Сделать стартовой  |  Добавить в избранное  |  RSS 2.0  |  Информация авторамВерсия для смартфонов
           Telegram канал ОКО ПЛАНЕТЫ                Регистрация  |  Технические вопросы  |  Помощь  |  Статистика  |  Обратная связь
ОКО ПЛАНЕТЫ
Поиск по сайту:
Авиабилеты и отели
Регистрация на сайте
Авторизация

 
 
 
 
  Напомнить пароль?



Телеграм канал Z-Операция Клеточные концентраты растений от производителя по лучшей цене


Навигация

Реклама

Важные темы


Анализ системной информации

» » » Наибольшие потери в споре вокруг «Мотор Сич» понесет Украина

Наибольшие потери в споре вокруг «Мотор Сич» понесет Украина


3-12-2021, 20:14 | Политика / Статьи о политике | разместил: Влад 66 | комментариев: (0) | просмотров: (1 414)

Наибольшие потери в устроенном Киевом споре с китайскими инвесторами вокруг предприятия «Мотор Сич» понесет сама Украина. В который раз украинцы умудрились выстрелить себе в ногу, считает публицист Андрей Союстов. Подробнее о причинах — в его материале.

29 октября в соцсети WeChat появилось сообщение о том, что китайская компания Skyrizon и другие инвесторы из КНР через суд планируют взыскать с Украины не менее 4,5 млрд долларов за убытки, понесенные из-за украинского производителя авиадвигателей «Мотор Сич». В заявлении также уточнялось, что инвесторы из КНР «не исключают возможности продолжения требований о возмещении дополнительных убытков». В соответствии с установленными процедурами они направили иск в арбитражный суд в Гааге.

Давайте разберемся в том, чем для украинской стороны может обернуться судебное разбирательство в Гааге, анонсированное представителями Skyrizon.

«Мы решили найти инвестора»

Начнем с исторического экскурса.

ПАО «Мотор Сич» (бывшее запорожское ПО «Моторостроитель» имени Великой октябрьской социалистической революции) — это крупнейшее украинское предприятие, занимающееся разработкой и производством, а также ремонтом и обслуживанием авиационных газотурбинных двигателей для самолетов и вертолетов. В отличие от многих других производственных объединений, находившихся на украинской территории, «Мотор Сич» после 1991 года отнюдь не бедствовало, что объяснялось в первую очередь крупными заказами из России. Плюс к этому в первой половине 90-х «Мотор Сич» возглавил Вячеслав Богуслаев, под руководством которого предприятие было акционировано, а сам Богуслаев оказался владельцем значительного пакета акций.

После Евромайдана и спровоцированного им разрыва военно-технического сотрудничества Киева с Москвой операционная прибыль «Мотор Сич» стала резко сокращаться. Чтобы удержаться на плаву, предприятию потребовался новый крупный инвестор в качестве замены российского, но где его найти? Киев вкладываться в «Мотор Сич» не собирался, да и средств на это у украинского государства не имелось.

Запад рассматривал «Мотор Сич» как прямого конкурента собственным двигателестроительным предприятиям, а потому спасать украинского производителя газотурбинных двигателей тоже не торопился. Оставался Китай, являвшийся многолетним покупателем продукции «Мотор Сич» и испытывавший потребность в компетенциях по созданию современных авиадвигателей. 

Богуслаев начал диалог с китайской стороной на предмет возможной продажи доли акций украинского предприятия в обмен на масштабное инвестирование.

«Я мог закрыть завод, мог сократить количество работников. Такая проблема стояла передо мной. Мы решили найти инвестора. Нам подсказали, кто инвестор, мы поехали и поговорили с Китаем. Владельцы акций продали их через нашу биржу. И я свои продал акции», — с драматическими нотками в голосе позже вспоминал Богуслаев.

Новый поворот в этой истории случился тогда, когда в Штатах президентские выборы выиграл Дональд Трамп. В 2018 году новый американский президент инициировал начало торговой войны между США и КНР.

Несколько позже китайские инвесторы попробовали легализовать свое право на владение «Мотор Сич». В августе 2019 года китайская компания Skyrizon Aircraft Holdings Limited решила сконцентрировать 75% ранее проданных ей акций «Мотор Сич». Для этого была подана соответствующая заявка в Антимонопольный комитет Украины (АМКУ). Со стороны китайцев это был совершенно формальный шаг, но он вызвал неожиданные последствия.

Из АМКУ информация о сделке между Богуслаевым и китайцами утекла за океан. Переход «Мотор Сич» под китайский контроль был для Вашингтона совершенно неприемлем, поэтому американская администрация намекнула Киеву на «незаконный характер» сделки Богуслаева с китайцами. Постмайданное правительство Украины полностью зависело от Вашингтона — Киев заблокировал передачу уже оплаченных акций «Мотор Сич» китайской стороне. 

Мастер-класс по ссоре с Китаем

Скандал получился громким, но у Киева еще оставался шанс решить дело миром. Наиболее оптимальным вариантом для этого являлась национализация «Мотор Сич» с одновременной выплатой компенсаций китайским инвесторам. Сумма отступных при этом оценивалась по-разному — от 500-600 млн долларов до 2 млрд долларов. И без того сидящая в долгах Украина такую сумму выложить Skyrizon не могла. Логичным было бы, если эти деньги предоставил Киеву Вашингтон. Однако американцы этого делать не стали. Продолжая всеми силами тормозить передачу контроля над «Мотор Сич» китайским инвесторам, Вашингтон предоставил Киеву право самостоятельно выпутываться из непростой ситуации.

Пока на Украине размышляли, как отмахаться от китайских инвесторов, а лишенное китайских денег ПАО «Мотор Сич» продолжало уверенно деградировать, 14 января 2021-го Соединенные Штаты сделали контрольный выстрел — ввели против компании Skyrizon санкции.

Президент Украины Владимир Зеленский не придумал ничего лучше, как продублировать решение Вашингтона. 29 января Зеленский подписал указ о введении санкций против Skyrizon и ее основного акционера Ван Цзина, заблокировавших активы китайской инвестиционной компании на территории Украины.

Никаких явных преференций от американцев за столь явное «кидалово» китайских инвесторов Владимир Александрович не получил. При этом и КНР немедленно не обрушила на Украину громы и молнии — китайцы явно выжидали.

Видимо, это подтолкнуло украинского президента к идее дожать ситуацию. 11 марта Совет национальной безопасности Украины (СНБО) под председательством Зеленского принял решение о национализации «Мотор Сич» — разумеется, без выплаты компенсаций китайской стороне. 20 марта суд в Киеве арестовал имущество и 100% акций «Мотор Сич», а 24 марта Зеленский подписал указ о национализации предприятия.

Владимир Александрович похоронил последние надежды ПАО «Мотор Сич» на крупные инвестиции, с большой долей вероятности закрыл украинским двигателестроителям доступ на обширный китайский рынок, а заодно подорвал авторитет украинского государства в глазах иностранных инвесторов. Впрочем, все это сущие мелочи на фоне того, что Зеленский, подталкиваемый в спину американцами, умудрился создать конфликтную ситуацию с КНР, занимающей, на минуточку, первое место среди импортеров украинской продукции.

Меж тем коллизия с «Мотор Сич» приобрела принципиальный характер не только для правления Skyrizon, но и для Правительства Китая. Почему? Потому что под проект получения контроля над украинским предприятием Skyrizon взяла госкредит в размере нескольких миллиардов долларов, а затем в результате заморозки сделки, а также американо-украинских санкций понесла существенные убытки. Как мы знаем, Киев не вернул китайцам ни стоимость акций, ни уже вложенные инвестиции.

Дарить столь крупные суммы «за здорово живешь» Украине в Китае явно не собираются. Следует ожидать, что в урегулировании спорной ситуации, выведенной Зеленским на межгосударственный уровень, правительство КНР примет самое живое участие. Ну а поскольку Китай не самое слабое государство на планете, да еще и занимающее первое место среди импортеров украинской продукции, последствия такого участия для Киева могут оказаться самыми неожиданными, но в любом случае — весьма болезненными.   

Вот в такой ситуации 29 ноября 2021-го и появилось сообщение о том, что китайская сторона собирается взыскать с Украины не менее 4,5 млрд долларов за убытки, понесенные из-за «Мотор Сич». При этом подчеркивалось, что это может быть не финальной суммой компенсаций.

«Мы всегда соблюдали законы»

Объективно — китайцы имеют хорошие шансы выиграть суд в Гааге. Киев нарушил вполне легальную сделку, просто отняв активы у инвесторов и не предложив тем никакой компенсации ни за стоимость активов, ни по вложенным инвестициям. Кроме того, санкции СНБО явно указывают на их политический характер, что китайская сторона, конечно, постарается использовать во время разбирательства. На это прямо намекает следующий фрагмент из заявления Skyrizon:

«Мы всегда соблюдали законы и правила в нашей деятельности. Мы решительно выступаем против жесткого поведения украинского правительства, которое злоупотребляет концепцией национальной безопасности, путает правильное и неправильное, политизирует нормальную экономическую и торговую практику, злоупотребляет государственной властью и необоснованно подавляет китайские предприятия».

С точки зрения международного права все сделки китайских инвесторов по «Мотор Сич» следует считать законными и вступившими в силу. Соответственно, во время грядущего судебного разбирательства в Гааге позиции администрации Зеленского оказываются весьма уязвимыми. Своими действиями президент открыл настоящий ящик Пандоры, подарив китайцам мощный рычаг давления на Киев в любых экономических и дипломатических спорах, а также возможность требовать от Украины постоянно растущих компенсаций за упущенные прибыли.

Вердикт международного арбитражного суда в пользу Китая способен нанести сильнейший удар по бюджету Украины. Запрошенная китайской стороной компенсация в 4,5 млрд долларов (и эта сумма, напомню, не окончательная) пробьет огромную дыру в доходной части украинского бюджета, сверстанного с приличным дефицитом. Положительное решение суда позволит Пекину арестовывать любое имущество Украины по всему миру, включая Европу. Активы любой торговой сделки, заключенной официальным Киевом, окажутся под угрозой ареста.

Конечно, международный арбитражный суд в Гааге может удариться в политизированность и вынести свой вердикт в пользу Киева. Однако тут есть ряд «но».

Во-первых, политически Европе нет никакого резона брать на себя риски, связанные с авантюрными действиями Зеленского против китайских инвесторов. С 2020 года КНР выступает крупнейшим торговым партнером Евросоюза. Сам же Владимир Александрович, испортивший отношения сначала с Эммануэлем Макроном, а затем и с Ангелой Меркель, в Европе сейчас является чем-то вроде персоны нон грата.

Во-вторых, в случае решения арбитражного суда в Гааге не в пользу китайских инвесторов, Китай имеет возможность перенести рассмотрение своего иска на иные, менее политизированные арбитражные площадки. В роли таковых могут выступать, например, международный арбитражный суд при Международной торговой палате Парижа (возможно — наиболее известный и авторитетный среди международных арбитражных институтов), Лондонский международный арбитражный суд, арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма. Плюс к этому — никто не отнимал у Китая право вести судебное дело в Сингапурском и Гонконгском международных арбитражных центрах.

Впрочем, еще раз подчеркну, что европейский международный арбитраж не имеет никаких формальных и фактических оснований поддержать политически мотивированные санкции президента Украины.

Что же до американцев, то они в грядущем судебном разбирательстве, как это парадоксально ни прозвучит, могут оказаться отнюдь не на стороне Киева. Выплата Украиной китайским инвесторам многомиллиардных компенсаций способна отправить украинский бюджет в затяжной нокаут. Это укрепит зависимость Киева от международных фондов и Вашингтона, то есть может сделать Украину более управляемой, а также податливой на политические уступки, выгодные Западу. Раз так, то с чего бы американцам желать Киеву победы в международном арбитраже Гааги?

Наиболее проигравшая сторона

Тут самое время вспомнить об основном предмете китайско-украинского спора — ПАО «Мотор Сич». В складывающихся обстоятельствах это предприятие можно считать обреченным на гибель. Своими силами Украина его спасти не может. Россия и Китай — вне игры. Ну а Европа и США по очевидным причинам инвестировать в «Мотор Сич» не станут — с чего бы им стремиться реанимировать явного конкурента собственных предприятий?

Западом круг выгодоприобретателей от срежиссированной из Вашингтона фактической ликвидации «Мотор Сич» не исчерпывается. Определенные выгоды из краха украинского предприятия способна извлечь и Россия, перед ОПК которой после исчезновения конкурентов из «Мотор Сич» открывается большие объемы рынка Китая в нишах вертолетных и авиационных двигателей.

Так кто же в устроенном Киевом споре вокруг «Мотор Сич» оказывается наиболее проигравшей стороной? Безусловно, это сама Украина. В который раз Киев умудрился выстрелить себе в ногу.

Андрей Союстов



Рейтинг публикации:

Нравится37



Комментарии (0) | Распечатать

Добавить новость в:


 

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.





» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
 


Новости по дням
«    Февраль 2023    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728 

Погода
Яндекс.Погода


Реклама

Опрос
Ваше мнение: Покуда территориально нужно денацифицировать Украину?




Реклама

Облако тегов
Акция: Пропаганда России, Америка настоящая, Арктика и Антарктика, Блокчейн и криптовалюты, Воспитание, Высшие ценности страны, Геополитика, Импортозамещение, ИнфоФронт, Кипр и кризис Европы, Кризис Белоруссии, Кризис Британии Brexit, Кризис Европы, Кризис США, Кризис Турции, Кризис Украины, Любимая Россия, НАТО, Навальный, Новости Украины, Оружие России, Остров Крым, Правильные ленты, Россия, Сделано в России, Ситуация в Сирии, Ситуация вокруг Ирана, Скажем НЕТ Ура-пЭтриотам, Скажем НЕТ хомячей рЭволюции, Служение России, Солнце, Трагедия Фукусимы Япония, Хроника эпидемии, видео, коронавирус, новости, политика, спецоперация, сша, украина

Показать все теги
Реклама

Популярные
статьи



Реклама одной строкой

    Главная страница  |  Регистрация  |  Сотрудничество  |  Статистика  |  Обратная связь  |  Реклама  |  Помощь порталу
    ©2003-2020 ОКО ПЛАНЕТЫ

    Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам.
    Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+


    Map