Транзит белорусских грузов через прибалтийские порты превращается в горячую картошку, которую страны Балтии перекидывают друг другу с расчетом поскорей от нее избавиться Экономическая логика, согласно которой белорусский транзит выгоден Литве, Латвии и Эстонии, отвергается как постыдная. Побеждает политическая логика, согласно которой делать деньги со страной, против которой вводят санкции США, это проявлять геополитическую нелояльность сюзерену. «Прибалтийские сестры» начинают соревноваться, кто из них более предан Америке. В Литве история с продолжающимся вопреки вступлению в силу санкций США транзитом продукции «Беларуськалия» превратилась в дешевую политическую мыльную оперу. Министры транспорта и иностранных дел Литвы, по-народному выражаясь, психанули и подписали заявления об отставке. Мол, не вынести им позора. Санкции США против «Беларуськалия» уже действуют, а товары «диктатора Лукашенко» все еще идут на экспорт по железным дорогам Литвы. И они не смогли вовремя ничего с этим сделать. Премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните приказы об увольнении не подписала и велела министрам возвращаться в коллектив, в работу. Самоотверженным трудом исправить свою вину перед Соединенными Штатами. Это решение осудил президент Литвы Гитанас Науседа. По его мнению, министры повели себя безответственно и должны быть уволены, потому что своим разгильдяйством они дискредитировали ценностно ориентированную внешнюю политику Литвы. Всем очевидно, что развернувшаяся нелепая мелодрама — это борьба за президентский пост между действующим главой государства и правительством консерваторов, которое хочет «подсидеть» Гитанаса Науседу и посадить в его кресло главу МИД Габриэлюса Ландсбергиса. Тем интереснее, что победу в этой борьбе одержит тот, кто убедительнее докажет свою преданность США и сыграет главную роль в потере Литвой белорусского грузопотока. Иными словами, тот, кто успешнее сыграет против национальных интересов Литвы. На чем президент Науседа подловил «ландсбергистов»? На том, что они, такие принципиальные, такие проамериканские, с такой решимостью громящие литовскую экономику ради «политики ценностей», не смогли синхронизировать литовскую внешнюю политику с политикой США. Американские санкции против «Беларуськалия» уже действуют, а транзит «Беларуськалия» через Литву продлен на 2022 год — какой ужас! При этом всем участникам фарса сто раз повторили, что санкции США действуют только для американских компаний, и Литва на основании американских санкций вводить санкции против «Беларуськалия» не обязана. Повторили в том числе сами американцы — Минфин США. Но разве может Литва упустить возможность проявить трансатлантическую солидарность и выслужиться перед сюзереном? Хоть сам сюзерен и не просит. Имеет место парадоксальная ситуация. В политической борьбе выиграет тот, кто убедительнее выслужится перед американцами и больше других сделает для того, чтобы нанести смертельный удар по Клайпедскому порту и «Литовской железной дороге», которые живут с белорусских грузов. А также по третьему городу страны — Клайпеде, жизнь которой зависит от работы порта. Экономическая логика вчистую проигрывает политической. Тот, кто поставит в борьбе за власть на национальные интересы и выгоду для Литвы, проиграет сразу и навсегда. Это правило справедливо не для одной Литвы. В Эстонии информация о том, что транспортно-логистический сектор страны получает рекордные доходы за счет транзита белорусских нефтепродуктов, которые ушли из Литвы, вместо прилива национальной гордости вызвала большой скандал. По данным эстонского департамента статистики, товарооборот Эстонии и Беларуси в нынешнем году достиг рекордных значений: за счет ввозимого в республику белорусского мазута и топливных масел Беларусь вошла в десятку стран с наибольшими объемами импорта в Эстонию. Прибыль эстонских портов и железной дороги от белорусских нефтепродуктов в этом году составила полмиллиарда евро. Эстонские СМИ отреагировали на эти отрадные данные заголовками в духе «Эстония поддерживает кровавый режим Лукашенко». Правительство страны вынуждено оправдываться, что санкций Евросоюза Эстония не нарушает. «Движение товаров контролируют таможня Латвии и Налогово-таможенный департамент Эстонии, а перевозчики товаров проверили соответствие товаров санкционным спискам и нарушений не обнаружили, — заявила пресс-секретарь МИД Эстонии Кристина Отс. — Сейчас у Министерства иностранных дел нет оснований полагать, что эстонское государственное предприятие или компетентные учреждения нарушили установленные санкции. Если ограничения станут более точными или изменятся, их соблюдение, конечно, следует пересмотреть». У эстонской правящей коалиции нет таких мощных конкурентов в борьбе за власть, как в Литве, поэтому там думают, что могут делать такие заявления и позволять немного подзаработать эстонской транзитной отрасли, которая много лет терпела сплошные убытки. Но ведь кроме внутриполитической конкуренции есть еще и внешняя. Разве Литва смирится с тем, что белорусский нефтетранзит, который ушел от нее, теперь кормит Эстонию? Вопрос риторический. Вильнюс на этом примере будет выставлять себя моральным мерилом политики ценностей, а Эстонию — слабым звеном в цепи европейской и трансатлантической солидарности, которая делает деньги с «последней диктатурой Европы». И для оной это приведет к самым печальным последствиям. Ведь «прибалтийские сестры» дружны только борьбой против России, а так они непрерывно конкурируют друг с другом за европейские и американские инвестиции. В какой из трех стран Прибалтики будет расположен региональный СПГ-терминал, в чьей столице будет штаб-квартира железной дороги Rail Baltica (и куда соответственно пойдут деньги из фондов ЕС), где будет расквартирован американский воинский контингент? Все это предметы отчаянных интриг и ожесточенной закулисной борьбы Литвы, Латвии и Эстонии. Победу в этой борьбе одержит тот, кто однозначно продемонстрирует Брюсселю и Вашингтону, что «солидарность» с союзниками по ЕС и НАТО для них дороже презренной экономической выгоды, поэтому они готовы рвать связи и с россиянами, и с белорусами, чтобы обеспечить геополитические задачи Запада в регионе Балтийского моря. В Латвии, которая раньше славилась своим прагматизмом в отношении Минска, до этой простой мысли, похоже, уже дошли. «По-моему, латвийская внешняя политика очень ясна. Пока в нашем государстве к власти не придут другие политические силы, нам очень ясно, кто наши друзья и партнеры по сотрудничеству», — заявил министр сообщения Талис Линкайтс о том, что транзит белорусских и российских грузов для Латвии давно уже вопрос не экономический, а политический. Что касается России, то в Москве логику, которой живут «прибалтийские партнеры», поняли очень давно, поэтому еще 20 лет назад начали строить новые грузовые порты на Балтике, а последние 5 лет усиленно переводят туда транзит. Пора бы уже и Беларуси понять, что в дивном новом мире только политический союзник может быть стратегическим экономическим партнером. И переориентировать уже на Россию весь белорусский транзит без остатка, не размениваясь на онтологически враждебную Минску Эстонию. Александр Носович, Rubaltic.Ru Источник: news-front.info.
Рейтинг публикации:
|