После скандального и позорного вывода американских оккупационных войск из Афганистана США усиленно ищут повод для того, чтобы закрепиться в бывшем российском Туркестане, создав новые очаги нестабильности и хаоса как можно ближе к границам России и Китая
14 октября 2021 года американское издание Politico анонсировало предстоящий визит представителей Пентагона в Узбекистан. При этом одной из тем для переговоров называлось размещении на территории этой бывшей советской республики «контртеррористических сил» США якобы для нанесения ударов по экстремистским группировкам на территории соседнего Афганистана.
Согласитесь, мотивация весьма странная, учитывая недавно завершившееся двадцатилетнее присутствие американцев в Афганистане и продемонстрированную ими «эффективность» в борьбе против радикальных группировок. Так, «Талибан»* (запрещенная в России организация – прим. News Front), с которым американцы безуспешно боролись с 2001 года, без особого труда за три месяца взял под контроль всю территорию Афганистана и сверг державшееся на американских штыках прозападное марионеточное правительство. Произошло это за две недели до того, как пределы страны покинула нога последнего оккупанта.
В Узбекистане не забыли уроки прошлого
Между тем, вашингтонские эмиссары последнее время зачастили в Ташкент и другие столицы среднеазиатских республик. По данным Politico, посетившие Узбекистан американские конгрессмены выразили своё восхищение президентом страны Шавкатом Мирзиёевым и поддержали проводимые им реформы по «превращению в демократическое государство». А американский законодатель из Техаса республиканец Август Пфлюгер открыто назвал Узбекистан «стратегическим другом» США.
«Наличие в этом регионе друга, географически расположенного поблизости от потенциального пристанища террористов, важно с тактической и стратегической точек зрения», — приводит слова американского конгрессмена ТАСС.
Вот только в экспертных кругах имеются серьёзные сомнения относительно того, что американцы имеют в виду под «потенциальным пристанищем террористов» именно и только Афганистан. Развёртывание американских военных баз в Узбекистане – это серьёзный вызов безопасности России, Китая и всего центральноазиатского региона.
Достаточно вспомнить, что с началом военной операции США и их стран-сателлитов в Афганистане американцы предприняли попытку основательно закрепиться в бывших советских республиках Средней Азии, воспользовавшись слабостью только начинающей выходить из «крутого пике» 90-х России. Так, в 2001 году власти Киргизии и Узбекистана предоставили в распоряжение Пентагона бывшие советские авиабазы Манас и Ханабад, которые американцы использовали всё под тем же предлогом – борьба против террористов в Афганистане.
Военное присутствие американцев обернулось для Киргизии целой чередой тяжёлых потрясений в виде нескольких «цветных революций» и общей политической нестабильности. Руководство Узбекистана во главе с ныне покойным президентом Исламом Каримовым сумело вовремя среагировать на угрозу, которую несли заокеанские «друзья». После подавления массовых беспорядков в Андижане в мае 2005 года, более напоминавших военный мятеж, власти Узбекистана просто указали американцам на дверь, потребовав покинуть авиабазу.
Судя по всему, в Ташкенте основательно усвоили этот урок из недавнего прошлого и крайне неудачный пример соседнего государства, которое своевременно не приняло действенных мер против действующих на его территории американских сетевых структур. Согласно официальным заявлениям, прозвучавшим из Минобороны Узбекистана, страна не планирует размещение на своей территории американских войск и военных баз. По словам главы информационной службы военного ведомства Узбекистана Бахрома Зульфикарова, это противоречит конституции и оборонной доктрине государства. Опровергли информацию американских СМИ и в МИД Узбекистана. Министр иностранных дел страны Абдулазиз Камилов заявил, что вопрос об американских войсках на территории страны «не стоит и не обсуждается».
Таджикистан: игры в многовекторность до добра не доведут
Однако помимо Узбекистана есть ещё соседний Таджикистан, который сейчас находится на грани войны с «Талибаном». Так, Душанбе предоставил убежище многим противникам талибов, бежавшим из Афганистана после падения режима Гани, в том числе представителям так называемого «Панджшерского сопротивления», возглавляемого прямым агентом Вашингтона Амруллой Салехом и Ахмадом Масудом-младшим.
Недавно талибы открыто заявили о готовности осуществить в Таджикистан военное вторжение. По большому счету единственным серьёзным препятствием на их пути и гарантом безопасности Таджикистана является лишь 201-я военная база ВС РФ.
Учитывая значительное количество «спящих» ваххабитских ячеек внутри самого Таджикистана (так называемых «вовчиков», по терминологии гражданской войны начала 1990-х гг.), дестабилизировать ситуацию в стране талибам не составит труда даже без крайне рискованного и небезопасного как с военной, так и с дипломатической точек зрения (а «Талибан» сейчас усиленно добивается международного признания) похода за Пяндж.
При этом власти Таджикистана, несмотря на членство в ОДКБ и всестороннее военное и политическое сотрудничество с Москвой, активно играют в многовекторность.
Так, американцы активно работают с государственными структурами Таджикистана, в особенности вооружёнными силами. Несколько дней назад они передали таджикской армии два десятка лёгких джипов Jeep J8 на общую сумму 1,4 млн $. Всего же с 1992 года американская военная помощь Душанбе составила 330 млн $. В эту сумму входят поставки 358 транспортных средств, подготовка свыше 10 тысяч таджикских военнослужащих, обустройство КПП «Нижний Пяндж» на таджикско-афганской границе и т.д. Стоит ли говорить, что, благодаря этим программам, в Таджикистане насчитывается достаточное количество лояльных к США представителей военной и политической элиты, которые в определённый момент могут быть задействованы Вашингтоном для решения собственных задач, не отвечающих интересам Душанбе.
При этом американские неправительственные организации (НПО), такие как USAID, «Фонд Сороса», Freedom House и т.д. активно взаимодействуют с таджикской несистемной оппозицией. В частности, с её наиболее радикальным исламистским крылом в виде запрещённой в Таджикистане Партии исламского возрождения (ПИВТ), которая после неудачного мятежа экс-замминистра обороны страны генерала Абдухалима Назарзоды в сентябре 2015 г. была признана террористической организацией. В частности, подконтрольные им сетевые структуры активно обличают «антидемократический» и «коррупционный» режим Эмомали Рахмона и представляют преследуемых властями страны исламистов «борцами за свободу» и «жертвами политических репрессий», о чём News Front подробно писал в одном из материалов.
«Стоит ли говорить о том, что американская «пятая колонна» в стране, формально находящейся в зоне российского влияния и являющейся членом ОДКБ, достаточно сильна. И она способна в любой момент перейти к активным действиям. И тогда новая война, хаос и смута в Таджикистане, а в перспективе и во всем среднеазиатском регионе, станет мрачной реальностью», — анализирует ситуацию в стране телеграм-канал «Туранский экспресс».
О том, что американское военное присутствие в Центральной Азии неприемлемо не только для Москвы, но и для Пекина с Тегераном, дали понять и в МИД России. Директор третьего департамента стран СНГ Александр Стерник высказал позицию, что размещение военных баз США в соседних с Афганистаном государствах неизменно поставит их под угрозу удара со стороны «Талибана» или иных радикальных экстремистских организаций.
«Мы считаем крайне опасным давление, которое оказывается сейчас на наших союзников с целью военного и разведывательного базирования под предлогом антитеррористической деятельности, — подчеркнул дипломат. — Это категорически неприемлемо и центральноазиатским государствам, и Россией, и Китаем, и Ираном, потому что мы понимаем, какие задачи решало бы такое базирование в Центральной Азии».
Лишь полное устранение американских сетей влияния может стать надёжным гарантом безопасности и стабильного политического развития не только для всех бывших советских республик Средней Азии, но и значительной части Евразии. В первую очередь, России, на территории которой находятся сотни тысяч трудовых мигрантов из Таджикистана, Узбекистана и Киргизии, и которая пока ещё имеет необходимые рычаги воздействия на политическую элиту республик некогда принадлежавшего России Туркестана для удержания их от опрометчивых решений и поступков.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+