Вернемся к тупейшему вбросу про "новую магистраль в обход России", которая вылезла в Сети в середине мая, когда я ехал на поезде по Сибири и не мог выдать анализ по картографии разного профиля. Инфоповод вылез массированно и внезапно, как типа итог "встречи Китая и стран ЦА" и был интерпретирован однозначно - "коварная китайская коза транзиту зловредной рашки, ха-ха". Откуда есть пошёл он изначально, неизвестно, но пиарить его в однозначном ключе начали, что логично, ресурсы куста "Радио Свобода" (https://www.svoboda.org/a/kitay-uzbekistan-i-kyrgyzstan-postroyat-zheleznuyu-dorogu-v-obhod-rossii/32419566.html) (svoboda.org):
[...] Китай, Узбекистан и Кыргызстан на саммите в Сиане подписали трёхсторонний документ о следующих шагах по строительству железной дороги в объезд территории России. Таким образом у этих стран может появиться более короткий путь в Европу, обходящий попавшую под международные санкции Россию. Об этом сообщает узбекская служба Радио Свобода.
Радио Свобода ссылалось при этом на публикацию Eurasia.net 8-месячной давности от 22 сентября 2022 г., которая тогда "не выстрелила" (но зато "выстрелила" в мае 2023 г. со второй попытки). Автор того материала - Джоанна Лиллис, и подзаголовок его говорит сам за себя: "Развязанная Москвой война в Украине привела к возрождению планов по созданию новых региональных транспортных маршрутов в обход России". То есть, обычная информационная война на нервах, которая целится в мозги широкого обывателя - точно зная, что обыватель никакие карты смотреть не будет, кроме приложенных примитивных схем, а тем более что-то самостоятельно анализировать.
При этом оба ресурса прибегли к прямому вранью, причём Свобода.орг ссылалась цитатой на Евразию.нет: [...] Как уточняло издание Eurasianet.org, железная дорога будет начинаться на Торугартском перевале в Кыргызстане, где уже существует железнодорожная ветка, идущая из Китая, и пройдет на север, через поселения Арпа и Макмал до Джалал-Абада, где соединится с ж/д сетью Узбекистана.
В реальности же никакой ж/д ветки к Торугартскому перевалу (3752 м высотой) не существует, а есть только т.н. "Кашгарское кольцо" на территории Китая, от которого до перевала нужно прокладывать высокогорную дорогу длиной примерно 160 км.
Как видите, поскольку в обосновании тезиса пришлось прибегать к прямой лжи, то и сам тезис искусственно надутый. В реальности, никакой альтернативой транзиту в Европу эта предполагаемая линия не является, а будет реализована (возможно) лет через 10 как ещё один альтернативный путь из Китая в Центральную Азию, на случай возможных проблем с Казахстаном. Саму трассировку линии посмотрим в другом посте, ниже. И нужно чётко понимать, что линия эта высокогорная, а значит будет строиться в однопутном неэлектрифицированном варианте с невысокой пропускной способностью и низкой весовой нормой составов.
Идём дальше, по анализу майского "транзитного" вброса (https://t.me/periskop_pacific/2618). Все ресурсы, каналы и блоги, бросившиеся перепечатывать псевдосенсацию о "новой линии в обход России", использовали одну и ту же довольно примитивную схемку. Как оказалось, эта схема была нарисована в 2017 году как путь немецкого гонщика Райнера Цитлоу (https://shina.guide/press/11423/), а затем через 6 лет её подхватили как иллюстрацию "обхода России" :)
[...] Немецкий гонщик-рекордсмен Райнер Цитлоу (Rainer Zietlow), прославившийся своими многотысячными автопутешествиями в сжатые сроки, не привык сидеть без дела. 25 июля местные власти Венеции торжественно отправили гонщика в новую экспедицию, которую окрестили как «Шелковый путь». После того, как из Венеции гонщик на своём Volkswagen Tiguan калужской сборки доедет до Шанхая, он намеревается отправиться в обратный путь и при этом установить новый мировой рекорд менее чем за шесть дней, покрыв расстояние в 12000 километров.
И, наконец, разберемся, а что же это за новая линия.
В жестокой географической реальности транспортные связки Китая со Ср.Азией - как существующие, так и возможные - ограничивает горный рельеф. Понятно, что Китай, как мощная держава с амбициями и зависимостью от океанского пути хочет иметь разные альтернативы. Но география разрешает только пять основных вариантов - все их я нанёс для наглядности на карту. Первая карта - инфраструктурная, а вторая - физическая.
(1) Алакольский проход, Казахстан - проходит главная линия Китай - Россия - Европа (2) Хоргосский проход, Казахстан - построена линия на Алма-Ату (3) Долина Текеса - нет смысла - т.к. проходит через кусок Казахстана (4) Торугартский проход - принят за основу новой линии (5) Карабельский проход - южный, уходит затем на Таджикистан
Принят за основу вариант (4). Он крайне сложный по рельефу, и строиться будет долго. Сейчас все находится только на предпроектной стадии. Проекта пока не существует, есть примерная трассировка.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+