия вынуждена принять меры для усиления своих подразделений, входящих в Северный и Тихоокеанский флоты.
Но ни усилия Москвы, ни агрессивная позиция Оттавы пока не привели к серьезным изменениям в расстановке сил, потому что военное присутствие США, несмотря на то, что значительная часть американских ресурсов дислоцирована южнее Полярного круга, намного превосходит возможности других членов "арктической восьмерки". Достаточно напомнить об американских военных базах и системах ПРО, расположенных на Аляске и в Гренландии.
Тем не менее, в роли мотора милитаризации Арктики выступает именно Канада, которая в последнее время усиленно самоутверждается на военной тематике не только в Арктике, но и в далекой Африке. Речь идет о привлеченных к операции в Ливии военных судов, самолетов, человеческих ресурсов и финансов, которые вполне сопоставимы с аналогичными затратами европейских партнеров Канады. О внешнеполитических амбициях Оттавы с обезоруживающей откровенностью говорит министр иностранных дел Джон Бэрд, напрямую увязавший "более значительные обязательства в рамках НАТО" с "намерением Канады играть усилить свое влияние на международной арене".
Повышая военный статус, Канада продавливает свою схему раздела Арктики: секторальный принцип, контроль над полюсом и Северо-Западным проходом из Тихого в Атлантический океан. По последнему вопросу продолжаются ее разногласия с США, которые настаивают на сохранении 12-мильной прибрежной зоны и интернациональном статусе полюса, Северо-Западного прохода и Северного морского пути. Такая "коллективизация" категорически не устраивает Россию, занимавшуюся освоением Севера с конца XIX века и уже сделавшую первые шаги к открытию коммерческой навигации по Северному морскому пути.
Первопроходцем стала немецкая судоходная компании Belugа Shipping Company, доставившая из южнокорейского порта Пусан в Ямбург оборудование для нефтеперерабатывающих заводов в Сургуте. Затем российский танкер "Балтика" повез газоконденсат из Мурманска в китайский порт Нингбо. Замеры показали, что по таким параметрам, как время в пути, расход топлива и общая цена транспортировки, северный маршрут, связывающий побережье Тихого океана с Европой, гораздо выгоднее стандартного пути через Аденский залив и Суэцкий канал. Однако всерьез говорить о том, СМП в ближайшее время сможет конкурировать с привычным южным маршрутом, пока не приходится – хотя бы потому, что навигация возможна только в летние месяцы, но и тогда торговым судам необходимо сопровождение ледоколов.
Россия, имеющая в своем распоряжении самый мощный ледокольный флот, в том числе девять из десяти имеющихся в мире атомных ледоколов, является единственной страной, которая может обеспечить ледокольное сопровождение торговым и военным караванам. И это выводит из себя американских политиков. Некоторое время назад командующий службой береговой охраны США адмирал Тад Аллен устроил на слушаниях в конгрессе настоящую истерику. Заявив, что "США занимают последнее место в арктической гонке" и "безнадежно проигрывают России", он потребовал срочно профинансировать программу строительства новых ледоколов.
Помимо атомных ледоколов, у России есть и другие объективные преимущества, связанные с протяженностью береговой линии, на которой еще в 30-е годы прошлого века стала создаваться инфраструктура в виде портов и аэродромов, расположенных на Новой Земле, в Диксоне, Тикси, Игарке и пр. При разумном использовании этих ресурсов Россия сможет реально контролировать ситуацию в своем секторе Северного Ледовитого океана.
Но глобальное потепление, в результате которого за последние 15 лет ледовый покров уже уменьшился на 25-27%, может свести на нет все преимущества географического положения России, увеличив уязвимость ее ядерных сил сдерживания. США активно развивают ПРО морского базирования, и никто не помешает им разместить ее элементы в Северном Ледовитом океане с тем, чтобы контролировать большую часть российской территории.
Все эти соображения и тенденции: борьба за ресурсы и транспортные маршруты, разногласия по принципиальным подходам, милитаризация и глобальное потепление – превращают борьбу за Арктику в сложную многофакторную игру, в которой все более значительное место занимает военная составляющая.
Постоянный адрес статьи:
http://www.utro.ru/articles/2011/07/07/984803.shtml