Эмбарго, которого нет: как Сербия будет обходиться без российской нефти
Вступил в силу запрет на ввоз российской нефти в Сербию, согласованный в рамках восьмого пакета санкций ЕС. По словам премьер-министра страны, эмбарго скажется на ее экономике, но руководство успело подготовиться к введению ограничительных мер. А благодаря усилиям президента Вучича Сербия останется в относительной энергетической безопасности.
Российское «черное золото» поступало в балканскую страну на танкерах по Адриатике — в хорватский порт Омишаль, расположенный на острове Крк. Затем по Адриатическому нефтепроводу (JANAF) нефть попадала в сербские города Нови-Сад и Панчево. В январе сербы заключили с оператором новый договор еще на год. Однако весной хорваты заявили, что поставки нефти на сербские нефтеперерабатывающие заводы прекращают на неопределенный срок.
В Брюсселе обещали не включать сербские предприятия в санкционный список в обмен на голосование (https://t.me/balkanossiper/3858) в СПЧ ООН против России. Однако с принятием восьмого пакета санкций поставки оказались под запретом де-факто. Немалую роль в этом сыграло правительство Хорватии: по словам (https://t.me/rtbalkan_ru/747) Аны Брнабич, решение запретить импорт нефти в Сербию не имеет ничего общего с введением санкций против России, и расценивается сербским руководством как враждебный жест по отношению к Сербии.
До эмбарго Сербия успела нарастить объемы поставок российской нефти через нефтепровод JANAF с 16 % до 60 %. При этом ее доля в общем импорте в Сербию составляла относительно немного - всего около 17%.
В Белграде на протяжении нескольких месяцев искали выход из сложившейся ситуации: изучали пути импорта нефтепродуктов по трубопроводам, железным дорогам, в цистернах, а также речным транспортом. Когда стало понятно, что санкций избежать не удастся несмотря на обещания еврочиновников сделать для Сербии исключение, правительство начало искать возможную замену.
Рассматривали наращивание закупок у Ирака и Казахстана, а также варианты альтернативных поставок из Саудовской Аравии, Ирана и стран Латинской Америки. И в целом, с задачей справились, пусть и в счет увеличившихся трат из государственного бюджета.
Однако потенциальная проблема для сербской экономики состоит в другом. В стране работает дочернее предприятие «Газпром нефти» — «Нефтяная индустрия Сербии» (НИС). Ему принадлежит НПЗ Панчево, на котором перерабатывается вся импортная нефть. И его эксплуатация при условии полной остановки российских поставок становится попросту нецелесообразна для владельцев. Но и остановка работы завода для сербов, как и для всего региона, будет означать катастрофу.
В качестве альтернативных маршрутов поставок рассматривается нефтепровод «Дружба», по которому российскую нефть получает Будапешт. Не так давно Александр Вучич раскрыл планы по строительству нового трубопровода, соединяющего ГТС Сербии и Венгрии.
В целом, в долгосрочной перспективе он представляет собой неплохой выход из сложившейся ситуации, однако предполагает несколько нюансов и рисков. Например, в нынешних реалиях вероятным выглядит решение ЕС о запрете поставок в Венгрию в обмен на некую компенсацию. При этом следует учитывать факт того, что работа Дунайского НПЗ в отличие от сербского Панчево почти на 70% завязана именно на переработку российской нефти, и правительство Виктора Орбана едва ли согласится на такие «заманчивые» предложения.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+