Вот уже четвёртый год подряд отечественные кораблестроители держат очень хорошую и знаковую планку - завершать этот самый год заключительными испытаниями какого-нибудь крупного корабля, имеющего, достаточно весомое значение для флота и для безопасности страны в целом. Так, например, буквально на днях отстрелялся "Булавой" новейший ракетоносец "Император Александр III", однако в его истории обнаружилось несколько весьма интересных поворотов.
И для понимания проблемы зайдём немного издалека. Вообще, как сказано выше, традиция испытывать стратегические крейсера идёт уже четвёртый год подряд, и её изюминкой, так сказать, является проверка атомохода по прямому назначению, а именно пуском ракеты "Булава". Таким незамысловатым образом флот охотится на двух зайцев сразу, причём в конкретно данном случае это решение верное - проходит проверка не только подлодки, но ещё и его вооружения, которое в начале своего пути было достаточно капризным. Обычно испытания стараются провести в конце октября и это не случайное решение - таким образом их косвенно увязывают с ядерными учениями "Гром", дабы очередной раз намекнуть Западу о силе и мощи наших стратегических ядерных сил, которые уже четвёртый год подряд получают под Новый год новейшие ракетоносцы. Но тут возник нюанс - подлодка в море, и уже достаточно долго, а пусков никаких не наблюдается. Отличный повод для слухов, не так ли? И они, безусловно, появились - в сети, особенно на том же Западе, стала крутиться информация о том, что якобы финальные испытания провалены и "Булава" не полетела. В общем, шум, гам и всё в этом духе. Откуда местным "экспертам" стало известно о происходящем в закрытом районе на новейшей атомной подводной лодке - вопрос отдельный, но, как оказалось, наша подлодка просто выжидала подходящего момента.
В кадре "Император Александр III".
А дело в том, что по ту сторону океана происходили аналогичные события, имеющие под собой ровно те же причины - доказать стойкость своего ядерного щита, а точнее одного из его наиболее уязвимых элементов - сухопутной компоненты в лице ракеты "Минитмен 3". Если кратко, то вся критика МБР сводится к тому, что она была поставлена на боевое дежурство примерно полвека тому назад, и, несмотря на многочисленные модернизации, справляться с ядерным сдерживанием эффективно уже не может. Это ярко демонстрируется провальными пусками данного изделия, которые год от года становятся всё чаще. Говорить, что для тестов берут наиболее подходящих представителей, думаем, не стоит - это не только безопасность, но и престиж. Особенно на фоне грядущих у них выборов, где любой провал - это политические очки оппоненту. И вот, 1 ноября пуск-таки состоялся, но неудачный - ракету пришлось ликвидировать во время полёта, дабы та не наделала дел. Официальная причина у американцев гласит, что виновником в данной ситуации является некая "аномалия" - достаточно двоякое толкование очередного неудавшегося пуска, позволяющее сохранить лицо. Не совсем ясно, кто же в этом во всём виноват и что за "аномалия" такая? Но некоторые эксперты, разбирающиеся в теме ракетных двигателей, отметили, что на фото эта самая "аномалия" видна совершенно отчётливо - некорректно отработал двигатель, так что в пуске виновато было не внешнее вмешательство, а, скорее всего, вышедший из строя ключевой компонент МБР. Вероятно по причине его банальной ветхости, но это уже не столь важно.
Утверждается, что это фото так называемой аномалии "Минитмена".
И спустя пару дней, как только улеглись споры касаемо провала американского "Минитмена", уже наша ракета успешно стартовала и поразила условные цели на традиционном под это дело полигоне Кура. Иными словами, крейсер полностью готов к службе и, скорее всего, в декабре этого года войдёт в состав ВМФ по сложившейся за годы традиции. Вообще, "Император Александр III" - это весьма знаковый для флота стратегический ракетоносец. Да, мы часто применяем эту фразу для морской компоненты СЯС, но этот случай особенный. Всё дело в том, что он уже седьмой представитель серии новейших крейсеров четвёртого поколения из двенадцати запланированных. Таким образом можно смело заявить, что половина пути по перевооружению морской компоненты СЯС пройдена успешно и начался второй этап - можно подвести некоторые выводы. Так, например, только на этих семи подлодках размещается 112 баллистических ракет "Булава", которые на голову обходят своего заокеанского конкурента. Можно долго спорить о преимуществах того или иного изделия, но есть один достаточно весомый аргумент в пользу нашей БРПЛ - у "Булавы" имеются маневрирующие боевые блоки. Не такие продвинутые, как "Авангард", но всё же серьёзно затрудняющие деятельность любой системы ПРО. И в каждом таком изделии от 6 до 10 ББ, что в сумме даёт от 672 до 1120 возможных целей - серьёзный аргумент в международных отношениях.
Подводя итог отметим, что строительство крейсера велось в достаточно сжатые сроки - потребовалось семь лет с момента закладки, а полный цикл испытаний, включая вышеупомянутый пуск, так и вовсе пройден за несколько месяцев. Кому-то подобные рамки могут показаться весьма затянутыми, однако на данный момент предоставить кого-то в пример нельзя - подобные корабли сейчас не строит никто, включая Китай. Там они всё-таки чуток попроще. Да и ракетная "начинка" тоже уступает, хотя под их цели и задачи нормально. Ну и американцы здесь так и вовсе аутсайдер - "Огайо" чуть младше "Минитменов", хотя их надёжности за столь долгий срок нужно отдать должное - как ни крути, но их пуски куда результативнее. Тем не менее, на куда более простую "Вирджинию", не являющуюся стратегической, они тратят всего на год меньше, что, как нам кажется, весьма интересный показатель.
Источник
Рейтинг публикации:
|