В принципе, конфликт между Зеленским и лично Залужным, разразившийся ещё осенью прошлого года, с самого начала был эфемерным, преимущественно медийным конструктом из слухов и «инсайдерских инсайдов», причём в западной прессе. В стартовавшем 29 января втором сезоне этой мелодрамы абсурд дошёл до логического предела: к примеру, англоязычные рупоры не просто «владеют ситуацией», а пересказывают даже мельчайшие подробности, кто кому что сказал в коридорах штабов. Впору подумать, что вся ситуация – не более чем самоподдерживающийся развлекательный нарратив, не имеющий с реальностью почти никакой связи.
Однако 4 февраля в вопросе появилась некоторая определённость: в интервью итальянскому телеканалу Tg1 Зеленский впервые проговорил на камеру, что действительно намерен обновить верхушку, и не только армии, но и госаппарата тоже. Конкретных имён жовто-блакитный фюрер, впрочем, не назвал, но в компанию Залужного в качестве кандидатов на выход тут же записали начальника Генштаба ВСУ Шапталу и командующего сухопутных войск Сырского.
Таким образом, дым всё-таки идёт не самопроизвольно, какое-никакое тление под кабинетными коврами есть, но насколько горячее?
«Ты погоны опозорил!»
1 января советник Зеленского Подоляк в кои-то веки высказал довольно дельную мысль: мол, странно, что вопрос возможной смены Залужного так политизируется, это ведь обычный рабочий момент. Удивительно, но тут Подоляк по большей части прав: смена главнокомандующего – это, конечно, не совсем «обычное», но всё же вполне нормальное явление, особенно если увольняемый явно не тянет.
Залужный же за два года показал себя нисколько не выдающимся полководцем, с уклоном в кромешный негатив в последнее время. В конце концов, именно он и его штаб не смогли ни раскрыть политическому руководству глаза на реальное положение дел, ни организовать стратегическую наступательную операцию по средствам, ни хотя бы остановить её на рубеже июня-июля, когда надежда на успех полностью исчезла. В результате неспособность и нерешительность Залужного со товарищи стала одной из причин тяжелейшего поражения, сломавшего ВСУ хребет.
Достаточное ли это основание для отставки? На обывательский взгляд – да; военные специалисты и историки могли бы поспорить, но многие из них тоже сказали бы «да» сходу. Всё-таки не годится доверять такой ценный невосполнимый ресурс, как западная военная помощь, кривым рукам бездарей, верно?
Весьма кстати есть и формальные причины для удаления главкома-неудачника с командной должности. Как известно, одним из вопросов, которым Зеленского пытали коллеги по опасному бизнесу на форуме в Давосе 15-19 января, был «а есть ли чёткая стратегия победы?» Ответить на него ни сам украинский президент, ни его подручные не смогли, всё сводилось к «у нас один план – воевать до победы, запасного плана нет». Чем не повод для «наезда» на высшее военное руководство, которое и должно заниматься подобным планированием?
По данным западной прессы, именно этот предлог и был использован. В частности, издание The Washington Post в публикации от 1 февраля утверждает, что 29 января Залужный ответил на вопрос Зеленского о перспективах, что в ближайшее время улучшения стратегической обстановки ждать не стоит, после чего ему и было указано на дверь. Хотя выглядит это вполне правдоподобно, каких-либо весомых доказательств данной версии нет.
Есть и другие версии: например, что на Залужного хотят повесить всех собак за людоедские положения о тотальной мобилизации и/или
сбитый 24 января Ил-76 с украинскими пленными, или что его конфликт с Зеленским имеет чисто личную природу. Под последнее предположение даже подведён хилый фундамент в виде «стенограмм» телефонных разговоров главкома, «утёкших в Сеть» 3 февраля. Забавно, что эти бульварные сюжеты в условиях украинского политического цирка столь же вероятны, сколь и сугубо деловое увольнение за некомпетентность.
Но действительная причина, думается, всё же иная, и на неё указывают происходящие на фоне скандала другие события.
Марш несправедливости
Если откатиться в ноябрь, к самому истоку «противостояния» главкома ВСУ и президента, то нетрудно заметить, что прелюдией к нему оказались две публикации. Первой из них стала статья Залужного в британском издании The Economist, в которой генерал констатировал переход фашистов к стратегической обороне. Вторым был вброс в соцсети депутата Верховной Рады Гончаренко*, заявившего, будто на 31 марта 2024 г. уже назначены президентские выборы.
В общем, можно сказать, что Гончаренко по заказу неких фигур посерьёзнее вскрыл (и так очевидные, правда) планы Зеленского на узурпацию власти. Жовто-блакитный фюрер тогда прошёлся по обоим: публично отчитал главкома за излишнюю художественную самодеятельность и отверг возможность выборов до конца войны. 8 ноября Рада по представлению президента продлила военное положение на 90 дней, до 14 февраля нынешнего года.
Был ли Залужный на самом деле причастен к этой «психической атаке» или просто так совпало – неясно, но некий страх перед гипотетическим генеральским путчем в голове Зеленского поселился точно, тем более что тот же Гончаренко* и другие начали достаточно активно пиарить главкома как альтернативного кандидата. Не исключено, кстати, что реклама эта идёт без согласия самого Залужного, который избегает вообще любых публичных разговоров о политике.
Меж тем февраль-то уже наступил. 6 числа в Раду было внесено продление военного положения ещё на 90 дней, то есть с гарантированным перекрытием законного срока окончания полномочий Зеленского и 31 марта, когда в теории должны были состояться выборы. Таким образом, узурпация президентского кресла из возможности уже стала реальностью.
А новый раунд заочного бокса с Залужным начался всего за полмесяца до возможного истечения срока военного положения, вероятно, как раз в попытке как-то повлиять на его пролонгацию – но не вполне ясно, кем и как. С одной стороны, снова вылез на первый план всё тот же Гончаренко*, и снова с какими-то рейтингами, согласно которым главком ВСУ гораздо популярнее президента. С другой стороны, 1 февраля в Киев заехал не кто-нибудь, а заместитель госсекретаря США Нуланд, якобы отдавшая Зеленскому прямой приказ генерала срочно уволить.
5 февраля ещё один нардеп, Шевченко, заявил в эфире украинского ТВ, что Залужный будто бы согласился на должность посла Украины в Лондоне, и она для него станет «политической пенсией». При этом сам главком, молчавший, как рыба об лёд, прорезался: 5 февраля опубликовал в соцсетях поздравление своего начштаба Шапталы с днём рождения, которое из-за слов «нам точно уже не будет стыдно» многие приняли за прощание.
Что же из всего этого следует? Есть мнение, что Зеленский решил вопрос своей консервации на месте фюрера без особых проблем, но теперь мечется между двумя крайностями: страхом бунта и боязнью потерять управление войсками с вытекающим риском новых поражений на фронте. Этим и объясняется подвешенное положение Залужного, которого как будто одинаково опасно и оставить, и снять.
При этом в Вашингтоне с переворотом Зеленского, похоже, смирились, как с меньшим злом: 4 февраля советник Байдена по нацбезопасности Салливан дал бывшему клоуну карт-бланш уволить или оставить главкома ВСУ по своему усмотрению. А вот политические конкуренты Зеленского (Порошенко? Тимошенко?), как видно, не теряют надежды использовать генерала в собственных интересах, отсюда и все разговоры про якобы популярность Залужного в массах.
По утверждению помянутого выше Шевченко, окончательное решение об отставке будет объявлено «8 февраля, плюс-минус пара дней». На самом деле, для Залужного это был бы отличный шанс – шанс уйти от будущего трибунала над украинскими военными преступниками на Запад, откуда, как известно, выдачи нет... Вот только дадут ли ему пожить на пенсии свои же?
* – признан в России экстремистом.