На фоне начавшегося массового производства новейшего БПЛА "Охотник", хотелось бы немного больше углубиться в тему именно боевого потенциала - на что способна новинка, особенно в рамках тех конфликтов, что мы можем наблюдать сейчас. Сможет ли когда-нибудь подобная техника если и не сместить классические бомбардировщики, то хотя бы серьёзнейшим образом помочь им в работе? Это мы сегодня и обсудим.
Приветствую на канале!
А начать хотелось бы с вооружения нашей беспилотной "птички". На данный момент, согласно заявлениям и разработчиков, и высокопоставленных лиц известно, что "Охотник" обладает всем спектром вооружения, что предназначено для другой машины - Су-57. Это и крылатые ракеты, и дальнобойные "воздух-воздух", и различные корректируемые боеприпасы. Всё это понятно и легко объяснить - дрон имеет функционал ведомого, а значит обязан дублировать арсенал ведущего. Но есть один интересный факт - "Охотник" неоднократно был замечен в метании чугунных "болванок", корни которых уходят ещё в начало прошлого века. Многих этот факт удивил, ведь дорогущий беспилотник занимается применением явно неспецифичного для него вооружения, которое применяется сейчас редко даже пилотируемой авиацией. Неужели его технология "Стелс" настолько продвинута, что позволяет буквально кружить над головами противника в полной безнаказанности? Ответить на этот вопрос можно двумя путями. Во-первых, таким образом могли попросту тестировать прицельные комплексы, оружейный отсек и ряд других систем, но без применения дорогостоящих "игрушек". Тем более сразу после данных испытаний "Охотник" был замечен в тестах более серьёзных боеприпасов. Но есть и второй вариант - вполне возможно, что в недрах ВПК уже тогда отрабатывалась идея применения дрона в связке с тем, что мы сейчас знаем как универсальный модуль планирования и коррекции.
Метание той самой "болванки".
И эта связка представляет огромный интерес, так как открывает очень внушительное окно возможностей, но обо всём по порядку. Известно, что "Охотник" обладает довольно серьёзной бомбовой нагрузкой - разные источники указывают разные данные, но это от 2 до 8 тонн (25 у него максимальная взлётная масса). Иными словами, в один дрон, если брать минимум, может поместиться около 4-х УМПК в полутонной весовой категории. Напомним, что по "начинке" это могут абсолютно разные боеприпасы - кассетные, термобарические, обычные ОФ и ряд других применяемых вариантов. С точки зрения эффективности все они доказали свою силу, и примерно в тех же количествах и "пропорциях" их регулярно отправляют по выявленным целям с помощью хорошо всем знакомого Су-34. До сего момента особой причины замены бомбардировщика на дрон не было, но сейчас начнутся существенные отличия. Первое и ключевое - "Охотник" обладает технологией "Стелс" и может незаметно для противника висеть в заданном районе, не опасаясь прилёта ракет-перехватчиков. Очевидный факт, за которым кроется одно любопытное свойство - это постоянная поддержка наземных сил, без необходимости вызывать авиацию и ждать того момента, когда она собственно долетит. То есть в воздухе всегда есть тот, кто моментально поддержит мощным ударом в порой стремительно меняющейся ситуации. Плюс ко всему он ещё и разведку может в этот момент вести. Оптическими средствами, чтобы не вскрывать местоположения, но тем не менее.
Второй и не менее важный пункт - это время. Одна из отличительных особенностей "летающего крыла" является довольно высокая топливная эффективность, да и просто большой его запас, что прямо влияет на продолжительность полёта - дрон может "висеть" в районе около суток, периодически отправляя по выявленным координатам модуль с той или иной "начинкой". Закончился боекомплект или топливо - на смену вылетел второй "Охотник". И такую "карусель" можно организовывать постоянно, имея определённый запас дронов, на всякий случай. Опять же, это можно реализовать и с помощью всё тех же Су-34, но вот только подобная интенсификация вряд ли положительно повлияет на состояние парка машин, плюс, как показывает практика, даже УМПК, способные пролететь почти сотню километров, от ЗРК гарантий не дают - как ни крути, но "Стелс" технология, особенно на расстоянии, даёт высочайшее преимущество над противником, позволяя наносить удары без промедлений в режиме 24 на 7. Это особо важно, когда перед силами на земле стоит задача взять какой-то крупный опорный пункт, где без авиации с УМПК справиться крайне трудно. Но есть ещё один нюанс - это особенности управления "Охотником". Известно, что машина эта довольно продвинутая в плане искусственного интеллекта, и большинство задач выполняет в автоматическом режиме - по большей части нужно лишь нажать кнопку.
То есть пристального внимания оператора не требуется, что позволяет разгрузить человека и дать ему возможность управлять сразу несколькими дронами. Трудно сказать сколько, но стандартная практика предполагает от трёх до шести БПЛА, находящихся в разных районах, информация с которых стекается в один пункт управления. Концентрировать их можно и на одном участке, повышая интенсивность ударов - свыше двух десятков корректируемых боеприпасов, среди которых могут быть не только УМПК, но и ряд других интересных решений, бьющих на многие сотни, а иногда и тысячи километров. Причём всё это действует абсолютно безнаказанно, и вражеские ЗРК, особенно если речь касается устаревших изделий, не дадут никакого результат. Может ли данный "букет" плюсов поспособствовать тому, что в определённый момент пилотируемая авиация потеряет свою актуальность? В далёком будущем - определённо да, но сейчас нам нужен баланс и, так сказать, некая проба пера. Впрочем, не зря производство "Охотников" решили интенсифицировать - видимо, опыт его применения в реальных боевых условиях показал себя на отлично. К тому же опробовать вышеописанный сценарий уже могли, правда пока что в ограниченном масштабе - согласно открытым данным, летающих "Охотников" у нас две штуки, один из которых лётный прототип, и только второй - это предсерийный образец со всем набором, включая плоское сопло.
ФАБ-500 с УМПК.
Косвенно всё вышесказанное можно подтвердить рядом недавних новостей, согласно которым ОАК ещё летом начала готовить операторов "Охотника" в ускоренном режиме, что указывает на необходимость данных специалистов. Как говорится, спрос рождает предложение - вот и здесь наблюдается подобная картина. Как оно будет на практике - посмотрим, но есть ещё один очень интересный нюанс - беспилотник, какой бы он сложный ни был, строится гораздо быстрее, чем тот же Су-34. Так что в определённый момент их может появиться довольно много.
Источник
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 113
Рейтинг поста: