Решение Конституционного суда Польши о том, что польская Конституция обладает приоритетом над законодательством Европейского союза, вызвала политический шторм в ЕС
Как отмечают эксперты, «на карту поставлены сами основы Евросоюза», а «атака Польши на ЕС беспрецедентна в истории европейской интеграции» и «есть риск, что она найдет своих подражателей». От Европейской комиссии требуют отреагировать на демарши Варшавы «со всей строгостью». Но что может сделать Брюссель в этой ситуации?
Когда только ЕС создавался, в него не был заложен пункт об исключении той или иной страны-нарушителя из содружества. Статья 50 Договора о Европейском союзе, единственная на эту тему, гласит: «Любое государство-член в соответствии со своими конституционными правилами может принять решение о выходе из состава Союза. Государство-член, которое принимает решение о выходе, уведомляет о своем намерении Европейский совет». И далее вступают в силы определенные процедуры.
Однако польская правящая партия «Право и Справедливость» (PiS), с подачи которой конституционные судьи полным составом приняли свое решение, публично заявляет, что вовсе не хочет вывести Польшу из ЕС, а намерена лишь изменить его, вернуть к «истокам» – союзу независимых суверенных государств, которых объединяет экономика. Это создает сложности для Еврокомиссии, поскольку набор мер воздействия на Варшаву у нее ограничен.
Правда, один из ведущих европейских правоведов, профессор Лейденского университета Кристоф Хиллион дает интересную трактовку статьи 50. По его мнению, «если государство не желает соблюдать европейские договоры, особенно в контексте требований к членству в ЕС, то оно де-юре и де-факто покидает Евросоюз». Нарушение критериев ЕС, пишет Хиллион, подразумевая Варшаву, и является формой уведомления страны-члена о предстоящем выходе, которое Европейский совет обязан принять к сведению и запустить процесс.
Но это суждение неоднозначно, некоторые политические силы и государства в Европе вряд ли с ним согласятся. Поэтому Брюсселю остается только одно: начать финансово «душить» Варшаву в надежде на то, что польские избиратели на очередных или внеочередных выборах отдадут свои голоса «проевропейским силам» в Польше, которые представлены в первую очередь партией «Гражданская платформа» (РО) во главе с бывшим премьер-министром Дональдом Туском. Только РО нужно создать «соответствующие условия».
Как пишет польский портал Onet, рабочим вариантом является замораживание перечисления Варшаве средств из европейских фондов – Фонда реконструкции экономии, семилетнего бюджета ЕС, фонда сельскохозяйственных субсидий. В общей сложности это будет стоить Польше около 2,5% от национального ВВП.
Суммы солидные, однако не смертельные. Варшава накопила солидный финансовый жирок. «Право и Справедливость» может позволить себе несколько лет отсиживаться в осаде, дожидаясь выборов в Европарламент в 2024 году и формирования нового состава Еврокомиссии. Помимо того, польская оппозиция раздроблена и не способна выступить единым фронтом против правящей партии.
Все это ярко демонстрирует бессилие Брюсселя и европейских интеграторов. Ведь польское «восстание» срывает планы ЕС по обретению геополитической субъектности, о которых на днях говорил глава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель. Как справедливо замечает сенатор Алексей Пушков, «не вполне понятно, как при таких трещинах между союзниками по ЕС Брюссель намерен превратить Евросоюз в геополитического игрока с общей внешней политикой: с Британией явно не вышло, новый диссидент – Польша, у которой есть страховка в лице США».
«Ядерный вариант» предлагает французская газета Les Echos. Издание призывает задуматься о двух фундаментальных вопросах – степени интеграции ЕС и его «географическом охвате». Слишком быстрое расширение Евросоюза видится тем, что привело ЕС к нынешней «печальной ситуации». А все потому, что кое-кому сильно хотелось вывести страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) из-под «влияния России».
«Столкнувшись сегодня с новыми вызовами, которые нас ждут впереди – уходом США из Европы и даже конкуренцией американцев с ЕС, появлением на континенте Китая, миграционными потоками, глобальным потеплением и другими – Европа должна говорить единым сильным голосом и не подвергаться риску «удара в спину» от одного из ее членов», – подчеркивает газета. Поэтому ЕС обязан «переориентироваться на историческую свою часть, 12-15 государств, к которым смогут добавиться страны ЦВЕ, искренне заинтересованные в глубокой интеграции».
Очевидно, что Варшаву среди последних не видят. Будет ли в итоге применен «ядерный вариант» переучреждения Евросоюза, пока сказать трудно. Но точно одно: в 1918 году гибель Австро-Венгерской, Германской и Российской империи привела к восстановлению независимости Польши, а сейчас сама Польша становится «могильщиком» современного имперского проекта, Европейского союза.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+