Россия предлагала подключить США к переговорам в нормандском формате по урегулированию ситуации в Донбассе, но западные участники нормандской четверки (они же европейские гаранты Минских соглашений 2015 года) – Франция и ФРГ – категорически отказались
Об этом в понедельник рассказал журналистам глава МИД России Сергей Лавров в кулуарах XVIII ежегодного заседания международного дискуссионного клуба «Валдай».
По словам Лаврова, разговор о возможном подключении Вашингтона к нормандскому формату имел место во время визита в Москву Джона Керри – на тот момент главы Госдепа (речь идет о президентстве Барака Обамы), и его встречи с российским лидером Владимиром Путиным.
«Еще когда Джон Керри был госсекретарем, и он приезжал с очередным визитом в Москву, и мы были на приеме у Путина, Путин сказал, что вот мы видим, что американцы влияют на Украину, у вас есть свой специальный представитель, Порошенко к вам прислушивается. Может быть, поговорить с Германией и Францией, чтобы вы подключились к нормандскому формату? Это было при мне», – сообщил Лавров, чьи слова передали издание «Коммерсант» и РИА «Новости».
В ответ Керри тогда заметил – если бы Соединенные Штаты пригласили подключиться к нормандскому формату, возможно, в Вашингтоне подумали бы над таким предложением, рассказал Лавров. «Потом мы спросили у немцев, у французов, они сказали: категорически нет. Мы должны работать в формате, который был создан, в котором были подписаны Минские договоренности, только так», – передавал ТАСС слова главы МИД.
При этом глава российской дипломатии отметил: не обязательно быть участником нормандской четверки, не обязательно четверку превращать в пятерку или в семерку для того, чтобы каким-то образом помочь урегулированию.
По оценке эксперта-американиста Дмитрия Дробницкого, глава российской дипломатии открыл некоторые карты контактов неспроста. Москва устами главы МИД дает понять, что, с ее точки зрения, европейские участники нормандской четверки – ФРГ и Франция – неспособны оказать воздействие на Киев, так как ни Париж, ни Берлин не обладают достаточной геополитической субъектностью. «Субъектов здесь два: Россия и США. Притворяться, что есть еще движущие силы в данном вопросе, не имеет смысла. Равным образом притворяться, что есть состоявшееся, независимое, суверенное государство Украина, бессмысленно», – сказал Дробницкий газете ВЗГЛЯД.
Любопытно, что одновременно с сообщением о том, что Москва прямо предлагала США включиться в урегулирование украинского вопроса, Лавров прямо назвал фантазиями заявления украинского президента Владимира Зеленского о желании Киева напрямую контактировать с высшим российским руководством. Действительно, Зеленский не раз заявлял, и сообщил в очередной раз в понедельник, о готовности ко встрече с президентом России в любом формате.
В ответ на свежее заявление из Киева пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков отметил, что с украинским руководителем сложно выстраивать диалог – поэтому президент Путин отдельно общается с французским президентом Эммануэлем Макроном и канцлером Германии Ангелой Меркель, а те уже ведут переговоры с украинским главой государства. Также следует напомнить о недавней статье зампреда Совбеза России Дмитрия Медведева, где красной нитью проходила мысль о бесполезности ведения переговоров с нынешним руководством Украины, так как «во главе этой страны стоят невежественные и необязательные люди», которые «постоянно меняют позицию в угоду своим заокеанским хозяевам и политической конъюнктуре».
Сообщение Лаврова представляет собой прямое обращение к заокеанским патронам Киева, минуя и Зеленского, и руководство европейских стран-гарантов «Минска», полагают эксперты.
«Сигналы из российской элиты, в данном случае из высших дипломатических кругов – пошли в Вашингтон:
Россия не будет более унижаться и делать вид, что она готова вести переговоры с Киевом.
Это бессмысленное занятие, как и указал Медведев», – отметил Дробницкий.
Директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский полагает: исходной позицией для привлечения США к украинской и донбасской проблематике была женевская встреча Владимира Путина и Джо Байдена в июне. «Там обсуждалась украинская тема, и, по-видимому, по следам этой встречи произошел визит замруководителя Госдепа Виктории Нуланд и ее разговор с замглавы администрации российского президента Дмитрием Козаком», – полагает собеседник.
По мнению экспертов, после июньского саммита Путин – Байден в какой-то мере вести речь о некоем новом «духе Женевы» (так в прошлом именовали атмосферу разрядки в отношениях Москвы и Запада, что возникала после женевской конференции «Большой четверки» в 1955 году и после саммита Горбачев – Рейган 1985 года, прошедшей в том же швейцарском городе). Последствия женевской встречи нынешних лидеров США и России могут быть более эффективными, чем все предшествовавшие встречи нормандской четверки, полагает Погребинский.
Эксперт напомнил, по итогам визита Нуланд в Москву прозвучали слова об основании для дальнейшего взаимодействия. «Было заявлено, что США признают Минские соглашения безальтернативным вариантом урегулирования – и в США подтвердили позицию по особому статусу Донбасса. Это также следы беседы Путина и Байдена», – подчеркнул собеседник.
«Еще раньше, полгода назад, госсекретарь Энтони Блинкен обозначил стратегические внешнеполитические цели администрации Байдена, – в свою очередь указал эксперт-американист Малек Дудаков. – Глава Госдепа фактически сказал следующее: мы не стремимся наладить связи с Россией, но мы хотим, чтобы отношения были предсказуемыми. Не доброжелательными, а предсказуемыми. В контекст предсказуемости входит заморозка конфликта на Украине, что удовлетворяет администрацию Байдена».
Учитывая этот контекст, возможно предположить: Москва могла бы инициировать переговоры с США по украинскому вопросу в формате, гораздо более широком, нежели тот, что был сформирован после заключения Минских соглашений 2015 года, полагает Дробницкий. «Что касается собственно Минского процесса, то он давно и явно находится в тупике, – резюмировал собеседник. – Минские и все последующие договоренности попираются Украиной, спокойно и без проблем, ничего ей за это не делается, а против России вводят санкции за несоблюдение Минских соглашений – и это при том, что Россия не является стороной конфликта, который должны были остановить эти соглашения».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+