Президент Таджикистана Эмомали Рахмон в рамках начавшегося в понедельник, 6 июня, недельного турне по странам Европы встретился в Страсбурге с председателем Европарламента Ежи Бузеком и другими известными евродепутатами. Для Страсбурга это было ничем не примечательное событие. В отличие от январского визита другого центральноазиатского лидера, Ислама Каримова, приезд Рахмона не привлек к себе дополнительного внимания общественных или правозащитных организаций.
Обыденность происходящего не смог бы признать, пожалуй, лишь кинооператор из делегации таджикского президента, снимавший европейское турне Рахмона на 35-миллиметровую камеру 1982 года выпуска.
Если не учитывать разрекламированное таджикской стороной подписание Рахмоном конвенции Совета Европы о признании дипломов о высшем образовании (Россия, к примеру, ратифицировала этот документ 11 лет назад, но пока это не особо помогло признанию российских дипломов в Европе), то никаких важных документов в этот день подписано не было. А ключевым событием стало общение Рахмона с членами комитета Европарламента по международным делам и подкомитета по правам человека.
Рахмон просит парламент ЕС о посредничестве
В приветственном выступлении Эмомали Рахмон поблагодарил ЕС за помощь, оказанную Таджикистану в годы независимости. Президент оценил эту помощь в 1 миллиард евро. Говоря о положении в его стране, глава государства, с одной стороны, открыто заявил, что "народ Таджикистана в течение 15 лет страдает от энергодефицита", а с другой, признал серьезность угрозы со стороны противников Рахмона, которые, как он выразился, "стараются свергнуть наше правительство". Имея в виду споры с Узбекистаном вокруг строительства Рогунской ГЭС, Рахмон попросил европарламентариев поделиться опытом того, как создать в регионе Центральной Азии "атмосферу доверия", и фактически предложил им занять место Москвы в качестве посредника в споре между Душанбе и Ташкентом.
Далеко не все приглашенные евродепутаты услышали призыв Рахмона, но те, кто пришли, перед встречей ознакомились с текстами последнего доклада авторитетной исследовательской организации "Международная кризисная группа" (ICG) и документа Европарламента с грифом "только для внутреннего пользования", в которых таджикские власти подвергнуты весьма резкой критике. Режим президента Рахмона охарактеризован в них как "полностью коррумпированный", а сам Таджикистан - как государство, "уязвимое перед любым серьезным испытанием, будь то нападение значительной группы боевиков, экономический, политический или иной кризис".
Сразу два евродепутата прямо спросили Эмомали Рахмона о том, в какой степени элита Таджикистана причастна к торговле наркотиками, о борьбе с которой президент говорил в приветственной речи, и попросили прокомментировать доклад ICG. Отвечать на эти вопросы и что-либо комментировать Рахмон не стал. Вместо этого он рассказал парламентариям,, как в 1991 году в Душанбе свалили огромную статую Ленина и как потом в республике началась гражданская война.
Представитель Нидерландов Бастиан Белдер призвал таджикского президента отменить недавние поправки, осложняющие выезд таджикской молодежи на учебу в зарубежные религиозные вузы, и выразил обеспокоенность тем, что в Таджикистане, по его мнению, ограничена свобода вероисповедания. Однако Рахмон принялся горячо защищать поправки, сославшись на опыт Европы: "В Англии тоже есть закон, который запрещает покупать алкоголь несовершеннолетним. А мы видим, что несовершеннолетним пытаются внушить идеи радикального ислама, и мы должны бороться с этим". С 2010 года власти Таджикистана начали в принудительном порядке возвращать в страну студентов, обучающихся в исламских вузах за рубежом, прежде всего в Иране.
Другие европарламентарии заверяли Рахмона в том, что в Европе будут поддерживать Таджикистан, но хотят знать, какими будут его дальнейшие шаги по демократизации. Они интересовались, как будут бороться власти в Душанбе с самым серьезным, по мнению европейцев, вызовом для Таджикистана - нищетой и низким уровнем образования. Однако конкретных ответов так и не услышали.
"It was terrible!"
По окончании встречи с Рахмоном докладчица Европарламента по стратегии ЕС в Центральной Азии Николь Киль-Нильсен сказала корреспонденту Deutsche Welle, что она "разочарована" увиденным и услышанным. В свою очередь депутат из Германии Эльмар Брок (Elmar Brok) заявил: "Конечно, это важная с геополитической точки зрения страна. Но, с другой стороны, установившийся там режим не соответствует нашим представлениям о правовом государстве". Куда более категоричную оценку встрече дала депутат из Нидерландов: "It was terrible!" ("Это было ужасно!").
"Мне всегда кажется подозрительным, когда я слышу: мы молодая демократия, нам необходимо время. Но на то, чтобы пустить в страну спецдокладчика ООН по пыткам или специалистов Красного Креста, не требуется времени", - подчеркнула глава подкомитета парламента ЕС по правам человека Хейди Хаутала. По ее мнению, "это ошибка - позволять авторитарным лидерам использовать платформу Европейского парламента".
В ответ на реплику, что Рахмон приехал по приглашению именно европейской стороны, Хаутала заявила: "Поэтому я и считаю, что нам следует такую практику прекратить". В беседе с корреспондентом Deutsche Welle она напомнила о визите в Брюссель в январе 2011 года президента Узбекистана Ислама Каримова, который "использовался в целях собственной пропаганды" Каримова. По ее словам, внутри Евросоюза есть силы, "готовые закрывать глаза на нарушения прав человека в этих авторитарных странах. А надо быть намного более требовательными". Источник: dw-world.de.
Рейтинг публикации:
|