В январе-сентябре объемы грузовых железнодорожных перевозок в Литве упали на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом заявляет LTG Infra — дочерняя компания «Литовской железной дороги» (ЛЖД)
Ранее она объявила о приостановке строительных работ на участке Плунге — Шатейкяй, стоимость которых оценивалась в 56,5 миллиона евро. Если в декабре Литва прекратит перевалку продукции «Беларуськалия», она наверняка возьмет на вооружение еще одну «передовую» латвийскую практику — продавать с молотка железнодорожное имущество.
LTG Infra — одна из «дочек» ЛЖД, которая управляет железнодорожной инфраструктурой Литвы. Пандемия коронавируса не заставила ее отказаться от инвестиционной активности: на проекты ремонта и модернизации в 2020-м году она потратила вдвое больше, чем в 2019-м. Но по мере восстановления мировой экономики LTG Infra, напротив, вынуждена переходить в режим жесткой экономии.
Свежие данные компании свидетельствуют, что грузооборот железной дороги Литвы в сентябре составил 2,53 миллиарда тонно-километров. Это на 10% меньше, чем годом ранее (2,8 миллиарда тонно-километров). По итогам трех кварталов зафиксировано падение грузовых перевозок на 8%.
За несколько дней до появления этой информации LTG Infra приостановила проект реконструкции участка основной железнодорожной линии на западе страны (Плунге — Шатейкяй).
«Геополитическая ситуация из-за санкций ЕС и США для Беларуси вынуждает нас пересмотреть инвестиционную отдачу некоторых проектов», — заявил глава компании Каролис Санковскис.
Принимая это решение, он наверняка ознакомился с предварительной статистикой грузовых железнодорожных перевозок в Литве. И понял, что LTG Infra (как и другие дочерние структуры ЛЖД) ждут непростые времена.
Грузов уже стало меньше, а ведь экономические санкции против режима Лукашенко еще толком не начали действовать.
Главный удар ждет Литву в декабре, когда истечет срок действия генеральной лицензии Минфина США на сворачивание сделок с участием «Беларуськалия» (и компаний, в которых он владеет не менее 50% акций). Если перевалка белорусских удобрений через Клайпедский порт остановится, то нынешние объемы грузооборота господину Санковскису покажутся просто гигантскими.
Любопытно, что данные LTG Infra выбиваются из общего потока сообщений о состоянии транзитной отрасли Литвы. Грузоперевозчик LTG Cargo отчитался, что в январе-июне перевез 24 миллиона тонн — всего на 1% меньше, чем годом ранее (24,3 миллиона тонн). Консолидированная выручка «Литовской железной дороги» за тот же период снизилась на 0,4%, а пассажирская LTG Link даже увеличила перевозки на 2%.
«Все компании группы переживают период неопределенности — как из-за геополитической напряженности в отношениях с Беларусью, так и из-за последствий пандемии коронавируса. Однако наши компании демонстрируют стойкость и способность адаптироваться, мы смогли сохранить объемы грузоперевозок, несмотря на перебои в транспортировке азотных удобрений или нефти из Беларуси. Это положительный знак», — заявил гендиректор «Литовской железной дороги» Мантас Бартушка.
Его слова дополняет новость о том, что объемы перевалки грузов в Клайпедском порту по итогам первых семи месяцев этого года сократились на 1,6%. Падение совсем небольшое.
Можно только догадываться, почему LTG Infra, измерив падение грузооборота в тонно-километрах, нарисовало такую печальную картину (минус 8%).
Отдельного внимания заслуживает информация о крупнейших инвестициях компании в сентябре: реконструкция железных дорог, программы шумоподавления и строительство магистрали Rail Baltica.
То есть на фоне существенного спада грузовых перевозок LTG Infra продолжает вкладывать деньги в проект, который не сулит Литве никакой финансовой отдачи.
По крайней мере, транзитные грузы по новой ветке не пойдут — на это никто и не рассчитывает.
Ведь транзит через Прибалтику традиционно идет с востока на запад (или в обратном направлении, но никак не по маршруту Хельсинки — Таллин — Рига — Вильнюс — Варшава).
Перспективы создания железнодорожной ветки Rail Baltica разглядела разве что экономист компании INVL Asset Management Индре Гените-Пикчене. Но она призвала готовиться к тому, что в Каунасе нужно слаженно перегружать грузы с европейской колеи на более широкую российскую — только тогда их можно доставить в Клайпеду. О каких грузах идет речь? Кто собирается транспортировать их по Rail Baltica? На эти вопросы Гените-Пикчене почему-то не ответила.
Литовским железнодорожникам остается тешить себя мыслью о том, что у соседей дела обстоят еще хуже.
Объемы грузов, перевезенных «Латвийской железной дорогой», в январе-сентябре 2021 года сократились на 11,8%. Перевалка в портах Латвии за тот же период упала на 9%, а столичная морская гавань потеряла 13% грузов. Спад наблюдается почти по всем позициям, кроме древесины, зерна и металлолома. В 2018 году Рига обработала более 11 миллионов тонн угля, за девять месяцев этого года — менее 300 тысяч тонн.
Дошло до того, что управление Рижского свободного порта решило сдать в аренду с правом застройки участок на острове Русский. Информация об этом появилась в официальном правительственном издании Latvijas V?stnesis. За пристань с прилегающей территорией в 6 035 квадратных метров руководство порта планирует выручить как минимум 303 тысячи евро.
Земельный участок площадью 20,5 гектара потенциальному арендатору обойдется еще дороже — начальная цена объекта зафиксирована на уровне 444,7 тысячи евро. В обоих случаях победителя определит аукцион, но вряд ли торги привлекут большое количество инвесторов.
По сути, Рижский порт пошел по проторенной дорожке: «Латвийская железная дорога» уже давно распродает на аукционах свое имущество. С молотка уходят самые разные лоты — от дизельных локомотивов до тракторов и советских мотоциклов.
Если Литва откажется от перевалки продукции «Беларуськалия», то этот опыт ей тоже пригодится.
Железнодорожники обеих Прибалтийских республик действуют одинаково: отказываются от инвестиционных проектов, ищут новых грузоотправителей на Украине, стремятся конкурировать с автомобильным транспортом. Возможно, скоро будут проводить совместные аукционы. Это ли не проявление «балтийского единства»?
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+