Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Телеграм канал Z-Операция Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Тридцать лет этноцида русских в Казахстане: страшные цифры и печальные итоги

Тридцать лет этноцида русских в Казахстане: страшные цифры и печальные итоги


11-01-2022, 13:56 | Политика / Статьи о политике | разместил: Око Политика | комментариев: (0) | просмотров: (2 951)

Тридцать лет этноцида русских в Казахстане: страшные цифры и печальные итоги

Сколько русских осталось в Казахстане после трёх десятилетий назарбаевщины, и что с этим делать России

В прошлой публикации, посвящённой трагическим событиям в Казахстане, мы акцентировали внимание на глубинных причинах казахского бунта. Ключевым из них стала проводившаяся в стране последние три десятилетия дерусификация.

Дерусификация по-назарбаевски

Режим Нурсултана Назарбаева – выходца из советской партийной номенклатуры и, пожалуй, последнего на постсоветском пространстве её яркого представителя строил свой режим на подавлении и вытеснении русского населения, а также на попытке строительства казахской политической нации. Последнее изначально выглядело утопией, учитывая господство архаичных родоплеменных отношений внутри казахского этноса, который по-прежнему разделён на три неоднородных и неравных по социальному положению жуза – Старший, Средний и Младший.

Что же касается дискриминации этнических русских, то советский партноменклатурщик Назарбаев и его окружение прекрасно осознавали искусственность созданного большевиками независимого государства Казахстан и зыбкость его административных границ. Несмотря на то, что в «лихие 90-е» России явно было не до защиты русского населения и уж тем более поддержки каких-либо ирредентистских проектов, нацеленных на воссоединение русских земель (будь то Новороссия, Понаровье или Южная Сибирь), они всерьёз опасались того, что в будущем эти вопросы всё равно приобретут актуальность и стремились как можно скорее решить «русский вопрос».

Происходило это путём выдавливания русских с мест их исторического проживания путём дискриминации по национальному признаку (например, при приёме на госслужбу), коренизации и заселения некогда русских городов, станиц и поселений этническими казахами. Дошло даже до того, что в декабре 1997 года столица Казахстана была перенесена из тёплой южной Алма-Аты (с 1993 года казахскими властями закреплено официальное написание города как Алматы) в холодную и степную Астану (бывший казачий Акмолинск и советский Целиноград), расположенную в районе проживания преимущественно русского населения.

Наряду с этим с подачи властей Казахстана набирала обороты  активная антироссийская и русофобская пропаганда, в которой проживавшие со времен Ермака на территории современного Казахстана русские объявлялись «завоевателями» и «оккупантами», подлежащими изгнанию, а построенные ими города массово переименовывались на казахский манер. Дошло даже до того, что созданный на основе кириллицы в советское время казахский алфавит был переведён на латиницу. Как мы уже обращали внимание, в качестве одного из эпизодов «национально-освободительной борьбы» против России и русских представлялись декабрьские события 1986 года в Алма-Ате, или так называемый «Желтоксан». К подавлению бунта национально озабоченных казахских студентов был причастен и тогдашний председатель Совета министров Казахской ССР Нурсултан Назарбаев, что не помешало ему в будущем, когда он сменил пиджак прогрессивного руководителя Коммунистической партии Казахстана на титул «великого елбасы» героизировать участников антисоветских в политическом и антирусских в национальном отношении массовых беспорядков.

Таким образом, политическая русофобия сыграла злую шутку с «елбасизмом», символом падения которого стал разрушенный идейными наследниками погромщиков 1986 года памятник Назарбаеву в соседнем с Алма-Атой Талдыкоргане.

Впрочем, мы сейчас не будем подробно останавливаться на причинах сегодняшнего состояния Казахстана. Приведём лишь такую цифру, что с 1989 по 2021 год численность русского (славянского) населения страны сократилась более чем в 2 раза – с 7,3 миллионов человек до примерно 3,7 миллионов.

Сколько русских осталось в разных регионах Казахстана

И, конечно, следует напомнить, каким образом последние три десятилетия режимом «пророссийского» и «евразийского» «елбасы» и его баев осуществлялась дерусификация Казахстана. Мы провели кропотливый подсчёт численности русского населения в разных регионах Казахстана, опираясь на материалы последней переписи населения в СССР в январе 1989 г. и переписи населения в Казахстане 2009 г., а также на приведённые в открытых источниках статистические данные.

Так, в Западно-Казахстанской (до 1992 – Уральской) области доля славянского населения с 1989 по 2018 гг. сократилась с 40%  до 21,4%. Тогда как численность этнических казахов за этот период выросла с 56 до 76%.

В областном центре – Уральске по состоянию на 2018 год проживает 66,74% казахов и около 30% русских. При том, что ранее это был русский город, столица уральского казачества. В начале 1990-х гг. на волне «перестройки» потомки казаков пытались добиться признания незаконным передачи Уральска и Уральской области в состав Казахстана, что привело к их противостоянию с поддерживаемыми руководством республики казахскими националистами.

В Атырауской (до октября 1991 – Гурьевской) области численность русского населения с 1989 по 2018 гг. сократилась с 16 до 5,5%. Доля казахов, в свою очередь, выросла с 80 до 93%. Центр региона – Атырау, до 1991 года носил русское название Гурьев в честь своего основателя, русского купца Гурия Назарьева. Сейчас в нём проживает только 8% русских.

В Мангистауской (в советское время – Мангышлакской) области доля русского населения с 1989 года по настоящее время сократилась с 36 до примерно 6%. В областном центре – Актау (с 1963 по сентябрь 1991 – Шевченко, в честь известного малороссийского писателя, когда-то отбывавшего в этих местах царскую ссылку), по оценкам на 2018 год, казахи составляют 70%, славяне – 20%. А в крупном центре нефте- и газодобычи Жанаозене (до 1993 – Новом Узене), который в 2011 г. стал центром массовых беспорядков рабочих-нефтяников, а также дал старт нынешнему январскому бунту 2022 г., в 1989 г. казахи составляли примерно половину населения, а в настоящее время — почти 99%.

В пограничной с российским Оренбуржьем Актюбинской областью доля русского населения с конца 1980-х гг. сократилась с 35 до 15%, тогда как численность этнических казахов выросла с 55% до более чем 80%.

О том, как происходит дерусификация Казахстана, можно проследить на примере областного центра Актюбинской области Актобе (до 1999 г. носил русское название Актюбинск). Если в 1897 году в Актюбинске славяне составляли свыше 80%, тогда как казахи – 3,4%, то в 1939 году численность казахов выросла до 15,7%, но при этом русское население продолжало составлять три четверти от общей численности. Однако за 70 лет к 2009 году соотношение изменилось абсолютно в противоположную сторону. Доля казахов в Актобе стала составлять более 73%, тогда как русских — около 23%. Численность славянского населения в этом регионе продолжает сокращаться. В корреляции с этим рост в Актюбинской области религиозного экстремизма. Именно Актобе в последнее десятилетие назарбаевщины отметился целой серией громких терактов, устроенных радикальными исламистами.

В находящихся на севере Казахстана Костанайской (до 1997 – Кустанайская) и Северо-Казахстанской областях русское население по-прежнему составляет большинство. Однако процессы коренизации и вытеснения русских продолжаются. Так, в Кустанайской области доля казахов с 1989 по 2018 годы выросла с 23 до 40%, тогда как доля русских снизилась за этот же период с 60% до 50%. Аналогичные процессы можно наблюдать в Северо-Казахстанской области, где численность русского населения по сравнению с позднесоветским периодом снизилась примерно на 5%, а доля казахов выросла в среднем на 10-12%. При этом русские абсолютно преобладают в приграничных с РФ северных районах, в том числе в Петропавловске (на 2018 г. славянское население составляет примерно 63-65%, казахи – 28-30%). В некоторых районах Северного Казахстана (например, в Тайыншинском, который до 1997 г. назывался Красноармейским) значительной остаётся доля некогда высланных сюда немцев и поляков. При этом казахи там по-прежнему в явном меньшинстве (примерно четверть от общей численности), что не помешало «елбасистам» переименовать город с русским названием Красноармейск на казахский манер в Тайыншу.

В Павлодарской области русское население за 30 лет из преобладающего превратилось в нацменьшинство: с 55% в 1989 г. до 40% в 2018 г. При этом доля казахов за это время выросла с 29 до 52%. В самом Павлодаре русские и казахи сейчас составляют примерно одинаковую долю населения (46-47%), при этом ещё 10-15 лет назад славянское население в городе абсолютно преобладало. В промышленных центрах региона — Экибастузе и Аксу (до 1993 – Ермак) русское население ещё недавно составляло большинство. Ныне там преобладают этнические казахи.

Аналогичная ситуация в Акмолинской (до 1992 г. — Целиноградской) области, где численность русского населения с 1989 г сократилась с 55 до 40%, тогда как доля казахов выросла с четверти до более чем половины населения. В административном центре области Кокшетау (до 1993 – Кокчетаве) в 1989 г. русские составляли 53% (в реальности больше с учётом украинского и белорусского населения), казахи – 18,5%. По оценкам на 2018 г., русские – около 30-33%, казахи – 57,32%.

Интересно, что в середине 1990-х гг. Кокшетау едва не стал центром русской казачьей республики внутри Казахстана. Весной 1996 года активисты «Кокчетавского отдела Сибирского казачьего войска» братья Антошко готовились к организации русского восстания в Кокшетауской области с целью создания самостоятельного государства по типу Приднестровья или Абхазии. Была попытка вербовать добровольцев из числа участников вооружённых конфликтов. Совместными действиями КНБ Казахстана и ФСБ России попытка восстания была сорвана.

На 2-6 мая 1997 г. в Кокшетау было запланировано проведение Круга сибирских казаков с целью провозглашения Южно-Сибирской республики с перспективой включения в неё Кокшетауской, Северо-Казахстанской и Павлодарской областей. Среди участников съезда должен был быть писатель, лидер Национал-большевистской партии (НБП) Эдуард Лимонов, который позднее был осуждён в России (!) за попытку организации в  Казахстане пророссийского восстания и защиты русскоязычного населения). Круг был запрещён режимом Назарбаева.

В нынешней столице Казахстана – Нур-Султане (в мае 1998 – марте 2019 – Астана, в 1992-1998 – Акмола, в 1962-1992 – Целиноград, до 1962 – Акмолинск) численность русского населения с 1989 по 2018 годы уменьшилась с 66-67% до 15-16%. Численность казахов, напротив, выросла с 17,7% до 78,2%.

В промышленной Карагандинской области ещё в 1980-1900-е гг. также преобладало славянское население. Изменить соотношение в пользу казахов режиму Назарбаева удалось как административными мерами (присоединение к Карагандинской области в 1997 г. территории упразднённой Жезкаганской области с преимущественно казахским населением), так и дискриминацией русского населения.

В настоящее время русские незначительно преобладает лишь на севере Карагандинской области, в том числе в Темиртау (Казахстанская Магнитка), Шахтинске, Сарани. В самой Караганде по состоянию на 2018 г. отмечалось незначительное преобладание казахского населения (казахи – около 45%, славяне – около 44%), тогда как ещё в 2009 г. доля славянского населения превышала 50%, а казахского – не дотягивала и до 40%.

Наряду с Северным Казахстаном форпостом Русского мира и частью Южной Сибири является также пограничная с Алтайским краем Восточно-Казахстанская область. Общая численность русского населения в ней с 1989 по 2018 гг. сократилась с 54-55% до 37%. Численность казахов за это же время выросла с 39 до 60%.

В административном центре Восточного Казахстана Усть-Каменогорске (который казахские националисты требуют переименовать в Оскемен) в 2009 г. русские составляли 68%, казахи – 27,5%. В 2018 г. это соотношение уменьшилось не в пользу русских и стало 54-55% на 44%.

Интересно, что в 1990-е гг., наряду с Уральском и Кокчетавом, Усть-Каменогорск был центром борьбы за сохранение русской идентичности в Казахстане.

Так, в январе 1994 года в Усть-Каменогорске состоялся многотысячный митинг, организованный обществом славянской культуры. Целью протестующих стало создание в Восточном Казахстане русской национальной автономии, официальное введение двуязычия и двойного гражданства.

Косвенным ответом на эту акцию стал указ президента Назарбаева о создании в Восточно-Казахстанской области свободной экономической зоны и максимальная централизация экономической и политической власти.

В сентябре 1994 года Восточно-Казахстанская областная администрация (акимат), который возглавлял Юрий Лавриненко, инициировал установление в Казахстане двух государственных языков – казахского и русского. Официальной реакции со стороны Алма-Аты (на тот момент столицы Казахстана) на это не последовало. Но в марте 1995 года Назарбаев осуществляет полную политическую централизацию, распускает Верховный Совет Казахстана, ограничивает его полномочия и полномочия акиматов и маслихатов, а также организует референдум о продлении своего пребывания у власти до 2000 г. Считается, что это стало ответом на угрозу самоопределения Севера и Востока страны.

Кроме того, в ноябре 1999 года сотрудники Комитета национальной безопасности (КНБ) Казахстана пресекли создание в Усть-Каменогорске некоего независимого государства «Русская земля», которое якобы собиралась провозгласить политическая группировка «Русь» во главе с неким Виктором Казимирчуком («Пугачёв»). По этому делу проходили обвиняемыми 22 человека, в том числе 12 граждан России. При этом Русская община Казахстана официально открестилась от Казимирчука.

А в ноябре 2015 года суд Казахстана приговорил к 5 годам лишения свободы жителя города Риддер Восточно-Казахстанской области Игоря Сычёва – администратора местной группы в соцсети «Вконтакте» «Подслушано в Риддере». Вся вина Сычёва заключалась в том, что он создал в группе опрос о гипотетическом присоединении Восточного Казахстана к России.  При этом большинство участников сообщества проголосовали именно за присоединение к России.

Примечательно, что в Риддере (до 2002 г. – Лениногорск) русское население по-прежнему преобладает и составляет около 80% от общей численности жителей города.

Ещё в одном городе Восточного Казахстана – некогда русском форпосте Семипалатинск, который в 2007 г. был переименован елбасистами в Семей, русские ныне составляют меньше четверти населения. При том, что ещё на закате советской эпохи русские в Семипалатинске преобладали.

Что касается бывшей столицы Казахстана Алма-Аты (официальное написание с 1993 г. Алматы), наиболее пострадавшей в результате последних массовых беспорядков, то до 1921 года – это административный центр Семиреченского казачества, русский город Верный. Однако за последние десятилетий из города с преобладающим русским населением (в 1959 г. – 73%, в 1989 г. – 62%, в 2018 г. – 27%) она превратилась в столицу казахского этнонационализма.

Схожая ситуация в соседнем Талдыкоргане (до 1921 г. – Гавриловка, с 1921 по 1993 – Талды-Курган), ныне являющимся центром Алматинской области, а также пограничном с Узбекистаном Шымкенте (до 1924 – Черняев, с 1924 по 1992 – Чимкент). Расположенные на жарком юге Казахстана в окружении сельских, преимущественно казахских поселений, они утратили свой первоначальный облик, в том числе и относительно преобладания русского населения.

Так, в Талдыкоргане численность казахов с 1989 по 2018 гг. выросла с 45% до 70-72%. Численность русских за этот же период снизилась с 34% до 15%. В Чимкенте в 1939 г. славяне составляли 60% населения, узбеки – 17%, казахи – 13%. В 2015 г. этнический состав Шымкента полностью изменился: казахи стали составлять 64%, славяне – 12%. Совсем немного увеличилась численность узбеков – до 19%.

Если это не этноцид, то что?

Зато на смену образованной интеллигенции или квалифицированным рабочим кадрам пришли понаехавшие из окрестных деревень «мамбеты»- аналог галичанских «рагулей», заражённые вирусом национальной исключительности криминальные люмпенизированные элементы. Именно они стали главной движущей силой погромов и творимых на улицах городов беспорядков и бесчинств.

Что делать России с Казахстаном

Подведём итоги выдержками из недавней публикации современного русского публициста и мыслителя Егора Холмогорова. По его мнению, необходимо, опираясь на российское военное присутствие в Казахстане, добиться, как минимум, полного отказа властей этого политического образования от русофобской политики – латинизации, дискриминации русских на службе, разгула национализма, ограничения прав Православной Церкви и прочего.

«…То есть мы не должны спасать Токаева, не должны спасать “суверенный Казахстан”. Мы должны спасать русских, должны поддержать прорусски настроенных казахов, и должны защищать именно свои национальные интересы…», — пишет эксперт.

По словам Холмогорова, «у нас нет никаких “братских народов”, и “дружественных режимов”, над правом которых дискриминировать русских мы должны уважительно трястись. Есть отделившиеся от большой России, к ущербу и русских, и, в конечном счете, самих же отделенных народов, сепаратистские образования, торгующие и с Западом антироссийской повесткой. И наша задача эту торговлю прекратить».

Несомненно, Южная Сибирь, часть Приуралья и Семиречье, отрезанные в своё время пресловутыми борцами с «великорусским шовинизмом» в пользу «суверенного Казахстана», имеют для России важное экономическое и геополитическое значение. И здесь речь не только о расположенном в бескрайних степях южного Казахстана космодроме Байконур, стратегических урановых месторождениях или южной ветке Транссиба, пролегающей через Северный Казахстан. Это вопрос национальной безопасности России и судьбы миллионов наших соотечественников, которых в случае гипотетического прихода к власти в Казахстане куда более антироссийских сил (а такая угроза по-прежнему существует, несмотря на силовое подавление январского мятежа) ждёт печальная участь. И реагировать на этот вызов необходимо уже сейчас. Как минимум, используя сложившуюся в Казахстане внутриполитическую ситуацию для прекращения политики дерусификации и этноцида русского населения.

Дмитрий Павленко, специально для News Front



Источник: news-front.info.

Рейтинг публикации:

Нравится112



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Сентябрь 2022    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Аварии и ЧП на АЭС, Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map