В Британии 31 октября началась 26-я сессия конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Закончится она 12 ноября
Данная конференция в Глазго становится особо знаковой, так как в мае 2021 года Международное Энергетическое Агентство ООН представило концепцию «Net Zero 2050» по достижению нулевых выбросов углерода в атмосферу.
Один из авторов этой концепции Рей Квон Чанг, бывший главный советник генерального секретаря ООН по изменению климата, прямо заявил, что её реализация стала возможной благодаря избранию Джо Байдена президентом США. Однако всё говорит о том, что возглавить мировое сообщество под флагом декарбонизации у США не получится.
Свою приверженность «зеленому курсу» в энергетике Джо Байден декларировал ещё в предвыборных обещаниях. Вступив в должность, он подтвердил свои заявления, ограничив бурение нефти и отменив строительство нефтепровода между США и Канадой. На саммите «Большой семерки» летом этого года он попытался перехватить инициативу у Евросоюза в качестве мирового лидера в деле борьбы с изменением климата.
Однако в реальности успехи Джо Байдена в этом направлении очень скромные. Он даже не смог добиться единства в собственной партии для принятия нормативной базы по стимулированию развития «зеленой энергетики». Всё из-за банального недоверия между центристским и прогрессивным крылом демократической партии США. Подвисшими в воздухе оказались два инфраструктурных законопроекта на 1,2 и 1,7 триллиона долларов, где были заложены налоговые льготы на 320 млрд долларов и прямые государственные инвестиции в «зеленую энергетику» на 130 млрд долларов.
Руководство демпартии прекрасно знало, насколько важно принятие этих законопроектов перед визитом Джо Байдена на G-20 и климатический саммит в Глазго. “Я не думаю, что будет преувеличением сказать, что большинство в Палате представителей и Сенате определит мое президентство и то, что произойдет на следующей неделе” — предупреждал Джо Байден однопартийцев перед отлётом, согласно изданию Politico.
Голосование, запланированное на 28 октября, так и не состоялось, прогрессивное крыло демпартии не согласилось с сокращением их законопроекта до 1,7 трлн долларов с первоначальных 3,5 трлн.
Показательна ситуация на недавних заслушиваниях топ-?менеджеров нефтяных компаний перед Конгрессом США. Представители демпартии критиковали представителей отрасли за их попытки отрицать и вводить в заблуждение общественность относительно их роли в изменении климата.
В свою очередь, члены республиканской партии давили на то, что из-за «зеленой политики» Джо Байдена страна утратила свою энергонезависимость, а простые граждане потеряли рабочие места.
Теперь уже очевидно, что в климатической повестке Джо Байдена наблюдается раздвоение позиции. Сокращение добычи нефти в США вызвало резкий рост цен на бензин. Поэтому он уже просит страны ОПЕК увеличить добычу нефти. Американское энергетическое агентство сообщает, что угольная генерация в США пошла в рост впервые с 2014 года, теперь в США наблюдается нехватка угля, что грозит блэкаутами зимой, пишет Bloomberg.
Каким образом Джо Байден будет убеждать лидеров других стран сократить выбросы углерода в атмосферу на фоне такой ситуации в собственной стране, становится большим вопросом. Хотя нам уже известно, что специальный представитель президента РФ по вопросам климата Руслан Эдельгериев в течение восьми часов вел переговоры со специальным представителем президента США по вопросам климата Джоном Керри во время их встречи в июле 2021 года.
Тогда Джон Керри требовал от России полного отказа от угля в это десятилетие, но при этом собственного плана для достижения таких же результатов в США у него не было. Поэтому положительных примеров от Джо Байдена на саммите в Глазго мы не увидим, будут одни лишь голые требования.
В 2015 году в Париже страны договорились сократить выбросы парниковых газов, чтобы ограничить глобальное потепление до 2°C, в идеале до 1,5°C. Для этого выбросы необходимо было сократить вдвое к 2030 году и достичь чистого нуля примерно к середине века. На конференции в Глазго ожидается, что страны увеличат свои обязательства по сокращению выбросов, так как это рекомендуют выводы Программы ООН по окружающей среде.
Возглавляющий конференцию министр энергетики Великобритании Алок Шарма считает, что по итогам заседаний угольная энергетика должна уйти в историю. В соответствии со статьей 6 Парижского соглашения, планируется, что страны должны определиться с центральным механизмом ООН для торговли углеродными квотами на выброс.
Эти цели конференции находятся под большим вопросом. Британская корпорация BBC изучила утечку 32 000 документов, где такие страны как Норвегия, Саудовская Аравия, Япония и Австралия лоббировали необходимость преуменьшить требования по быстрому отказу от ископаемого топлива.
В частности, Саудовская Аравия, крупнейший в мире экспортер нефти, просила ученых ООН удалить из заключения слова о том, что «усилия по декарбонизации в секторе энергетических систем должны быть сосредоточены на быстром переходе на источники с нулевым содержанием углерода и активном отказе от ископаемого топлива».
Чехия, Польша и Словакия лоббировали увеличение роли ядерной энергетики в достижении целей ООН в области климата. В то время как в исследованиях ООН указывалось, что благодаря атомной энергетике возможно добиться только одного приемлемого показателя в области устойчивого развития. Они утверждают, что это может сыграть позитивную роль в реализации большей части 17 целей ООН климатической повестки.
В мире явно наблюдается попытка ренессанса атомной энергетики, хотя это широко и не афишируется. Первый вице-президент Еврокомиссии Франс Тиммерманс, отвечающий за «Зеленую сделку», заявил, что ЕС окажет помощь в возобновлении проекта АЭС в Болгарии. Великобритания и Франция заявили, что поставят атомную энергетику в основу стратегии по достижению нулевых выбросов углерода. Даже Япония теперь считает, что перезапуск АЭС является ключом к достижению целевых показателей выбросов углерода.
Также, судя по полученным BBC материалам, все крупные производители или потребители ископаемого топлива, в том числе организация нефтедобывающих стран ОПЕК, поддерживают внедрение технологии по улавливанию и хранению углерода. Утверждается, что эта технология позволит значительно сократить выбросы ископаемого топлива на электростанциях и в некоторых секторах промышленности.
На днях стало известно, что Австралия вовсе не поддержит соглашения об отказе от добычи и использования угля.
«Правительство Австралии и в Риме, и в Глазго поставит интересы Австралии на первое место. Все страны подходят к решению задач (по сокращению выбросов) по-?разному, их экономики разные, они сталкиваются с разными проблемами. Ситуация в Австралии также сильно отличается от той, что сложилась в странах Европы и других государствах», — заявил австралийский премьер-?министр Скотт Моррисон.
Добыча угля является значительной частью австралийской экономики, а цены на уголь выросли почти в 4 раза, по сравнению с прошлым годом, на фоне его нехватки в Китае.
Вообще в мире наблюдается общий рост цен на энергоресурсы, нефть и газ также значительно выросли в цене. В европейских странах случился энергокризис, отчасти спровоцированный игрой трейдеров на газовых фьючерсах и ростом цен на СПГ в Азии. Однако энергокризис имеет под собой конкретные основания в виде снижения электрогенерации ветряными установками в Европе, прекращение добычи на газовом месторождении Гройнеген на севере Нидерландов и отсутствия привычной гидрогенерации в Бразилии из-за нехватки дождей.
В первую очередь, подорожание электроэнергии ощутили простые граждане. Поэтому помня о беспорядках «желтых жилетов», которые начались с попытки повысить налог на дизельное топливо, правительство Франции заморозило цены на газ. В Италии решили сдерживать цены на газ и электричество для граждан субсидиями из бюджета. В Германии сбор за возобновляемые источники энергии в цене на электроэнергию снизили почти в 2 раза.
В ситуации всеобщей борьбы с COVID-19, локдаунами и нарушениями цепочек поставок от роста цен на электроэнергию страдают не только обычные граждане, но уже и целые отрасли. В Европе временно закрывались предприятия по производству удобрений и даже металлургические заводы. Ассоциация производителей стали сообщает, что мировая выплавка стали сокращается четвертый месяц подряд, и она уже на 8.9% меньше, чем годом ранее.
Некоторые представители газовой отрасли в США считают, что текущий энергетический кризис может привести к глобальной рецессии. Знаковым являются заявления руководителей международных финансовых фондов, которые занимаются инвестированием в соответствии с экологическими принципами ESG и уже предлагают увеличить инвестиции в ископаемое топливо, как пишет Bloomberg.
Соучредитель Blackstone Inc. Стивен Шварцман заявил, что мир сталкивается с такой острой нехваткой энергии, что это может вызвать социальные волнения. Председатель BlackRock Inc, Ларри Финк заявил: “у нас есть такие представления, что мы могли бы уйти из коричневого мира, и мы могли бы проснуться завтра, в зеленом мире. Этого не произойдет. Краткосрочная политика, связанная с защитой окружающей среды, с точки зрения ограничения поставок углеводородов, привела к энергетической инфляции, и мы будем жить с этим в течение некоторого времени”.
Действительно, профильные специалисты считают, что цены на нефть и газ останутся высокими в ближайшие годы. В текущей ситуации, когда граждане в условиях растущей инфляции не могут платить за энергоресурсы больше привычной цены, перспективы «зеленой политики» становятся очень туманными.
Опросы, проведенные ещё в 2019 году, показывали, что 68% американцев были не готовы переплачивать за электроэнергию даже 10 долларов ради борьбы с изменениями климата. Тут встает вопрос политического будущего элит, как пояснял Тьерри Брос, профессор энергетики Парижского института политических исследований: “Вы не будете переизбраны, если вгоните так много людей в энергетическую нищету».
Кроме того, двадцать четыре министра крупных развивающихся стран выступили с совместным заявлением о том, что требования о «чистом нулевым» выбросе для всех стран к 2050 году противоречит Парижскому соглашению и климатической справедливости, что усилит существующее неравенство между развитыми и развивающимися странами.
«Если богатые хотят погнаться за миражом, они должны сократить свои собственные выбросы больше, чем они планируют в настоящее время», — заявил Раджани Ранджан Рашми, бывший ведущий переговорщик Индии по климату.
Развитые западные страны уже не справляются с задачей, поставленной в 2009 году, собрать за пять лет 500 млрд долларов на оказание помощи бедным странам в борьбе с изменением климата, теперь они откладывают этот срок до 2023 года. Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, шансы на успех конференции в Глазго, озвученные премьер-министром Британии Борисом Джонсоном, как 6 из 10, выглядят крайне оптимистичными.
В том случае, если на данной конференции не удастся прийти к принципиальному согласию по экономическим принципам декарбонизации и взаимодействию между странами, вся концепция «зеленого перехода» может оказаться под угрозой.
Дело в том, что рейтинги одобрения Джо Байдена в США ниже, чем у любого другого президента со времен Второй мировой войны и это, в свою очередь, тянет вниз рейтинг демократической партии. Сегодняшние проблемы, с которыми сталкиваются США простым вливанием денег уже не решить, поэтому шансы на то, что через 3 года на выборах президента США победит республиканец, растут с каждым днем.
Представители республиканской партии традиционно являются лоббистами корпораций добывающих ископаемого топливо, и ситуация 2017 года, когда Дональд Трамп вышел из Парижского климатического соглашения, может повториться. Без участия США никакие концепции типа «Net Zero 2050» в мировом масштабе реализовать не получится.
За оставшиеся 3 года раскрутить маховик «зеленой энергетики» без кратного снижения уровня жизни обычных граждан никак не получится. Даже запугивание динозавром с трибуны ООН, как указание о том, что без ограничений углеродных выбросов мы все умрем, не заставит жителей западных стран резко отказаться от отопления и личного автотранспорта. Для этого понадобятся методы диктатуры, но пока на Западе не готовы отказаться от демократии ради нулевых выбросов углерода.
Россия, имея энергетическую независимость и являясь поставщиком энергоносителей, сейчас находится вполне в комфортном положении. Политическое руководство страны отметило, что за преследованием целей климатической повестки возможны спекуляции и наличие желаний добиваться конкурентных преимуществ.
Об этом же президент России Владимир Путин заявил и на саммите G20: «За последние 20 лет углеродная интенсивность нашей экономики ежегодно снижалась на 2,7%. И это больше, чем в мире в целом. И даже больше, чем в странах «Семерки». Недавно мы приняли решение о реализации новой программы повышения энергоэффективности экономики на период до 2035 года.
И эта программа станет важным элементом достижения поставленной цели – обеспечить углеродную нейтральность не позднее 2060 года. И мы публично объявили, что берем на себя такое обязательство. Причем не просто достичь углеродной нейтральности, а сделать так, чтобы в ближайшие три десятилетия накопленный объем чистой эмиссии парниковых газов в России был меньше, чем у наших соседей в Евросоюзе. И это для нас вполне решаемая задача».
Поэтому к обязательствам, которые возьмет на себя Россия в рамках снижения выбросов углерода, Москва будет подходить очень взвешенно, чтобы добровольно не урезать собственный экономический потенциал развития.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+