История такая: мелкобританские журналисты издания «The Sun» получили немного шекелей и помчались в заднепровские степи снимать духоподъёмный репортаж о небывалой мощи «кастрюли Его Величества» (армейский британский сленг), танке «Challenger-2». На каком-то дюже секретном полигоне. Покатушки закончились в первой же патриархальной хрестоматийной луже, о которой написано немало русскими классиками и немногими выжившими в русском бездорожье импортными путешественниками. Танк сел на брюхо, вытаскивать почти 70-тонного увальня пришлось собратом. История до рези в глазах знакомая, поэтому сегодня будет толика истории.
Вундерваффе Адольфа *
* Пояснение ретивым цензорам и профессиональным доносчикам, гнобящим канал «Исторические напёрстки»: данный раздел статьи с иллюстрациями времён Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., согласно ФЗ №114 – не является пропагандой нацизма или связанной с ним символики, написан с научно-просветительскими целями. Призван возвеличить ратный подвиг советского народа и доблестной Красной Армии, разгромивших германский нацизм пополам с европейским фашизмом. Законодателям и пользующимся их тупым невежеством провокаторам – гореть в аду. Без уважения, автор.
Итак, что такое избыточный вес боевых бронированных машин – первыми узнали немцы. Когда подогнали к началу Курской Битвы самоходные артиллерийские установки (САУ) «Фердинанд» («Элефант»). По глубочайшему убеждению нацистского генералитета и лично фюрера, являвшихся чудом военной промышленности, главным аргументом победы Третьего Рейха на Востоке. Надежды на САУ возлагались даже большие, нежели на более массовые «Тигры» и «Пантеры». Было отчего, если честно.
«Фердинанды» собиралась из листов кованной цементованной брони, применяемой для защиты крейсеров и линкоров Кригсмарине. Лобовая броня рубки была 200 мм, бортовая и кормовая – по 85 мм. То есть, любая артиллерийская полевая артиллерийская система РККА образца 1943-го года не могла пробить германскую самоходку в борт и тыл с расстояния свыше 420 метров. Вооружение САУ тоже впечатляло: длинноствольное (71 калибр) 8,8-см орудие «StuK 43» было в полтора раза мощнее, нежели у «Тигра», снаряды пробивали любой советский танк в любую проекцию на всех дистанциях действительного огня. Всё было прекрасно. Кроме веса. 65 тонн.
Пятого июля 1943-го года красноармейцы впервые познакомились с «Фердинандами» на Северном фасе Курской Дуги (поныровское направление) у высоты 257,7, названной немцами «Танковой». Самоходки встретили мощные минные поля и вкопанные по самые башни танки Т-34-76. Из тридцати боевых машин до вечера дожили всего 12, остальные подорвались на минах или получили повреждения различной степени тяжести от огня советской артиллерии. Другой батальон «Фердинандов» (654-й) тоже начал позорно, въёхав на собственное минное поле и тут же угодив под ураганный огонь наших пушкарей. Из трёх десятков бронированных монстров ... до окопов первой линии обороны добрались всего четыре «Фердинанда».
Тут-то и наступило прояснение в уму гитлеровцев. Из плюсов они отметили бессилие противотанковой артиллерии и танков РККА против чрезмерно забронированных САУ, но минусов только за одни сутки набралось куда больше. Выяснилось: огромные и тяжеленные сараи могут ездить только вперёд или назад, обычный разворот на русской пашне вне дорог заканчивался позорным стоянием под ливнем снарядов. Любой дождик ещё больше ограничивал маневр «Фердинандов», они зарывались гусеницами в грунт и плюхались на днище. Так и повелось с того 5-го июля, из главного аргумента танковых частей вермахта – САУ превратились в лютую обузу.
До станции Поныри гитлеровцы доехали-таки на «Фердинандах», потеряв 30% машин на минах, под фланговым огнём нашей артиллерии, налётами штурмовиков Ил-2. Сначала в боях за этот «малый Сталинград» не преуспели, причина всегда была одинаковой: советские части отсекали заградительным артиллерийским огнём все прочие танки и бронемашины с пехотой, идущие «гусятами» за бронированными монстрами, а с «Фердинандами» предпочитали разбираться всяко, в зависимости от смекалки бойцов и командиров.
Курсовых пулёметов САУ не имели, были откровенно подслеповаты, а промахнуться по такому сараю невозможно. Особым шиком расчётов наших «сорокапяток» (45-мм противотанковая пушка обр. 1937 года) было повредить длиннющий «хобот» нацистских «Элефантов», метко попасть в 88-мм орудие подкалиберным снарядом БР-240П. Полный разгром «Фердинанды» получили 9–10 июля 1943 года в составе боевой Группы майора Калля. Собравшего для обходного удара станции Поныри мощный бронированный кулак из 40 танков «Тигр», 44 «Фердинандов», 38 САУ «Бруммбар» и полутора дивизионов «StuG 40» в сопровождении двух десятков «Pz.Kpfw III/IV» и мотопехоты.
Немцы попёрли двумя эшелонами из 150-ти танков, пустив в качестве тарана «Тигры» с «Фердинандами» в банальной линейной тактике, нарушая все пункты Уставов. Советские артиллеристы, уже наслышанные о неуязвимости гитлеровского «зверинца» – поступили гениально. Пропустили боевые порядки тяжёлых машин через совхоз «1-е Мая», заманив немцев на ровные поля чернозема, нашпигованные противотанковыми минами и самодельными фугасами из трофейных авиабомб и снарядов. Как только огромные бронированные сараи замерли с разорванными гусеницами и с тыла их подпёрли разогнавшиеся побратимы – наши командиры вызвали по «свите» монстров массированный огонь дивизионной артиллерии и «Катюш».
Свалка из подбитых танков и САУ получилась эпичных размеров, но немцам удалось утянуть все повреждённые машины, поскольку близко подобраться к «Фердинандам» и «Тиграм» не получалось, они расстреливали наши «Т-34» на дистанции немыслимых для той поры полутора-двух километров. Поставив на катки повреждённые машины, майор Калль всё-таки прорвался к станции Поныри 10-го июля именно дюжиной «Фердинандов», все остальные танки и САУ были подбиты или подорвались на минах. Такой результат удалось достичь тевтонским упрямством, вокруг драгоценных монстров пришлось концентрировать роты сапёров, расчищавших им дорогу ползком.
Правда, драпать немцам пришлось уже через 36 часов, и 12-го июля советским войскам попала в руки полностью исправная САУ «Фердинанд», эпизод вышел хрестоматийным для данного типа техники. Уходящая Боевая Группа Калля угодила в артиллерийскую засаду, против неизвестных и неуязвимых бронированных монстров наше командование собрало два дивизиона корпусной артиллерии, три батареи новейших САУ СУ-152 и пару смешанных дивизионов ИПТАП (истребительно-противотанковая артиллерия).
СУ-152
Подбив четыре «Фердинанда» (броню не удалось пробить, повреждалась лишь ходовая) – в обход окопавшихся немцев направили пехоту 129-й стрелковой дивизии с артиллерийскими наводчиками, в редком перелеске у реки наткнувшись на сидящий в песке (по самую рубку) «Фердинанд». Экипаж сдался в плен, а в трофейном командирском планшете удивлённые красные офицеры увидели странные зигзагообразные схемы с ориентирами.
Спросили: что за тактическая невидаль? Оказалось, так немецкие экипажи готовились к любому бою, расчерчивая выдвижения на рубежи атаки для своих монстров с точностью до нескольких метров, стараясь угадать с грунтом и держась обочин просёлков, насыпей железнодорожных путей. Точно так же САУ выводились из боя, медленно уползая задним ходом по своим следам. Любая неосторожная попытка развернуться, сманеврировать, переборщить с педалью газа – заканчивалась посадкой «Фердинанда» на брюхо.
Именно такого лиха и хлебнули наши, когда попытались трофейный «Фердинанд» отправить в тыл. Чем только не пытались выдернуть бегемота, но проваландались аж до 2-го августа, пока не пригнали четыре трактора С-60 и пару С-65 с военным инженером в чине полковника. Ровно с такими же проблемами сталкивались и гитлеровцы, для эвакуации «Фердинандов», «Тигров» и «Пантер» собирая до полудюжины 18-тонных тягачей Sd.Kfz.9, или пару-тройку дефицитных для 1943-го года «Бергепантер» (нем. Bergepanther), специальных бронированных ремонтно-эвакуационных машин «Пантера».
Подводя итог, можно утверждать: при всех своих запредельных для второй мировой войны боевых характеристиках (огневая мощь, бронепробитие, СУО, защищённость) ... сумрачный инженерный гений Фердинанда Порше создал бесполезный тактический инструмент для механизированной войны. В огромной САУ была уникальная ходовая часть, комбинированная силовая установка, расположение боевой рубки, избыточная точность и мощнейшее орудие. Но простой факт, когда более двух третей произведённых «Фердинандов» не погибли в бою, а были уничтожены своими экипажами – это для военной науки даже не нонсенс, а полное фиаско и позор.
САУ имели отвратительную подвижность, нулевую проходимость по песчаным и мягким грунтам, про запас хода вообще срамно вспоминать. Как и про сложнейшие ежедневные регламенты обслуживания, требовавшие от экипажа специального технического образования. А от сапёрных и ремонтных подразделений танковых и артиллерийских соединений – специальных передвижных мастерских, тяжёлой инженерной техники, особого понтонного парка, бесконечного укрепления мостов, подсыпки дорог и тд. Когда ошмётки тяжёлых танковых батальонов «Фердинандов» с Курской Дуги перебросили в лютую грязюку осенне-зимней Италии, то на взвод САУ пришлось выделять 180-200 рабочих или военных инженеров. Без особого эффекта.
Пугливые англосаксы
Теперь к нашим заклятым партнёрам, пошедшим по стопам своих военных учителей – недобитых нацистов с их страстью к гигантомании, большим и неимоверно тяжёлым танкам. С венцом инженерного творения, утопающими в любом русском (евразийском средней полосы) бездорожье «Абрамсами» и «Челленджерами». Нарушающими священный для танков баланс «габариты –броня – мобильность – огневая мощь». Данный закон американцы и британцы забыли ещё в Африке 1942-1943 гг., обваривая М4 «Шерман» дополнительными листами брони, не в силах противостоять противотанковой артиллерии.
Стремясь добиться показателей 100 мм во лбу танков, как у советского «Клима Ворошилова» (КВ-1/2), считавшегося в первой половине войны наиболее защищённым и неуязвимом танком. С неизбежной расплатой в виде малоподвижности, частых поломок двигателя и ходовой.
Еле-еле расправившись с молодчиками Роммеля и Кессельринга в Африке, американцы перед высадкой в Европе задумались над концепцией «тяжёлого танка», с завистью поглядывая на британские толстокожие «Черчилли» и до дрожи боясь нацистских «Тигров» с «Пантерами». И конечно же, появившихся у немцев переносных и простых в применении пехотных фауст-патронов. Так появился специальный «штурмовой танк» M4A3E2 «Джумбо», перетяжелённый броней «Шерман». Предназначенный не для танковых дуэлей, а для прорыва пехотных линий обороны. Остальные танки янки начали обкладывать мешками с песком, заливать бетоном лобовые проекции (!), изготавливать в полевых условиях металлические контейнеры, тоже забиваемых грунтом.
M4A3E2 «Джумбо»
Когда поломки ходовой и двигателей в танковых батальонах начали зашкаливать, командование с ужасом обнаружило: некоторые танки благодаря «умельцам» потяжелели на две и более тонны, перестали выполнять боевые задачи вне хороших дорог, застревали на любом промокшем грунте.
Спор между настоящими танковыми командирами, настаивавших на правильных тактических схемах применения бронированных машин и сердобольными тыловыми генералами, желающих «защитить наших парней» – как начался в 1942-ом, так и продолжался до конца века. Победили вторые, выдав армии США м Великобритании странные машины, годные лишь на твёрдых каменистых грунтах и очень плотных почвах.
Гордыня
Так уж повелось, что советская (а потом российская) школа танкостроения навеки вечные разошлась с западной. С нашей стороны бой ведут приземистые, очень подвижные машины с идеальным балансом «габариты – огневая мощь», а наши заклятые партнёры валандаются с логистикой своих монструозных шкафов. Кои на поле боя невозможно спрятать, трудно использовать тактически по вышеперечисленным показаниям отвратительной проходимости, малого запаса хода, сложной эксплуатации в полевых условиях.
Зато экипажу комфортно и защищён он лучше! А русские Иваны сидят буквально на снарядах в жуткой тесноте! Так себе аргумент, поскольку оружие (начиная с античного холодного) – это всегда про массовость производства, максимальную эффективность, разумный баланс компромиссов. Когда Основные Боевые Танки (ОБТ) двух «цивилизаций» разделяет два десятка тонн и сотни квадратных сантиметров «габаритности» – это два принципиально разных типа вооружения. Для решения одинаковых по сути задач.
Впервые огромный разрыв в концепции строительства танков обозначился в конце 1950-х, когда ОБТ Советской Армии стал легендарный Т-55, а янки начали тысячами клепать свои М60. Экипажи были по четыре человека, бронирование сходным, только вот «совок» оказался почти на метр ниже, тем самым сэкономив почти десять тонн веса. Да, советским танкистам было тесновато, но по всем боевым показателям равные по уровню подготовки экипажи показывали совсем уж разные результаты. В пользу «русских», конечно.
М60 vs Т-55, сравнение габаритов
А следом появился будущий Т-64А (Объект 434) с высотой в два метра с запредельными на тот момент показателями защищённости и огневой мощи. С небывалой маневренностью и подвижностью. Став эталоном нашей школы танкостроения на долгие десятилетия вперёд до наших дней.
Плевать, сказали янки и британцы с прочими натовскими пуделями: наша концепция будет прежней. Высоко сижу – далеко гляжу, максимум брони и вспомогательных систем для удобства и комфорта экипажа. Гордый танк Запада не намерен прятаться в складках местности, маскироваться и кататься по непролазной грязи. Он будет степенно разъезжать по хорошим бетонным дорогам, надёжно прикрытый с воздуха ударными вертолётами и фронтовой авиацией, действовать из тщательно подготовленных засад, бороться со сломленным сопротивлением плохо обученной пехоты.
Так и повелось с тех пор, гений советский инженеров довёл до ума капризный Т-64, после конструкторских и эксплуатационных мук построив Т-72/80/90. Строго в балансе «габариты – огневая мощь – подвижность – защита». Американцы же с британцами выродили своих монстров, обогнав в полных комплектациях нацистский «Фердинанд» и самый тяжёлый бронесарай второй мировой – «Ягдтигр» в 75 тонн. Немедленно столкнувшись с проблемами танковых соединений вермахта: недоступность большинства мостов, геморрой при перевозке железнодорожным и автомобильным транспортом, и конечно – критическими показателями давления на грунт, достигающих 1,09 кг\см.
«Ягдтигр»
Самое время было схватиться за голову, но нет, англосаксы проигнорировали рёв возмущения генштабистов в начале 1980-х, любезно сообщившим: господа, стратегия использования наших танков перестала существовать, как отрасль военной науки. Советские ОБТ с жесточайшими параметрами «меньше 50-ти тонн» ножом прорежут всю Европу с её бесчисленными реками и десятками тысяч мостиков, свободно будут обходить позиционные районы обороны по любым грунтам, а из Сибири будут мчаться сотни эшелонов с платформами. На шестиосных – по два танка, на четырёхосных – по одному. Не мешая встречному движению. А если «Челленджер» или «Абрамс» взгромоздить на подобное средство перевозки ... можно немедля разгружать.
Такие эшелоны не выдержит четыре пятых мостов Европы, встречное движение придётся закрывать. То есть, ОБТ англосаксов могут перевозиться только на определённых отрезках дорожной инфраструктуры. Как думаете, русские не озаботятся подрывом всего лишь нескольких мостовых переходов, дабы все бронетанковые дивизии НАТО запечатать в позиционных районах дислокации? И как ими прикажете вторгаться на территорию СССР, где все построено в железной логике эффективности инфраструктуры для военных действий. Шаг вправо-влево ... доставай трос и вызывай эвакуатор.
Зато наши парни хорошо защищены, боеукладка вынесена из обитаемого пространства башни, сказали скептикам с зачатками знаний по военной математике. А что появились противотанковые средства поражения, для которых даже лобовая броня «Абрамсов» не преграда – это неважно. И плевать, что русские ОБТ с карусельным механизмом заряжания стреляют быстрее, танки с танками не воюют! Так гордыня победила здравый смысл, а после Холодной Войны угроза столкновения двух школ танкостроения стала ничтожно малой, практически невозможной. Ошибочка-с ...
Выводы
Итак, сегодня наземная бронированная техника выезжает на поле боя, максимально нашпигованное десятками средств поражения, коими располагает любая пехотная бригада, не говоря о танковой. Кумулятивные боеприпасы последних поколений сделали бронезащиту ОБТ весьма условным параметром, а появившиеся тучи беспилотья начали разить грозные машины в самые незащищённые проекции. Танки обрастают нелепыми решётками и «мангалами», увешаны системами динамической защиты, пугливо разбегаются по одному в укрытия, маскируются, матерным лаем экипажей требуют от конструкторов и оружейников новых Комплексов Активной Защиты, сплавов и прослоек композитной брони, зенитных ракет. И пересмотра тактики.
Как оказалось, советские конструкторы предусмотрели практически всё для войн будущего, заложив огромный запас модернизации вооружений для Т-72/80/90, сохранив главное преимущество советского танка – его подвижность и способность воевать практически везде из-за сбалансированных массогабаритных характеристик. Танк – не сферический конь в вакууме, а важнейший элемент общевойскового боя. Его нужно много и быстро производить, беспрепятственно и удобно доставлять на театр военных действий всеми видами транспорта, ремонтировать в полевых условиях.
А что до тактики применения ОБТ в быстро меняющемся рисунке современного боя – он за подвижностью и маневренностью бронированных машин. Как наши заклятые партнёры намерены решать вопрос оперативно-стратегического характера с переброской больших танковых соединений под прицелом дальнобойных высокоточных систем, лютой нехватки мостов и неприспособленности железнодорожных узлов Европы к подобным операциям – пусть думают отдельно. Одно им стало известно точно: 1500-сильный газотурбинный двигатель сарая «Абрамса» или 1200-сильный дизель бегемота «Челленджера» абсолютно бесполезны для оперативно-тактического звена. История, как водится – москальская лженаука. Тем и победим.
Источник
Рейтинг публикации:
|