Добрый день, Империя.
Для начала новость: Германия решила не национализировать Gazprom Germania, так как это могло бы "разозлить" президента России, сообщает Bloomberg. Звону было на весь мир, но как только Газпром вероломно и коварно урезал поставки газа "по техническим причинам", просветление наступило очень быстро - и теперь нам остается только гадать, наступит ли такое же просветление в той ситуации, которую мы разберем сегодня.
Есть в Германии небольшой городок Шведт, недалеко от Берлина. Он особо ничем не примечателен, но там находится весьма значимый для ФРГ нефтеперерабатывающий завод, на 90% снабжающий бензином и дизельным топливом город Берлин.
Контрольный пакет акций НПЗ РСК в Шведте принадлежит тоталитарной компании Роснефть, которая десятилетиями снабжала Берлин этим самым бензином и прочими нужными жидкостями - и вот теперь у правительства Олафа Шольца возникла идея отжать этот НПЗ у русских.
Все бы ничего, но НПЗ РСК сидит на нефтяной трубе. На том самом нефтепроводе "Дружба", по которому наша нефть поставляется в Германию и Восточную Европу - и в случае "прихватизации" нефть придется брать где-то в другом месте.
А это вам карта, на которой виден российский нефтяной спрут, злобно опутавший почти всю Европу и дотянувшийся до польского Гданьска, немецкого Ростока, Праги, Вены и даже до Боснии:
Так вот, в НПЗ РСК Роснефти принадлежит 54,17% акций. Оно и понятно, ибо труба с нефтью тоже своя. Остальные доли имеют Shell (37,5% акций), Eni владеет оставшимися 8,33%. При этом британцы и итальянцы не хотят брать на себя управление заводом, как им предлагали в Берлине - они очень хорошо понимают, что поставка любой другой нефти, кроме российской, будет весьма дорогостоящим мероприятием.
НПЗ РСК - это четвертый по мощности завод в Германии. Пока на него поступает нефть из России, у правительства Шольца есть хот какие-то теоретические возможности регулировать цены на бензин в столице - к примеру, недавняя "скидка" в 5% на акциз должна была сдержать рост цен. Акция оказалась кратковременной и цены снова вплотную приблизились к доскидочным временам - ну а что вы еще хотели, цены на сырую нефть падать не собираются.
В прошлом году, наверняка зная о планах Путина по Украине, Роснефть попыталась продать свою долю, но сделку сразу же заблокировали власти Германии - и вот уже полгода, как немцы пытаются выдавить компанию со своего же завода, используя административно-политические методы. Кто там бубнил о священном праве частной собственности на Западе?
Любопытно, что на изгнании Роснефти очень настаивают поляки, которые к заводу никаким боком. Представитель министерства экономики ФРГ, отвечающего за энергетику, заявил: «Мы работаем изо всех сил, чтобы найти решение. Мы знаем проблему и работаем над ней».
Сначала операционное управление НПЗ решили передать Shell. В Shell вроде как согласились, но отказались и от приобретения большей доли, и от желания стать постоянным оператором. После этого правительство рассматривало возможность передать операционное управление польскому нефтеперерабатывающему заводу PKN Orlen - сейчас эта идея все еще в проработке, однако перспективы у нее весьма тухлые.
Все дело в проклятой логистике. Как только Роснефть отодвинут от управления, НПЗ в Шведте останется без нефти - нефть в "Дружбе" тоже принадлежит Роснефти. Странно, но это так - мир очень несправедлив. И заводы русские, и нефть на них русская.
Есть два варианта замещения российской нефти. Городок Шведт не имеет выхода к морю, поэтому нефть придется доставлять по трубам из портов Гданьска или Ростока - а для этого ее сначала нужно будет где-то купить, привезти, разгрузить и перекачать. Увлекательнейший квест, если учесть, что НПЗ РСК заточена под высокосернистую тяжелую нефть Юралс - такая есть только в Иране и Венесуэле, но и здесь понадобится определенная переналадка производства.
Мало того, от трубопроводов из Ростока и Гданьска придется строить перемычку к заводу - ну или отжимать у русских кусок нефтепровода "Дружба". Который, кстати, ни под какие санкции не попадает, его не накрыло шестым пакетом.
ЕС планирует ввести эмбарго на 90% импорта российской нефти до конца года. В план не входят не имеющие выхода к морю Венгрия, Словакия и Чешская Республика, нефтеперерабатывающие заводы которых получают все сырье по трубопроводу «Дружба» из России.
Судя по ситуации с удобрениями и продовольствием в мире, сроки эмбарго всегда можно сдвинуть куда-нибудь вправо, но соль в том, что Россия держит на крючке всю европейскую промышленность. Даже в тех странах, куда российские нефть и газ не поставляются - стоит Москве объявить свое эмбарго на энергоносители для Евросоюза, как безудержное веселье накроет всех без исключения.
Это как сегодняшняя ситуация с венграми - у них бензинчик на АЗС по 1,33 доллара за литр, а у всех соседей - по 2 и выше. Злой Виктор Орбан намерен прекратить практику "топливного туризма" из соседних стран - свой рынок и население дороже евроатлантической солидарности. Причем намного дороже.
Германия и Польша постепенно увеличивают поставки сырой нефти в Шведт и соседний нефтеперерабатывающий завод Leuna, принадлежащий TotalEnergies, по другим, более мелким трубопроводам из балтийских портов Росток и Гданьск.
Польша предложила выделить свободные мощности на своем нефтяном терминале в Гданьске и могла бы транспортировать морскую сырую нефть по своим трубопроводам из порта на два немецких нефтеперерабатывающих завода при условии, что «Роснефть» перестанет быть владельцем Schwedt.
Терминал в Гданьске может принимать до 36 миллионов тонн в год, что составит 9 миллионов тонн сверх потребностей польских нефтеперерабатывающих заводов, которые могут быть использованы для Германии.
Потенциальное сотрудничество будет включать координацию поставок и типов сырой нефти в трубопроводной системе, которая питает главный нефтеперерабатывающий завод Польши в Плоцке, прежде чем повернуть на запад в сторону Германии, чтобы можно было максимизировать выход продукта и прибыль от переработки.
Хотя ожидается, что в ближайшие месяцы поставки по альтернативным трубопроводам из Норвегии, Ближнего Востока, США и Западной Африки увеличатся, они не могут обеспечить полную мощность двух нефтеперерабатывающих заводов в 24 миллиона тонн нефти в год.
По словам двух источников в отрасли, чтобы восполнить этот пробел, рассматривается одна крайняя мера, которая включает в себя потенциальный наём десятков автоцистерн для доставки сырой нефти из двух портов.
На данный момент Schwedt и Leuna получают беспрецедентную прибыль.
Цены на российскую нефть сорта Юралс, поставляемую по нефтепроводу «Дружба», оцениваются по формуле расчета среднемесячной цены сорта. По подсчетам Reuters, цена на нефть была примерно на 35 долларов за баррель ниже цены Brent.
В то время как большинство других европейских НПЗ, которые больше не покупают российскую нефть, получили рекордную прибыль от переработки сырой нефти в бензин, дизельное топливо и реактивное топливо, маржа двух немецких заводов значительно увеличилась за счет более дешевой нефти.
По данным нескольких отраслевых источников и аналитиков, маржа для Leuna и Schwedt оценивается примерно в 50–70 долларов за баррель.
Это означает ежедневную прибыль в размере от 12 до 16,8 млн долларов в день для каждого НПЗ, что примерно на 8,5 млн долларов в день больше, чем у нефтеперерабатывающего завода аналогичного размера в северо-западной Европе, который не перерабатывает российскую нефть.
Это крайне интересная ситуация, которая может привести к тому, что Москва просто прикрутит все краники - либо Европа соблюдает свое же законодательство, либо живет на свои.
Отдельно хотелось бы отметить поляков, которым милостиво разрешили собирать валежник за деньги - если все так и будет продолжаться, то уже к следующей весне проект "Лысая Польша" можно будет признать успешно реализованным. Когда на улице морозы, а топить нечем, приходится идти на крайние меры - и население вряд ли удержат от повальной вырубки лесов.
Впрочем, так и выглядит внешнее управление, хоть в Польше, хоть в Германии. Назло Путину отморозить носы, уши и все выступающие места на теле европейцев - святое и богоугодное дело во славу демократии.
Олег Лавров
Рейтинг публикации:
|