Главный вопрос, который сейчас стоит перед правительством Нетаньяху и администрацией Байдена, заключается не в том, сможет ли ЦАХАЛ установить контроль над сектором Газа. В общем и целом все военные эксперты солидарны в одном: не мытьём, так катаньем, израильская армия задавит числом небольшой анклав. Да, потери при проведении операции будут весьма серьёзными, о страданиях населения мы вообще не говорим – либеральным государствам всё равно. Но вот что делать дальше, после «победы»? Какова судьба сектора Газа? Внятный ответ на этот вопрос не могут толком дать ни в Вашингтоне, ни в Тель-Авиве.
Для начала рассмотрим потенциальные варианты и поймём, насколько они соответствуют долгосрочным интересам Израиля и в принципе адекватны.
Вариант №1. Военная оккупация сектора Газа по образцу 1967-2005 годов.
В 1967 году в результате победоносной для Израиля Шестидневной войны Газа и её окрестности перешли под контроль еврейского государства. Египтяне спешно покинули эти территории, а в 1978 году в рамках Кэмп-Дэвидского сговора навсегда отказались от любых претензий на них. Первой мыслью тель-авивского кабинета министров было действовать старым излюбленным способом: создать неприемлемые условия для жизни местного населения, всячески выдавливать его и при этом вести активную колонизационную политику. Тогдашний премьер-министр Леви Эшколь предлагал лишить жителей Газы водоснабжения, не оставив им иного выбора, кроме переселения в другое место. Однако все элементы давления не прошли: здешние арабы оказались не робкого десятка и с земли предков уходить не собирались.
За 38 лет оккупации Израиль создал в районе Газы 21 еврейское поселение и фактически отобрал у палестинцев 20% территории сектора. Но освоить захваченное так и не смог. Газа представляла собой настоящую пороховую бочку, а на давление арабы ответили двумя интифадами (восстаниями). Со временем «война камней» переросла в полноценную диверсионную активность и ракетные удары по израильским городам. В 2001 году в Израиль прилетело 4 ракеты из сектора Газа, в 2002-м – 35, в 2003-м – 155, в 2004-м – 281. Всё это, подчеркнём, при наличии израильских войск и тотальной блокаде с моря и с суши.
В 2005 году Израиль решил сбросить «токсичный актив» и вывел подразделения ЦАХАЛа. Это привело лишь к ухудшению ситуации и уже в 2006-м по еврейскому государству выпустили 974 ракеты. Газа стремительно вооружалась, накапливала ракетный потенциал (в 2014-м сумели выпустить по Израилю 4225 ракеты), формировала структуры, способные оказать достойное сопротивление оккупантам в случае повторного вторжения. Дальнейшая стратегия Тель-Авива являлась тупиковой:
- построить стену на границе с сектором, которую уж точно никто не пройдёт (7 октября 2023 года хамассовики-затейники показали, чего стоит эта стена; к слову, это не первый случай – ранее израильский барьер прорывали в сентябре 2000 года, когда у ХАМАС и близко не было таких сил, как сейчас),
- защищаться «непробиваемой» системой ПВО «Железный купол» (оказалось, его вполне можно перегрузить большим количеством ракет),
- наносить ответные удары, кратко превосходящие по своей разрушительной силе палестинские (в итоге тысячи гражданских отправили на тот свет, а ХАМАС пополнился гораздо большим числом высокомотивированных бойцов),
- поддерживать санкции и блокаду сектора (привлекло в ХАМАС огромное количество людей, которым попросту некуда больше идти, к тому же резкая риторика движения на таком фоне звучит вполне обоснованно, идея борьбы легитимирована в сознании жителей Газы).
Можно ли войти в одну и ту же реку дважды? Вполне, только чем закончится такое повторение? Если к Израилю арабы сектора Газа относились негативно в 1967-м году, то в 2005-м отношение стало гораздо хуже, а сейчас ненависть переливается через край. ЦАХАЛ нанёс такие травмы населению, что ничего, кроме отмщения, в анклаве ждать не приходится. И время не излечит – лишь создаст ещё больше «моджахедов», загубленных в застенках ШАБАК. Всё могло быть иначе, будь у Израиля хоть какая-то позитивная программа. У нас в Чечне она была – мирная и спокойная республика в составе федерации. И в нынешнем конфликте есть: «мы один народ», «веками жили вместе», «общий язык, общая культура, общие ценности». В конфликте Израиля и Палестины… Ну, вы поняли. «Разногласия по аграрному вопросу», так сказать.
Вариант №2. Установление в Газе «умеренной» власти ФАТХ и вывод израильских войск.
Этот вариант сейчас всячески лоббируют американцы, в частности, если верить инсайдам западной прессы, на этом настаивает госсекретарь Энтони Блинкен. У них, как известно, есть «хорошие русские», есть и «хорошие палестинские» в лице Палестинской Национальной Администрации (ПНА) и её 88-летнего лидера Махмуда Аббаса. Его партия ФАТХ, когда-то наводившая во главе с Ясиром Арафатом ужас на Израиль, является фактически коллаборационистской структурой и держится исключительно на израильских штыках. Контролирует (формально) Западный берег реки Иордан, но и то не весь. В соответствии с соглашениями в Осло 1993 года полный гражданский и военный контроль ПНА осуществляет над 17,2% территории (т.н. Зона «А»), к тому же разрезанной израильскими поселениями и военными блокпостами.
Зона «А» – зелёным цветом (полный военный и гражданский контроль ПНА), зона «В» – тёмно-красным (гражданский контроль ПНА, военный – Израиля), зона «С» (полный гражданский и военный контроль Израиля) – розовым, Восточный Иерусалим (аннексирован Израилем) – фиолетовым.
И даже этот «контроль» весьма условен. Никаких дееспособных вооружённых сил у Аббаса нет. Израильским спецслужбам не составляет никакого труда арестовать любого палестинца из Рамаллы, Вифлеема или Иерихона. Власти у ПНА столько же, сколько было у полицаев в годы Великой Отечественной. Неудивительно, что на последних парламентских выборах в Палестине в 2006 году ХАМАС получил 74 места в Палестинском законодательном совете, а ФАТХ всего 45 (как бы ни пытались использовать административный ресурс). Если выборы пройдут сейчас, поражение ФАТХа будет тотальным – в Тель-Авиве это прекрасно понимают.
Власть Махмуда Аббаса или его преемников сможет держаться только на силе оккупационной армии. В сами структуры ФАТХ будут энергично заползать радикалы, причём не факт, что из подполья ХАМАС. Складывается ощущение, что после такого «перформанса», который нынче демонстрирует Израиль на глазах всего мира, многие палестинцы займут гораздо более радикальные позиции, нежели ХАМАС. Это западная и израильская пресса рисуют из «Исламского движения сопротивления» некого монстра. А по факту мы имеем дело с вполне договороспособной структурой. В 2020 году США сели за стол переговоров с «Талибаном»*, чего уж там. Потому что даже Белому Дому ясно: есть варианты похуже. В Палестине такие тоже появятся после всего, что произошло.
Да и вообще, поставьте себя на место израильского патриота. Ваша армия несёт крупные потери, теряет ореол непобедимости, авторитет в мире ради того, чтобы… заменить одних палестинских ненавистников Израиля на других, более «умеренных» (что далеко не железобетонный факт)? И зачем оно вам нужно?
Вариант №3. Военная оккупация северной части сектора Газа и создание в рамках него «пояса безопасности».
Вполне возможный вариант для нынешнего правительства Израиля. Старая-добрая полумера, столь любимая современными политиками. «Минские договорённости» – Газа эдишен. Зачистить север сектора ценой крупных потерь вполне реально, причём в относительно приемлемые сроки (скажем, несколько месяцев). Население под предлогом боевых действий оттеснить на юг и заморозить ситуацию, представив всё таким образом, что ЦАХАЛ установил «зону безопасности». Так уже было не раз в истории арабо-израильского конфликта. И каждый раз всё оканчивалось провалом для Тель-Авива.
Где пресловутая «зона безопасности» в южном Ливане? Она продержалась 18 лет – с 1982 по 2000 годы – но израильтянам всё равно пришлось уйти. Оккупация только укрепила позиции «Хезболлы», придала ей ореол борцов за освобождение родной земли от сапога иноземного захватчика. Попытка повторения образца 2006 года окончилась ещё бесславнее. Там даже зоны никакой создать не вышло из-за давления мирового сообщества.
В 1967-1979 гг. существовала «зона безопасности» на Синайском полуострове – и её пришлось сдать Египту под давлением США. Можно указать на Голанские высоты, но эта земля официально аннексирована еврейским государством, а коренное население выдавлено в Сирию. Тут уже речь про прямой захват и заселение земли. Действительно, глядя на Голаны, велик соблазн трансформировать «зону безопасности» в неотъемлемую часть «единой и неделимой» Эрец-Исраэль. И здесь мы подходим к четвёртому варианту, самому вожделенному для Нетаньяху, но таящему в себе такие подводные камни, что мама не горюй.
Вариант №4. Изгнание населения из сектора Газа и заселение его израильтянами.
Из всех возможных путей разрешения проблемы этот является для нынешних властей в Тель-Авиве наиболее удобным, на первый взгляд. 2,4 миллиона арабов анклава перемещаются в Египет, на Синайский полуостров, а там пусть с ними делают, что хотят, власти Каира. Их головная боль. Главное, чтобы президент Абдул-Фаттах Ас-Сиси согласился. Американцы посулят большие деньги, сдадут «под ключ» поселения на просторах Синайской пустыни. Вы главное КПП «Рафах» откройте и позвольте огромной толпе проникнуть на вашу территорию. А мы выступим спонсором и всё порешаем.
Но Ас-Сиси не глупец, а хитрый египетский фараон. Ему 2,4 миллиона палестинцев нужны, как зайцу стоп-сигнал. Во-первых, на Синайском полуострове с 2011 года идёт война против исламских экстремистов, в которой, между прочим, Египет несёт крупные потери – 3277 военнослужащих за 11 лет. Цифра сопоставима с потерями наших войск во время активной фазы Второй Чеченской кампании. Как думаете, с кем будут налаживать контакт разъярённые и вооружённые беженцы – с тем, кто их предал и не оказал никакой военной помощи, или с теми, кто сражается против того, кто их предал? Во-вторых, палестинцы всегда и во все времена наводили шорох везде, куда их вытесняли. В Иордании – «Чёрный сентябрь» 1970 года, в Ливане – разожгли ещё сильнее гражданскую войну и спровоцировали израильскую интервенцию.
А давайте посмотрим на перспективы такого «окончательного решения» для самого Израиля трезвым взглядом. С повторением Накбы (изгнания) 1948 года палестинцы не смирятся никогда и будут рваться назад изо всех сил, атакуя заселённый израильтянами сектор Газа с территории Синая. Мешать этому египетская армия не захочет и не сможет. Это не их война. В Синайской пустыне на египетско-израильском пограничье очень маленькое население. Суэцкий канал далеко, курорты вроде Шарм-эш-Шейха тоже. Ну, будет прилетать ответка от ЦАХАЛ по пустыне – ну и пущай. Всяко лучше, чем устраивать войнушку с ХАМАС. Короче говоря, произойдёт «хезболлизация» Синая – то есть восточный Синай станет эдаким аналогом Южного Ливана, который формально подчиняется правительству в Бейруте, а на деле – руководству партии «Хезболла».
К слову, у ХАМАС в таком случае появится «широкий простор для мечты и для жизни». Если раньше они могли пулять ракетами на фронте общей шириной около 50 километров, то, переместившись на Синай, смогут делать на фронте 213 километров. Причём под угрозой окажутся не Ашкелон (141 тыс. жителей), не Сдерот (26,5 тыс. жителей), а Беэр-Шева (210 тыс. жителей) и Эйлат (единственный порт Израиля на Красном море и центр туризма). С Синаем заградительную стену не построишь. Вернее, построить-то можно, однако она окажется ещё более бесполезной, чем та, которую преодолели бойцы ХАМАС 7 октября.
Ну и, наконец, самый апокалиптичный вариант для Израиля, который должен сниться в страшных снах Нетаньяху и его кабмину, но, вероятно, даже не приходит в голову. Что если вытесненные «за поребрик» палестинцы Газы не просто поддержат нестабильность на Синайском полуострове, а, воспользовавшись общим возбуждением в Арабском мире и тяжёлой социально-экономической ситуацией, захватят власть в Египте? Что если возвращать Газу пойдут уже не бойцы ХАМАС, а самая сильная арабская армия и государство с населением 107,5 миллионов человек? Тель-Авиву следует, сражаясь против сектора Газа, не добиться того, чтобы в сектор Газа превратился Египет, а такой расклад очень даже реален. Это, конечно, будет катастрофа библейского масштаба для Израиля и потомки не раз вспомнят дурным словом действующего израильского премьера…
* Организация признана террористической и запрещена на территории России.
Игорь Лисин
Рейтинг публикации:
|