Сегодня на хуторах громадян замечен необычный, революционный тип боевых машин будущего: пропавшие из поля зрения военных экспертов с 2018-го года боевые машины поддержки танков (БМПТ) «Терминатор». Странная аббревиатура … «поддержка танков», зачем защищать такую лютую бронированную зверюгу? Ан нет, танк существо нежное и очень ранимое в прямом смысле слова. Со времен второй мировой войны военная мысль тем и была занята, чтобы их жизнь сделать короткой.
Не буду живописать личный опыт локальных конфликтов, когда в бессильной злости понимаешь: приданный подразделению танк невозможно использовать. Там минное поле, неудачный рельеф, СПГ на флангах, гранатометчики тараканами шастают, а техника поддержки пехоты со своими пукалками, едва высунув нос из «зеленки» … попадает под огонь 120-мм самоваров. Сиди в канавах, пока господа пушкари выбухают всю округу, изволят отобедать и пришлют корректировщика. А комбат ревёт белугой в рации: тебе ТАНКИ дали, где атака, храпоидол!
То есть, уже давно образовался тактический тупик поля боя, неэффективное использование тяжелой бронетехники. Которая простаивает за спиной простого пехотного Вани, ползающего на пузе с матюгами, словно на дворе начало ХХ века, а не эра технологий …
Разговоры о специальных машинах «огненного вала», тяжелых, мобильных, хорошо вооруженных и защищенных пошли в начале «нулевых». Чтобы помочь танкам выполнять их прямую обязанность – расчистить дорожку пехотным подразделениям. Пока основная боевая машина выносит пулеметные точки, позиции минометчиков, БМП и БТР противника, кто-то должен прикрывать ее. Следить за полем боя, устранять главную угрозу - шустрых гранатометчиков.
Проблема возникла еще при боях за Германию в 1945-ом. Тогда ее решали изменением тактики, танки получали от отделения до взвода автоматчиков в качестве прикрытия, выкашивая засевших «фаустников» обычной зачисткой городской застройки. Долго, муторно, с большими потерями. С развитием военно-технической мысли проблема только усугублялась, приведя к появлению в боевых порядках пехоты неимоверного числа «Джавелинов», «НЛАУ», прочих панцерфаустов и противотанковых средств. Танки начали уходить в прошлое...
Новая концепция…
Первой характеристикой новой боевой машины «прикрытия» должна была стать способность всегда следовать за своим «боссом». Иметь равную проходимость и мощность двигателя, при этом - компактность и малозаметность. Не изобретая велосипед, первого «Терминатора» начали строить на базе танка Т-72 (сегодня Т-90А). Вторая характеристика БМТР и категоричный запрос военных – повышенная бронезащита.
Хорошо, «Терминаторам» дали усиленную лобовую, дополнительную динамическую - спереди и на бортах. Третий необходимый фактор эффективности – боекомплект, точность и скорострельность. БК машинам кратно увеличили и вынесли за пределы обитаемой зоны. Удобно для пополнения и спасает экипаж от детонации при попаданиях.
Но главным требованием стало устранение проклятья всех танков – пресловутую «слепоту». Со времен Великой Отечественной вопрос решали безуспешно, пока сегодня не вытащили конструкторскими придумками. «Терминатор» стал самым зрячим механическим воином на поле боя, там (пардон) напихано, что у тороватого Тихона. Установлен стабилизированный в двух плоскостях прицел с каналами: оптическим, низкоуровневым тепловизорным и лазерным дальномерным. Плюс, несколько дронов у экипажа имеется на всякий случай.
То есть, дымовые завесы, пыль, сажа, копоть, туман, дождь, пурга или темнота … не препятствие для ведения полноценного боя. А наводчик и командир машины, в четыре глаза, способны обнаружить обладателя «Джавелина» на дистанции в три версты. И … упокоить бедолагу. Не останавливаясь, поскольку оружейный блок и прицел стабилизированы в двух плоскостях. Добавим РЛС и систему обнаружения магнитных мин.
Итожим: все проекты БМПТ «Терминатор» заточены на определенный запрос танковых и мотопехотных частей. Поставить на обычное серийное шасси некий необитаемый блок с самыми современными комплексами вооружений. Не танковое орудие и стандартные пулеметы, а нечто эдакое. Скорострельное, дальнобойное, с повышенной точностью. Сошлись на спарке автоматических пушек и пулеметов, автоматических гранатометах и управляемых ракетах. Осталось научиться арсеналом распорядиться.
№1. Две 30-мм автоматические пушки «Шипунов 2А42». Одиночный режим стрельбы 300 выстрелов/мин, автоматический - до 800 выстрелов/мин. Боекомплект 900 патронов, питание идет двумя лентами, есть возможность мгновенно переключаться между бронебойными или осколочно-фугасными припасами. Первыми - прицельно поражать цели на расстоянии до 2 километров, вторыми до 4-х. Орудийный блок задирается выше 45 градусов (город, летательные аппараты)
№2. Спаренный пулемет ПКТМ калибра 7.62, подчиненный автоматизированной системе наводки с баллистическим вычислителем и устройством сопровождение целей по принципу «захватил и забыл». Стрелок лишь маркирует объекты, а пулеметы с огромным боекомплектом 2000 патронов в единой ленте раздолбают что угодно на эффективной дальности в полтора километра.
№3. Противотанковый комплекс «Атака-Т» (или «Корнет») имеет четыре сверхзвуковые ракеты с радиокомандной системой управления и кумулятивным зарядом, способным прожечь броню толщиной до 800 мм на дистанциях до шести километров. Говорят, есть и термобарические припасы…брр-ррр. Кстати, комплексом можно работать по любым летательным аппаратам, которые попадут в поле зрения «Терминатора».
№4. Автоматические модернизированные гранатометы АГ-17Д , два штука. Предназначены для подавления пехоты и поражения слабобронированных целей, скрытых в траншеях, на обратных скатах высот, за невысокими укрытиями. Каждый гранатомет имеет 300 осколочно-фугасных выстрелов в единой ленте. Эффективная дальность стрельбы от 40 - до 1500 метров.
Ложки дёгтя…
Итак, боевая живучесть у «Терминатора» на высоте. Танковое шасси Т-90 само по себе прекрасно защищено комбинированной лобовой броней, прикрыто блоками динамической защиты. А тут … усиленное. Обстрелы из любых систем, даже мощных, способно сдержать и спасти экипаж. Но ведь это не танк, укрепленной башни нет, орудийный блок, системы наблюдения, управления и прицеливания прикрыты лишь броне-кожухами. Как и вынесенный наружу боекомплект. От пуль, осколков, малокалиберных пушчонок еще спасет … но, не более.
Компромисс. Защита экипажа и подвижности боевой машины в ущерб сохранения вооружений и БК. Именно поэтому долгое время БМПТ яростно критиковали, не давали дорогу в войска после появления экспортных «Терминаторов» на вооружении Республики Казахстан в 2012 году. Но наши танкисты сказали: тоже хотим, особенно когда реально встала угроза столкновения с НАТО после «крымской весны».
Столкнувшись в Сирии с огромным количеством ручных противотанковых средств в полевых укреплениях, городской плотной застройке, «джихад-мобилями» игиловских бармалеев … вопрос уже поставили ребром – машины поддержки нужны. Срочно и в достаточных количествах, не менее роты из девяти машин на танковый батальон. Мотострелки тоже взалкали новинку, ведь даже современные и модернизированные БМП перестали представлять из себя защиту пехоты на поле боя.
Только настоящая война была способна разрешить спор между противниками и сторонниками применения нового вида техники. Поэтому, в 2017 году Министерство обороны России отправляет в Дамаск, в распоряжение наших военных, продукцию корпорации «Уралвагонзавод». Не поставленные в Казахстан усеченные версии БМПТ на базе танка Т-72, а настоящие «Терминаторы -2» с повышенной защитой, ПТУРами в бронированных кожухах, установками автоматических гранатометов АГ-17Д по бортам и экипажем в пять человек.
Новая тактика…
«Терминаторы» в Сирии произвели фурор, стали самодостаточным видом техники. Отличились в городских боях, оставив позади привычные тактики взаимодействия танков с штурмовыми группами благодаря своей неуязвимости в плотной застройке, способности применять весь оружейный блок с положительными и отрицательными углами возвышения. Скорость продвижения спецназов под прикрытием группы из двух БМП и одного БМПТ в разы увеличивал темпы наступления.
На открытой местности, когда один «Терминатор» поддерживал атакующие действия двух-трех танков по фронту, аплодисменты зазвучали еще громче. Появление футуристической боевой машины с низким силуэтом, малозаметностью и стойкостью к обстрелу … приводило к панике среди бармалеев. Высокотехнологичная реактивная броня держала удары управляемых противотанковых ракет даже с тандемной боевой частью.
Один «Терминатор» под Раккой попал в засаду вместе с подразделением 5-го Добровольческого Корпуса сирийской армии, броня выдержала три попадания бронебойных снарядов («ломиков»). Машина выскочила из зоны обстрела, одновременно отработав по четырем целям. Получив в левый борт три кумулятивных припаса ручных ПТРК, один – в правый. На огромной скорости вышла в тыл боевикам … оставив после короткого боя свыше сорока трупов игиловцев. А мчащуюся наперехват пару «шахид-мобилей» разорвала в клочья на расстоянии в два километра.
То есть, тактический тупик, который возник в начале 80-х годов у Советской Армии в Афганистане, израильской - на палестинских территориях … разрешился только сегодня. Прорыв эшелонированной противотанковой обороны старыми уставными нормативами «танк + боевые машины пехоты + штурмовые группы» можно нести на свалку военной истории. Придется всё переписывать заново, встраивая в схемы «Терминаторов». Скоро будут и на базе «Арматы», да с пушкой в 37 мм.
Неважно, где теперь засел враг: в укрепрайонах или городской застройке. Гранатомётчикам придется бороться за выживание, профессия стала слишком опасной. Введение в боевые порядки БМПТ требует изменений Уставов, тактических приемов. Долгими тренировками и полигонной учёбой, введением в штат подразделений по техническому обслуживанию «Терминаторов». Увеличится нагрузка на части обеспечения по доставке боеприпасов, машины жутко прожорливы до разносортного БК.
Ничего страшного, освободившимся медицинским транспортом подвозите, потери личного состава при участии БМПТ в бою снижаются кратно. Но статью закончу не вдохновляющей речью пол-литрука, непростой вопросец есть. Острая необходимость в машинах прикрытия танков и мотопехоты возникла после горького опыта Афганистана и Грозного-96. Всё это время разработки велись активно, надежда на прорыв наметилась после испытаний «Гадюки». А потом...
Потом чья-то невидимая рука (наверняка «рыночная», откатная) постоянно тормозила принятие на вооружение БМПТ «Терминатор». Несмотря на запредельные ТТХ системы, боевую эффективность. Даже после 2017-го, реального испытания огнем Сирии … дело мурыжили аж до 2021-го, прежде чем начать серийное производство. Почему тянули? Как было сказано одним умником с большими звездами:
«появление новой машины повлечет за собой изменение организационной и штатной структуры Сухопутных войск. Процесс очень инерционный, требующий больших финансовых затрат и организационных усилий».
Без комментариев. Теперь вопрос: за большую часть потерь Спецоперации, наших парней, вынужденных тактиками 1945-го года с кровью прогрызать укрепрайоны, терять технику в городских боях и засадах ... виновных опять не накажут? Из-за нехватки «Терминаторов» приходится двигаться медленно, затыкая «тактическую дыру» артиллерией, перемалыванием квадратных километров линии фронта сотнями стволов, десятками тысяч тонн снарядов. Позволяя противнику пробовать новые тактики обороны, еще глубже закапываться.
Туда бы тех… активных противников концепции БМПТ. Переобуть из хромовых сапог в кирзовые, посадить на «мотолыги» 60-ых годов и подслеповатые танки, да бросить на десятки тысяч импортных гранатометов. Как там они говорили … «незначительную периферийную угрозу для атакующего танкового подразделения». Да, Уставы всегда пишутся кровью простого солдата. Но не так долго же...
Источник
Рейтинг публикации:
|