Северин Вайланд (Severin Weiland)
Это будет особый день. Никогда еще китайский премьер не приезжал в Германию с такой большой делегацией. В Берлине Вэнь Цзябао будут сопровождать 13 министров. Предстоит историческое событие – впервые за почти четыре десятилетия с момента установления дипломатических отношений будут проведены немецко-китайские межправительственные консультации. До этого совместные заседания кабинетов проводились только с Израилем, Индией, Россией, Польшей и Францией.
Никогда еще Китай не позволял своим министрам сесть за один стол со своими коллегами из другой страны. Этому событию соответствует и шумная пропагандистская кампания. Визит премьер-министра является "новой вехой в истории немецко-китайских отношений", - радостно отмечает китайский посол в Федеративной Республике У Хунбо. Эти консультации дадут новый старт отношениям между двумя странами, наполнят их "новым содержанием", выражает надежду представитель Пекина в Берлине.
Все это косвенные указания на недавнее прошлое. Четыре года назад Ангела Меркель приняла у себя в офисе Далай-ламу, что вызвало раздражение в Пекине. Но кажется, что эта тема перестала быть актуальной. "Мы не боимся обсуждать такого рода вопросы", - подчеркнул посол У Хунбо. Только в том случае, если обсуждение будет проводиться с целью "навязать другой стороне свое мнение, Китай не будет с этим согласен". Это типичный способ, при помощи которого Народная Республика не позволяет вмешиваться в свои внутренние дела – прежде всего по таким вопросам как смертная казнь, пытки и необоснованные аресты.
Пекин ведет себя непринужденно
Положение с правами человека, тем не менее, будет темой на переговорах – с немецкой стороны. По мнению министра иностранных дел Гидо Вестервелле, "качество и глубина наших отношений позволяют открыто обсуждать и такие сложные темы". Поэтому китайским гостям будет указано на то, "насколько важными для нас являются свобода мнений, свобода прессы и уважение прав человека", - подчеркнул этот политик, представляющий партию СвДП.
Несмотря на такого рода предупреждения, становится ясно, что Китай больше настроен на разрядку. Китай придает большое значение этому крупному событию, о чем свидетельствует тот факт, что перед проведением пресс-конференции были открыты ворота посольства Китая в Берлине – редкое само по себе явление.
Немецко-китайские правительственные консультации, предложенные в прошлом году Меркель, представляют собой попытку придать новый импульс существующим отношениям. В конечном итоге они "не совсем еще свободны от проблем", признается представитель Пекина в немецкой столице. Однако существует "твердая уверенность" в том, что эти отношения будут "очень хорошо" развиваться. Вместе с тем он добавляет: если они будут "уважительными" и "равноправными".
Это можно перевести примерно так: не говорите нам, что мы должны делать. Пусть ваши ценности – демократия и права человека - действуют у вас, у нас же все устроено немного иначе.
Восходящая экономическая держава уверенно себя представляет. По данным из Пекина, в прошлом году объем торговли между двумя странами составил 142 миллиарда долларов, и треть всего китайского экспорта в Евросоюз приходится на Германию. Эти показатели могут быть превышены в этом году, на что надеется китайская сторона. Что касается Германии, то она является крупнейшим европейским инвестором в Народной Республике. Здесь не обходится без сложностей – представители немецких предприятий говорят о наличии проблем в области инвестиций в Китае. Часто это вопрос решается только в том случае, если немецкая сторона предоставляет в распоряжение китайцев техническое ноу-хау. В последнее время недовольство в Евросоюзе было вызвано позицией китайцев в отношении компании Airbus.
Экономически сильная страна, но по тону скромная
Если в немецких средствах массовой информации Китай уже называют сверхдержавой, то китайская сторона весьма самокритично оценивает собственную роль. Мы еще развивающаяся страна, говорят там. Даже титул чемпионов мира по экспорту, который Китай отобрал у Германии, вежливо стараются сделать относительным. "На самом деле Германия намного сильнее, чем Китай", - подчеркнул недавно на мероприятии с участием немецких предпринимателей китайский дипломат Ли Няньпин.
В прошлом году объем китайского экспорта составил 1580 миллиардов долларов, и это обеспечили 1,3 миллиарда жителей этой страны. Тогда как Германия экспортировала товары на сумму 900 миллиардов долларов при населении 83 миллиона человек, и поэтому "в среднем она еще немного впереди", - иронично заметил этот сотрудник посольства Китая в Берлине.
Пребывание Вэнь Цзябао в Берлине – третий и последний этап его европейской поездки после посещения Венгрии и Великобритании. На понедельник и вторник намечена обширная программа. На вечер в понедельник запланирован обед с Меркель, который будет проходить на вилле Либермана в Ванзее, а на следующий день оба руководителя примут участие в шестом немецко-китайском экономическом форуме, и после этого они возглавят работу немецко-китайских правительственных консультаций. По их завершении запланированы двусторонние встречи министров обоих правительств. В конце Вэнь Цзябао будет принят федеральным президентом Кристианом Вульфом (Christian Wulff). В Берлине предусмотрено также подписание целого ряда конкретных соглашений: между министерствами в области создания электромобилей, стандартизации, строительства, поддержки взаимных инвестиций. Будут рассмотрены также возможности расширения культурного сотрудничества.
Кроме того, должны быть заключены соглашения с участием немецких предпринимателей. Компания BASF собирается инвестировать 860 миллионов евро в Чунцине, предусмотрены соглашения в автомобильной области и машиностроении.
Освобождение Ай Вэй Вэя многое облегчает
Это был очень деликатный пункт, и он грозил бросить тень на европейскую поездку Вэнь Цзябао, однако Китай своевременно устранил это препятствие, освободив китайского художника Ай Вэй Вэя. Хотя китайская сторона и отрицает связь этого решения с европейским турне премьер-министра. Однако многое говорит о том, что именно так это и было.
Освобождение диссидентов незадолго до или после важных двусторонних встреч с ведущими политиками западного мира в последнее время является составной частью стандартной программы коммунистического руководства. Помимо Вэй Вэя были также освобождены четыре его сотрудника, а после нахождения в заключение в течение трех с половиной лет был выпущен на свободу правозащитник Ху Цзя.
Обращение коммунистического однопартийного государства со своими критиками уже в течение многих лет сопровождает немецко-китайские отношения. Особенно сильно это их не омрачает. При помощи диалога в области прав человека и верховенства закона Берлин пытается продолжить вести с китайской стороной диалог о западных ценностях и надеется на постепенное изменение в мышлении и действиях.
Однако эта концепция, напоминающая лозунг социально-либеральной восточной политики "Изменения через сближение", иногда мешает развитию отношений. Так, например, эксперту по Китаю Тильману Шпенглеру (Tilman Spengler), входившему в апреле в состав делегации во главе с Гидо Вестервелле, было отказано в получении визы. Поводом для визита было открытие выставки из коллекции трех немецких музеев под названием "Искусство просвещения" в китайском Национальном музее.
Для немецкой стороны это была также политико-культурная акция.
Оригинал публикации: Edel-Empfang für die neue Supermacht
|