Стоимость газопровода Nabucco, основного конкурента российского проекта газопровода South Stream, может быть увеличена в полтора-два раза - до €12-15 млрд. Поскольку с этим согласны далеко не все участники строительства Nabucco, принятие инвестрешения по проекту может быть перенесено с этого года на следующий. Это на руку "Газпрому", который планирует запустить South Stream на год раньше Nabucco, а бизнес-план своего проекта намерен представить уже этим летом. По стоимости с учетом мощности проекты после удорожания Nabucco уже сопоставимы.
Как сообщило вчера агентство Reuters, стоимость строительства поддерживаемого Евросоюзом газопровода Nabucco может вырасти с заявленных ранее €7,9 млрд до €12-15 млрд. По данным собеседников агентства, это связано главным образом с тем, что теперь в стоимости Nabucco учитывается строительство трубы, "соединяющей Турцию со странами-поставщиками газа". Всем членам консорциума, реализующего Nabucco (всего их шесть, см. справку), уже представлены новые расчеты стоимости проекта.
Но, по данным источников Reuters, "далеко не все готовы на них идти". В частности, одобрение на проект не получено от Венгрии. В результате принятие инвестиционного решения по проекту может быть перенесено с этого года на 2012 год. Представитель консорциума Nabucco Кристиан Долецаль подтвердил "Ъ", что "цифры по стоимости проекта сейчас проходят ревизию", но как они могут поменяться, уточнить отказался. Он напомнил лишь, что цифра в €7,9 млрд утверждалась еще в 2005 году, дав понять, что сегодня эта оценка уже не слишком актуальна.
Текущая рыночная ситуация на газовом рынке позволяет сказать, и я об этом говорю без сарказма, что перспектив у Nabucco нет
- Игорь Сечин, вице-премьер РФ в марте 2011 года
Речь идет о переносе инвестиционного решения по проекту, который является главным конкурентом российского проекта поставок газа в Южную Европу - South Stream (реализуется "Газпромом" и итальянской ENI, также в проект должны войти французская EdF и немецкая Wintershall). Маршруты проектов фактически дублируют друг друга, и глава ENI Паоло Скарони даже предлагал объединить их, чем вызвал недовольство "Газпрома". Запустить South Stream "Газпром" планирует уже в 2015 году, то есть на год раньше Nabucco. Этим летом монополия намерена представить бизнес-план проекта Еврокомиссии. Таким образом, возможная отсрочка в принятии инвестрешения по Nabucco сыграет в пользу "Газпрома".
Газопровод Nabucco должен построить консорциум австрийской OMV, венгерской MOL, болгарской Bulgargaz, румынской Transgaz, турецкой Botas и немецкой RWE (каждый из участников владеет 16,67-процентной долей в проекте). Планируемая мощность - 32 млрд кубометров в год. Протяженность - 3,9 тыс. км. Начальной точкой газопровода планируется сделать турецкий город Ахибоз (южнее Анкары), конечной - австрийский Баумгартнер.
Самым слабым местом Nabucco до сих пор считалось обеспечение газопровода ресурсной базой. В качестве основных поставщиков заявлялись Туркмения, Азербайджан, Иран, Ирак и Египет. В консорциуме Nabucco не уточняют, в какую из стран должен пройти газопровод, строительство которого так серьезно удорожило проект. Для подключения к Nabucco Туркмении нужно строить газопровод по дну Каспия в Азербайджан. Поверить в то, что в стоимость Nabucco будут включены стоимости каких-либо новых газопроводов, крайне трудно, говорит Михаил Корчемкин из East European Gas Analysis. Скорее всего, столь серьезное удорожание проекта связано с банальным ростом цен на материалы и строительство, полагает эксперт.
Валерий Нестеров из "Тройки Диалог" полагает, что возможный перенос инвестиционного решения по Nabucco в очередной раз доказывает, что "от своих основных проблем, в первую очередь необеспеченности сырьем, проект никуда не делся". Никаких экономических преимуществ, вроде более выгодных условий по транзиту через South Stream или других, удорожание проекта Nabucco в себе не несет, "тем более что по своей стоимости проекты теперь по большому счету сопоставимы". Недавно marker.ru приводил оценку South Stream, рассчитанного на 60 млрд кубометров в год, на уровне $30 млрд, то есть он вдвое дороже Nabucco, который по мощности вдвое уступает South Stream.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+