В судьбе бывшего ПСКР, как в капле воды, отразились бесцельность и беспомощность ВМСУ.
4 июня прямо у причала порта Очаков лег на дно украинский корвет «Винница». Подтверждающую этот факт видеозапись, сделанную беспилотником, 10 июня опубликовали российские СМИ.
Бывший «Днепр»
Есть такое расхожее выражение: «Как в капле воды отразилось». Оно полностью применимо истории несчастной «Винницы». В судьбе этого корабля действительно, как в капле воды, отразились бесцельность, беспомощность и безалаберность, присущие столь странному военно-морскому формированию, как ВМСУ.
Будущая «Винница» была заложена как пограничный сторожевой корабль (ПСКР) проекта 1124П на стапелях Зеленодольского судостроительного завода Татарской АССР 23 декабря 1975 года. Согласно приказу командующего Западным пограничным округом № 0195 от 24 декабря 1976 года, корабль получил название «Днепр» и был зачислен в состав 5-й отдельной бригады пограничных сторожевых кораблей с базированием в Балаклаве.
«Днепр» являлся крепко сбитым вымпелом водоизмещением в 830 тонн, способным на полном ходу выжимать до 36 узлов. Вооружение — две спаренные 57-мм универсальные установки АК-725, плюс реактивные бомбометы и торпедные аппараты, чтобы было, чем гонять вражеские подлодки. Минусом проекта являлось полное отсутствие зенитного ракетного комплекса (ЗРК), но на небольшой ПСКР тот было никак не втиснуть, да и вообще, зачем «пограничнику» ЗРК?.. Главной задачей корабля являлась охрана госграницы, экономической зоны СССР и рыболовных промыслов близ побережья Крымского полуострова в Черном море. Для ее выполнения тактико-технические характеристики корабля были более, чем адекватными.
До начала «девяностых» ПСКР честно нес свое службу под советским флагом. Потом Советский Союз развалился, и Крым вместе с Балаклавой отошел под юрисдикцию иностранного государства — независимой Украины. В июне 1992 году трудяга «Днепр» вместе с однотипным «Измаилом» были переданы в состав Морских частей Государственного комитета по охране границ Украины, после чего корабли переименовали в «Винницу» и «Чернигов». Через некоторое время украинские морские прикордонники решили, что ПСКР проекта 1124П для них как-то крупноваты и сбагрили «Винницу» с «Черниговом» в ВМСУ. Там-то ПСКРы окончательно и угробили. Но не сразу. Сперва оба «пограничника» пафосно переклассифицировали в корветы.
Изношенный в хлам
Вообще-то современный корвет — это многоцелевой корабль ближней и дальней морской зоны с управляемым ракетным оружием на борту. Типичный пример такого корабля — российские корветы проекта 20380, имеющие водоизмещение в 1800 тонн, противокорабельный ракетный комплекс «Уран» и ЗРК «Редут». Экс-«Днепр» со своими 830 тоннами водоизмещения и полным отсутствием ракетного вооружения на корвет явно не тянул. Но украинских адмиралов такая «мелочь» не остановила и в ВМСУ на два «корвета» стало больше.
Любопытная деталь. Когда украинские пограничники в 1992 году впервые поднимали над «Днепром» и «Измаилом» свои флаги, то оба ПСКР находились в хорошем техническом состоянии. Когда же «корветы» в 1996-м передали ВМСУ, то там «корабли были приняты в удовлетворительном техническом состоянии». Получается, что за четыре года украинские прикордонники «ухайдокали» доставшиеся им по наследству от СССР ПСКР сильнее, чем советские пограничники — за все предыдущие годы службы «Днепра» и «Измаила».
В ВМСУ новоявленные корветы эксплуатировали нещадно, а также не заморачиваясь необходимостью проведения регулярного регламентного обслуживания и докового ремонта. В результате к 2005 году «Чернигов» превратился в неходовой корабль. Деньги из бюджета Минобороны Украины традиционно разворовывались, так что на капремонт корвета их не хватило. Пришлось «Чернигов» отправить в лом. Украинских адмиралов это не особо расстроило — на «Украине как раз начиналась эпопея с проектированием и постройкой «первых национальных корветов» проекта 58250, что открывало куда больше возможностей для попила средств, чем капремонт изношенного стараниями ВМСУ в хлам «Чернигова».
11 ноября 2007 года, несмотря на предупреждение о надвигающемся сильном шторме, командование ВМСУ проявило халатность и не предприняло (в отличие от командования КЧФ) мер, чтобы надлежащим образом обезопасить свои стоявшие в бухте Севастополя корабли. Итог этого для «Винницы» оказался печален — во время буйства стихии корабль получил серьезные повреждения и не затонул только из-за того, что команде корвета буквально в последний момент удалось загерметизировать отсек, в который хлестала забортная вода. Лишившуюся хода «Винницу», у которого к тому же был изуродован форштевень, отправили в ремонт. Далее повторилась история с «Черниговом» — денег на возвращение в строй корабля украинские адмиралы не нашли…
Приговоренный к списанию
Воссоединение Крыма с Россией в 2014 году «Винница» встретила по-прежнему в неходовом состоянии. 22 марта над корветом взвился Андреевский флаг, а украинская команда сошла на берег. Командир «Винницы» решил, что с него хватит приключений под жовто-блакитным флагом и принял российское гражданство. Зарево гражданской войны над Донбассом еще не полыхало, так что РФ приняла решение вернуть «Винницу» Украине. 19 апреля 2014 года украинские буксиры притащили корвет в Одессу. После потери Крыма корабельный состав ВМСУ можно было пересчитать буквально по пальцам одной руки, так что украинские адмиралы немедленно заверили общественность, что «Винница», конечно же, будет возвращена в строй. Для этого ВМСУ запросили 270 млн гривен. В док корвет смогли поставить только в 2017 году, после чего выяснилось, что за время отстоя в Одесском порту с «Винницы» каким-то загадочным образом исчезла масса ценных узлов. Теперь вернуть корвет в строй можно было, минимум, за полмиллиарда гривен. В Киеве несколько ошалели от такого «фокуса» и обещали подумать, но так ничего и не придумали. Кстати, заложенный еще в 2011 году головной «национальный корвет» проекта 58250 на Украине так и не достроили.
В 2018-м «Винницу» выгнали из дока без всякого ремонта и объявили «учебным кораблем», хотя, по мнению экспертов, состояние корвета позволяло учиться на нем исключительно игре в прятки. Так, в привычном отстое, бывший ПСКР и провел последующие два года своей жизни, пока в недрах Минобороны Украины и ВМСУ рождались грандиозные планы по насыщению украинских военно-морских сил корветами и катерами иностранной постройки. Как только эти самые планы, на которых, конечно же, можно было ого-го сколько «грошей поднять», формализовались, «Винница» окончательно стала не нужна. Последний, еще числившийся в составе ВМСУ, корвет приговорили к списанию.
1 февраля 2021 года украинские СМИ опубликовали сообщение о скором списании корвета «Винница». 3 февраля последовало уточнение — после того, как на «Виннице» будет спущен флаг ВМСУ, корабль будет переоборудован в музей Военно-морских сил Украины. А возможно и нет, если вдруг на музей грошей не изыщется.
Судя по доступной на данный момент информации, деньги в который раз так и не нашлись, так что не нужная Киеву и всеми позабытая «Винница» простояла в Очакове вплоть до 4 июня 2022 года, когда многострадальный корабль отправился на дно. Сами ли украинцы затопили свой корвет или же его уничтожил ракетный удар ВС РФ, это в данном случае не столь важно.
Главное — «Винница» затонула у родного причала, так и не вступив в бой.
Остается только повторить уже сказанное — в судьбе «Винницы», как в капле воды, отразились бесцельность, беспомощность и безалаберность, присущие ВМСУ на протяжении всей их недолгой истории существования.
Андрей Союстов
Рейтинг публикации:
|