Недавно МО опубликовало кадры боевой работы наших самых продвинутых огнемётных систем ТОС-2, именуемых также как "Тосочка". В столь скромном наименовании кроется огромное количество нововведений, создающих весомый разрыв между сегодняшним героем и его предшественником в лице "Солнцепёка". В чём же их разница и каковы преимущества того или иного подхода - обо всём этом мы сегодня более подробно и расскажем.
Многие наверняка в курсе, что среди реактивных систем залпового огня особняком держатся тяжёлые огнемётные системы. На первый взгляд разницы особой-то и нет, но то если не приглядываться - есть ключевое отличие, и оно кроется в боевой части. У ТОСов она термобарическая, или, как её ещё именуют в СМИ, вакуумная (что не совсем корректно). За счёт этого вырисовывается ряд весьма интересных преимуществ, благодаря которым и существует данная система. Так вот, во время прилёта такой ракеты образуется облако горючего вещества, которое спустя секунды поджигается, ну и превращает точку прилёта в лунный пейзаж. А вакуумными данные боеприпасы называют потому, что весь воздух внутри "пузыря" выжигается и создаётся колоссальный перепад давления, сам по себе являющийся одним из пор. факторов. И вот здесь вырисовывается основное свойство ТОСов - от их удара невозможно спрятаться в окопе, здании и прочем - подойдёт только хорошо укреплённый бункер. И, казалось бы, вот оно - заменить все РСЗО на ТОСы и вперёд, но не всё так просто. Есть у данных систем вторая сторона медали - очень и очень слабая дальность стрельбы. Например, прародитель в лице "Буратино" штатным снарядом мог попасть в цель на расстоянии лишь в 3,5 км. Чуть позже, когда появился легендарный "Солнцепёк", это расстояние увеличилось до 6.
Всё намекает на то, что ни о какой безопасности для машины речи не идёт. А если в неё прилетает ПТУР, то и эффект соответствующий. С одной стороны, можно уменьшить боевую часть, накрутить дальность, однако в таком случае существенно падает эффективность, и поиск баланса в данной ситуации - крайне сложная цель. Собственно, именно её и поставили себе разработчики ТОС-2, когда обсуждалась общая концепция будущей машины. Перво-наперво, решили позаботиться о мобильности - решено поставить систему на бронированное колёсное шасси, что позволит преодолевать большие расстояния существенно быстрее, чем это может предшественник. Можно появиться там, где не ждут и преподнести сюрприз. Вторым ключевым пунктом является модернизированная система управления огнём, что позволило существенно снизить время подготовки машины к пуску ракет, а также повысить точность работы. Это крайне необходимо, ведь направляющих у ТОС-2 стало меньше - их теперь всего 18, против 24 у "Солнцепёка". Выходит, попасть нужно с первого раза, без права на ошибку. Ну и третий, очень важный пункт - это кран для подачи снарядов. Иными словами, нет необходимости в специализированной ТЗМ - подвоз боеприпасов можно осуществлять на чём угодно, в отличие от предшественника. И вроде бы перечисленные преимущества довольно весомые, но у того же "Солнцепёка" куда большее бронирование, пройдёт он где угодно, да и направляющих больше. В чём же ключевое отличие?
А заключается оно в новой ракете. Дело в том, что при сохранении основного преимущества термобарического боеприпаса, высокой мощи, она способна пролететь до 15 километров, что автоматически делает из "Тосочки" рекордсмена среди ТОСов. Особенно если сравнивать с первопроходцами в лице "Буратино". Первый вывод - по ней невозможно отработать ПТУРом, так как нет необходимости подходить к линии вплотную. Безусловно, на все 100 процентов свести на нет вражескую ракету нельзя, но снизить шанс, и очень существенно - вполне себе возможно. Во-вторых, усложнится борьба средствами артиллерии, и здесь всё как у НАТОвской "Химеры" - отстрелял боекомплект и сразу же ушёл на перезарядку. Пункт номер три - беспилотники. Опять же, здесь начинает играть дистанция. От пресловутых ФПВ не спасёт, но действовать на таком удалении - задача крайне трудная. Всё-таки их эффективная работа происходит на куда меньшем расстоянии, а дронов, подобных "Ланцету", чрезвычайно мало, и охотится на высокомобильный ТОС - задача так себе. Ну и последний пункт - это мощность. На первый взгляд может показаться, что за столь заметный бонус придётся чем-то платить, но нет - у "Тосочки" боеприпас повышенного могущества, судя по всему за счёт новой смеси. Более того, даже несмотря на уменьшение числа ракет, площадь выжигания увеличилась на треть, в сравнении с "Солнцепёком" - 6 гектаров против 4.
В качестве итога хотелось бы подметить ещё одно весомое преимущество новой боевой машины - это её цена. Да, пока она является мелкосерийной, можно сказать штучной диковинкой, ценник существенный. Но, скорее всего, он куда ниже, чем у того же "Солнцепёка", в основе которого лежит корпус Т-72, а если быть точным, то целых два корпуса Т-72, ведь без специализированной ТЗМ он никуда. Как ни крути, но колёсная база, да ещё и с собственным краном, дешевле при любом раскладе, не только во время производства, но и дальнейшего обслуживания, что может серьёзнейшим образом повлиять на её широкомасштабное производство.
Источник
Рейтинг публикации:
|