80 лет назад, 5-6 декабря 1941 г. от стен советской столицы началось контрнаступление Красной Армии, изменившее ход истории
Битву за Москву сложно назвать забытым или малоизвестным сражением. О нём написаны сотни воспоминаний, стратегических очерков и исторических монографий. Невозможно переоценить его величие, грандиозность и влияние не только на всю историю Второй Мировой войны в целом и Великой Отечественной войны в частности, но и на историю человечества как таковую.
Битва, развернувшаяся в заснеженных лесах и полях Подмосковья, Калининской, Смоленской, Тульской и Орловской областей, являлась первым тяжёлым поражением объединённой под знамёнами гитлеровского Третьего Рейха Европы. Оно не только положило конец немецкому «блицкригу» против Советского Союза, но и стало предвестником неизбежного конца очередного зарвавшегося претендента на мировое господство.
Мы сейчас не станем подробно останавливаться на хронологии Московской битвы. Отметим лишь, что традиционно в ней выделяют два этапа. Первый этап – оборонительный с 30 сентября по 4 декабря 1941 г., во время которого войска немецкой группы армий «Центр» генерал-фельдмаршала Фёдора фон Бока в ходе операции «Тайфун» вышли на ближние подступы к советской столице и находились буквально в 25 километрах от сердца России — Кремля. К началу декабря 1941 года ситуация достигла наивысшего напряжения. Северо-западнее Москвы бои шли на линии канала Москва-Волга. Захватившие посёлок Красная Поляна (ныне в составе города Лобня) немцы начали подтягивать туда дальнобойные орудия, чтобы обстреливать Кремль. На Ленинградском шоссе из рук в руки переходил посёлок Крюково (ныне в составе Зеленоградского административного округа Москвы). Западнее Москвы немецкие войска пытались прорваться к Звенигороду и Кубинке. В то же время, благодаря героическому сопротивлению защитников Тулы, обходившая Москву с юга 2-я танковая армия Гейнца Гудериана – того самого «быстроходного Хайнца», которому гитлеровское командование прочило лавры завоевателя Москвы, не смогла даже форсировать Оку.
«Немцы были уверены в успехе своего наступления на Москву. Германское информационное бюро писало в начале декабря: “…германское наступление на столицу большевиков продвинулось так далеко, что уже можно рассмотреть внутреннюю часть города Москвы через хороший бинокль”. На 2 декабря в Берлине было приказано оставить пустые места в газетах для помещения сообщения о взятии советской столицы», — писал в изданном в 1943 г. «для служебного пользования» труде «Битва за Москву» начальник Генштаба Красной Армии в период Московской битвы, Маршал Советского Союза Борис Шапошников.
Однако захватчики недооценили сопротивление советских войск, наличие у Красной Армии глубоких и мощных резервов, а также отвагу и мужество русских советских людей – красноармейцев, бойцов ополчения, курсантов, партизан, тружеников тыла, которые стояли насмерть, защищая каждую пядь родной земли.
Второй этап Московской битвы – наступательный с 5 декабря 1941 по 7 января 1942 г., когда войска Калининского, Западного и Юго-Западного фронтов РККА провели контрнаступление, отбросив захватчиков на 150-300 километров от Москвы. Это создало условия для общего наступления советских войск на западном направлении, которое продолжалось до 20 апреля 1942 г. и позволило снять непосредственную угрозу захвата Москвы немцами, хотя угроза нового немецкого наступления на столицу сохранялась вплоть до разгрома немцев в битве на Курской дуге летом 1943 г.
Первыми 5 декабря 1941 г. в контрнаступление перешли войска 29-й и 31-й армий Калининского фронта генерал-полковника И.С. Конева, прорвавшие немецкую оборону на линиях рек Волга и Тверца восточнее Калинина (Твери) и перерезавшие шоссе Калинин – Москва. Утром 6 декабря началось контрнаступление войск Западного фронта генерала армии Г.К. Жукова. При этом наиболее успешно действовала продвигавшаяся на клинском направлении 30-я армия генерал-майора Д.Д. Лелюшенко, которая за первые два дня контрнаступления прорвала немецкую оборону и продвинулась на 25 километров. Много лет спустя, прославленный командарм так описывал происходившие события в своих воспоминаниях «Москва – Сталинград – Берлин – Прага»:
«Ровно в шесть утра 6 декабря (до рассвета было более трёх часов) без артиллерийской и авиационной подготовки армия в белых маскировочных халатах перешла в контрнаступление. Вскоре начала доноситься с передовой учащающаяся пулемётно-автоматная стрельба. Небо прочерчивали ракеты. Через час-полтора из штабов дивизий начали поступать первые боевые донесения об успешном продвижении вперёд. К рассвету на главном направлении армия прорвала оборону противника до 5 км в глубину и до 12 по фронту. Враг был застигнут врасплох, ошеломлён. Он не мог сразу определить, что происходит: частная операция или большое контрнаступление. Не смог установить и численности наступающих».
В первый день контрнаступления под Москвой героический подвиг совершил старший сержант В.В. Васильковский из роты ПВО 1319-го стрелкового полка 185-й стрелковой дивизии 30-й армии. В бою у деревни Рябинки под Завидово отважный боец своим телом закрыл амбразуру вражеского дзота, чем обеспечил успех атаки. Произошло это за год и два месяца до аналогичного подвига Александра Матросова, который стал легендой. 12 декабря 1941 г. старший сержант Васильковский был посмертно награждён орденом Ленина.
К исходу 11 декабря 1941 г. войсками Западного фронта были освобождены Яхрома, Рогачёво, Истра, Солнечногорск, Венёв, Сталиногорск (ныне Новомосковск Тульской обл.), Михайлов, Епифань, войсками правого крыла Юго-Западного фронта был освобождён Елец.
13 декабря 1941 г. все центральные советские газеты опубликовали сообщение Совинформбюро: «Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы. Поражение немецких войск на подступах Москвы», где говорилось об освобождении Красной Армией с 6 по 10 декабря 1941 г. более 400 населённых пунктов и огромных материальных потерях вермахта. А уже 15 декабря Политбюро во главе с Иосифом Сталиным, который, несмотря на всю сложность ситуации оставался в Москве и непосредственно руководил действиями войск, постановило вернуть в столицу аппарат ЦК ВКП(б), который ранее был эвакуирован в тыловой Куйбышев.
За первые десять дней контрнаступления советских войск немцы были отброшены на исходные позиции к моменту начала своего второго ноябрьского наступления на Москву. Гитлер отчаянно требует от немецких войск, жалующихся на большие потери и отсутствие резервов, прекратить отход и держаться до последнего солдата. Однако наступающая Красная Армия преодолевает сопротивление и опрокидывает захватчиков. Предусмотрительные немецкие генералы едва успевают отводить вверенные им войска, дабы избежать попадания в окружение. За это разъярённый Гитлер отправляет в отставку главнокомандующего сухопутными войсками вермахта фельдмаршала фон Браухича, снимает командующего группой армий «Центр» фон Бока, командующих 2-й и 4-й танковых армий Гудериана и Гёпнера. Последний будет уволен из гитлеровской армии с формулировкой «за трусость и неподчинение приказам без права ношения военной формы и боевых наград, а спустя два с половиной года его расстреляют за участие в заговоре против Гитлера.
К 8 января 1942 г. советские войска освободили от захватчиков Калинин, Старицу, Клин, Волоколамск, Наро-Фоминск, Верею, Малоярославец, Боровск, Калугу, Тарусу, Алексин, Щёкино, Белёв, Ефремов, Ливны, Новосиль, сотни небольших городов и посёлков, тысячи деревень.
Нацистский пропагандист Пауль Карелл писал после войны в своей книге «Операция “Барбаросса”. Поход на Россию», что группа армий «Центр» так и не смогла оправиться после поражения под Москвой, а её дивизии больше не обладали той боеспособностью, которая была летом-осенью 1941 г. в период наступления на советскую столицу.
«У Москвы сила немцев иссякла – окоченела, истекла кровью. У Москвы впервые родилось сомнение в непобедимости вермахта», — напишет бывший гитлеровец.
Всего в ходе контрнаступления под Москвой были разгромлены 38 немецких дивизий, в том числе 11 танковых и 4 моторизованных. Победа советских войск навсегда развеяла миф о непобедимости немецкой военной машины и серьёзно подорвала моральный дух гитлеровских войск. «Блицкриг», на который рассчитывал Гитлер, был окончательно похоронен. Нацистская Германия и её сателлиты оказались перед лицом затяжной длительной войны, к которой они совершенно не были готовы. Таким образом, именно битва под Москвой стала началом конца гитлеровского рейха и предвестником скорого и неизбежного освобождения всех оккупированных и порабощённых нацистами стран и народов.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+