Со времени образования России как независимого государства, на субсидии бывшим республикам СССР она потратила, по экспертным оценкам, минимум 130 млрд долл. Премьер-министр Владимир Путин считает это достойной платой за интеграционные процессы на постсоветском пространстве.
В этом году исполнится 20 лет с момента распада СССР и 20 лет с момента создания Содружества Независимых Государств. За это время появились и новые форматы взаимодействия на постсоветском пространстве - ОДКБ, Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, формируется Единое экономическое пространство. И как отметил премьер-министр РФ Владимир Путин в интервью журналу "VIP-Рremier", он считает оправданными затраты России на интеграционные процессы на постсоветском пространстве.
"Да, интеграционные процессы требуют материальных затрат от всех участников, и размер их зависит от экономического веса страны. Однако эти затраты оправданны. В конце концов, мы все заинтересованы иметь по периметру наших границ дружественные, стабильные и динамично развивающиеся государства. И отношения с партнерами по СНГ останутся безусловным приоритетом российской внешней политики", - заявил В.Путин.
Как отметил в рамках Открытого заседания экспертной группы N21 "Развитие экономической и социальной интеграции на пространстве СНГ", работающей в рамках обновления "Стратегии 2020" директор Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института /ВНИКИ/, соруководитель экспертной группы №21 Андрей Спартак, российские дотации странам-партнерам с конца 80-ых годов достигли 40 млрд долл. За период "нулевых" годов энергетические субсидии достигли 70 млрд долл. Кроме того, стоит учитывать так называемое текущее финансирование – ссуды, займы, указал эксперт. За 10 лет на это Россия потратила боле 23 млрд долл. Итого – 133 млрд долларов. Таким образом, в среднем 1 проц ВВП Россия тратила в "нулевых" годах на так называемое донорство. А.Спартак также напомнил, что росли чистые платежи странам–партнерам по СНГ по статье трудовой миграции. Сильно отрицательной величиной является и баланс сотрудничества в экономической сфере. Учитывая и эту часть потерь, можно считать что российские расходы "на интеграцию" составляли в эти годы 2 проц ВВП, где 1 проц – чистое донорство, и 1 проц – выгоды, полученные странами содружества от экономического сотрудничества.
"Есть также факты, что благодарю российскому дешевому сырью, Украина и Белоруссия сумели наладить крупный экспортноориентированный сектор, - указал эксперт. –Существенными темпами растет импорт из Белоруссии, и уже превысил докризисный уровень…. Таким образом, экономическое сотрудничество с Россией – важнейший ресурс для стран СНГ для роста и развития"
При этом, по его мнению, трактовка, что лидер платит за интеграцию – верна. Вопрос лишь в том - как платить и в какой форме. Экспертная группа выработала ряд предложений по оптимизации сотрудничества в рамках СНГ, отметил А.Спартак.
Российский внутренний рынок имеет резервы, рассказал эксперт. Поэтому есть смысл предпочитать импорт из стран Таможенного союза европейским аналогам. "Мы могли бы ввозить больше овощей из Белоруссии", - пояснил А.Спартак. Кроме того, необходимо создание системы привлечения рабочей силы из стран СНГ. Странам–партнерам нужна предсказуемость в этом вопросе, а четко слаженная система ее гарантирует. Неплохо бы предусмотреть появление финансового института в рамках партнерства, который бы выдавал стабилизационные кредиты на определенных условиях.
Это помогло бы исключить ряд политических моментов, а также скользких диалогов на эту тему между Россией и партнерами по СНГ.
"СНГ выполнил все функции цивилизованного развода,- в свою очередь, продолжает профессор Финансового университета при правительстве РФ, соруководитель экспертной группы №21 Татьяна Валовая. – Тем не менее, объединение так и не стало интеграционным. Старые конфликты никуда не делись, к ним добавились новые. Например, мы проходим тяжелые испытания в отношениях с Белоруссией и Украиной". По ее оценке, по причине того, что СНГ своих функций не выполнял, в начале 2000 гг стало происходить переосмысление ситуации. Теперь, отношение к интеграции рассматривается сквозь призму прагматизма, когда объединение должно нести в себе экономические выгоды.
По мнению Т.Валовой, большую часть интеграции на пространстве СНГ мы совершили в последние три года - был совершен мощный рывок в объединительных процессах. Тем не менее "моя оценка этих успехов такова: за все нужно благодарить мировой экономический кризис", отмечает эксперт. "Если бы не он, неизвестно, как бы развивались наши дела с интеграцией, - говорит Т.Валовая.- Сегодня наше содружество – организация "на плохую погоду", в то время как, к примеру, Евросоюз – организация "на хорошую погоду". Нам нужно стремиться к тому, чтобы наша интеграция была бы интеграцией "на любую погоду".
Эксперт напомнила о классической схеме "жесткой интеграции": зона свободной торговли, затем появление таможенного союза, затем формирование единого экономического пространства, валютный союз, и союз политический. " Прыгнуть сразу на четвертую стадию, миновав первую, вторую и третью невозможно", - отмечает Т.Валовая.
В настоящий момент существует несколько уровней интеграции - уровень СНГ и уровень интеграции в рамках "тройки"- Таможенного союза России, Белоруссии, Казахстана. На "треке" СНГ в настоящий момент завершается подписание договора о создании зоны свободной торговли, напомнила Т.Валовая. Но перед экспертной группой ясно встает вопрос, надо ли останавливаться на взятом рубеже – единого экономического пространства /ЕЭП/, или сразу переходить к валютному союзу?
"Мы создали Таможенный союз, с 1 января запускаем ЕЭП, и в этот момент Белоруссия девальвирует национальную валюту – рассуждает эксперт. – Действовать как-то нужно? Да, поскольку Белоруссия таким образом получает серьезное преимущество. Если мы не будем идти вперед, любое событие будет приводить к дезинтеграции".
Важными также являются вопросы технического регулирования в рамках Таможенного Союза. Экспертная группа плотно занимается такими вопросами, как: является ли технический регламент "кристаллом" вокруг которого смогут объединиться другие страны СНГ, учитывая тот факт, что в качестве ориентира ТС выбрал именно европейскую систему. А не является ли угрозой для интересов России присоединение к Таможенному Союзу других членов? Эти, и многие другие вопросы предстоит решить экспертному сообществу.
"Мы являемся друг для друга источником инвестиций и инноваций, трудовых и интеллектуальных ресурсов, -сказал В.Путин. - И я считаю это ценным конкурентным преимуществом. Сложив свои природные, технологические и гуманитарные потенциалы, эффективно используя транспортные коммуникации, наладив тесную производственную кооперацию и объединив рынки, мы получим возможность не только успешнее решать задачи модернизации, но и занять достойное место в глобальной экономике и современной политической системе". Источник: prime-tass.ru.
Рейтинг публикации:
|