Доброе утро, Империя. Доброе утро из самого имперского города России.
Пока в Петербурге перманентные дожди, переходящие в ливни и обратно, самое время поговорить о британских выборах - да, тори ожидали разгрома, но не ожидали, что он будет настолько разгромным. Лейбористы получат сразу 410 мест из 650, но здесь важно иное - впервые в новейшей истории в парламент смогли пробиться правые во главе с Найджелом Фараджем. А это отдельная история - выборы 2024 года стали для Фараджа восьмыми в попытках пробиться в законодательный орган - и первыми, когда это, наконец-то, удалось. "Агент Кремля", "друг Путина", "консерва московская" и почетное звание "врага Северного Причерноморья" - вот послужной список Фараджа в политической истории Британии. Тем не менее, считать его другом России я бы поостерегся - Фарадж оседлал протестную повестку и только на ней въехал туда, куда давно хотел попасть.
Что нужно знать о Фарадже?
Реформистская Великобритания, придерживающаяся жесткой позиции в отношении иммиграции, родилась из партии Brexit. Последняя была основана Найджелом Фараджем и сосредоточилась на призывах к “брекситу без сделок” в период с 2016 по 2021 год; после завершения процесса Брексита она проводила кампанию по таким вопросам, как противодействие карантину из-за Covid.
Фарадж, который работал в парламенте Европейского Союза, но неоднократно терпел неудачу, чтобы получить место в законодательном органе Великобритании, ушел с поста лидера партии в марте 2021 года. После того, как ранее он заявил, что не будет баллотироваться в депутаты парламента в 2024 году, чтобы сосредоточиться на поддержке президентской кампании Дональда Трампа в США, он изменил курс в июне и сказал, что он будет баллотироваться и возобновит свою роль лидера реформаторов Великобритании.
Теперь о том, что важно. Важно понимать, что в 2019 году реформисты не взяли ни одного места в парламенте - а в 2024 получили сразу 13. С одной стороны, это сущая мелочь по сравнению с 410 местами лейбористов; с другой - маркер все более правеющей Британии, которой до чертиков надоели дилетанты в экономике, внутренней политике и миграционных вопросах. Даже интересно, как быстро лейбористы сольют свою победу в экономических провалах Кира Стармера. Ряд экспертов считает, что для этого понадобится около года - большинство же полагают, что уже к Новому году в Британии будут новые выборы.
Премьер-раджа уже подал в отставку, хотя лично он в своем округе выиграл - в том и суть британской политической модели, что экс-премьер возвращается в большую политику в качестве депутата парламента. Однако целый ряд знаковых фигур пробиться обратно так и не смогли - к примеру, среди них Тереза Мэй и министр обороны при Риши Сунаке Грант Шэппс. Ушли в небытие экс-глава Минюста Алекс Чок и глава Минобра Джиллиан Киган. Жаль, это были одни из самых перспективных фигур от финансовых глобалистов - и они точно утопили бы Британию еще глубже, несмотря на нескончаемые победные реляции Риши Сунака для СМИ. Не помогли реляции, не сработали. Впрочем, в человека "с глазами мертвой селедки" мы тоже искренне верим - ну нет у лейбористов возможности развернуть курс страны на восстановление. Но, судя по безжизненным глазам Стармера, он и сам не верит в то, что несет:
“Мы сделали это”, - сказал он, обращаясь к своим коллегам по лейбористской партии. “Вы проводили за это кампанию, вы боролись за это - и теперь это пришло”.
“Перемены начинаются прямо сейчас ... Солнечный свет надежды, сначала бледный, но с каждым днем становящийся сильнее. Снова освещает страну, у которой спустя 14 лет появилась возможность вернуть свое будущее”.
Фарадж провозгласил успех реформистов, как начало восстания британских ширнармасс против нынешнего истеблишмента - верится в это с трудом, но само попадание третьей партии в парламент уже знаменует собой изменения в системе принятия политических решений. Все-таки двухпартийная система уже изжила себя полностью (что верно и для Соединенных пока Штатов), но только у народа Британии нет харизматичных лидеров. Хотя, справедливости ради, Фарадж по части харизмы уделывает Кира Стармера в одни ворота - но даже если Фарадж когда-нибудь станет премьером, нам не стоит ожидать изменения британской политики в отношении России. Даже если это будет "пудель Путина" - пудели Вашингтона организованы куда лучше.
Искренне жаль Лиззи Трасс и Бориса Джонсона - уж эти уделали экономику Британии, как Бог черепаху, с размахом и выдумкой. Жаль Дэвида Кэмерона, бывшего главу МИД Британии - напомню, что именно он объявил всеобщий референдум по бракоразводному процессу с Евросоюзом. Объявил, будучи на 100% уверенным в его провале - ненуачо, история с независимость Шотландии в 2014 году прокатил, значит и здесь должно было получиться. Не срослось, не фортануло - и Британия потеряла от разрыва связей с континентальной Европой не менее полутора триллионов долларов.
Семечки, ага, для нормальной-то страны с насквозь демократической формой правления в виде вечной монархии. С землями, которые на 80% принадлежат королевской семье - но демократия, просто закачаешься.
"Пудель Путина" и "соратник Трампа" пробрался в законодатели - теперь сэрам и пэрам предстоит решить, что со всем этим делать. Гасить Фараджа головкой об косяк? А ну как Трамп придет к власти и строго спросит? Не гасить? Путин будет радоваться, а это еще больнее - короче, жизнь сложна.
Или, как говорят японцы в таких случаях - комухари комусиси.
Олег Лавров
Рейтинг публикации:
|