Присудив премию мира главному редактору "Новой газеты", Нобелевский комитет сделал ставку на либеральную эволюцию, а не революцию молодой шпаны в России. Навальный – отыгранная карта, которую все бросили и забыли на карточном столе.
Факты и фейки
Страшная коррупция насквозь проела всю Европу и заразила своей ржавчиной "такой источник разума", каким, по мнению либеральной общественности России, был буквально до сегодняшнего дня Нобелевский комитет. Угас, в общем, сей светильник разума, покрытый ржавчиной коррупции. А всё по той причине, что лауреатом Нобелевской премии мира стал главный редактор "Новой газеты" из России Дмитрий Муратов. Не один – в паре с филиппино-американской журналисткой Марией Рессой. Но что нам та Ресса вместе с её Филиппинами? Где мы, а где та Манила, что нас не манила?
Дмитрий Муратов – это, конечно, с одной стороны, смешно. С другой – не очень.
В официальном сообщении Нобелевского комитета говорится:
В 1993 году он был одним из основателей независимого издания "Новая газета". Основанная на фактах журналистика и профессиональная добросовестность "Новой газеты" сделали её важным источником информации о порицаемых аспектах российского общества, редко упоминаемых другими СМИ. С момента основания газеты были убиты шесть её журналистов. Несмотря на убийства и угрозы, главный редактор "Новой" Дмитрий Муратов не отказался от редакционной политики газеты. Он последовательно отстаивал права журналистов.
Для тех, кто не в курсе истории вопроса, можем напомнить, что в 1992 году, когда Муратов трудился в "Комсомольской правде", коллектив проводил выборы нового руководителя. И Дмитрий Андреевич их проиграл нынешнему руководителю коллектива Владимиру Сунгоркину. Времена тогда были не нынешние вегетарианские, за высокие должности по всей стране бились с кровью, вырывая куски мяса оппонентов зубами без всякой анестезии.
И хотя выборная кампания в "КП" была весьма приличной по методам (сам Сунгоркин, кстати, проиграл следующие выборы другому сопернику и лишь позже вернулся к руководству и ЗАО ИД "Комсомольская правда", и непосредственно редакцией), Дмитрий Муратов после поражения на выборах вместе с группой товарищей ушёл из "КП" и основал "Новую газету" – один из очень немногих успешных проектов, реализовавшихся после разделения коллектива. Газету, которая, кстати, неоднократно судилась и выплачивала штрафы, в том числе за публикацию не фактов, а фейковых сведений.
Больно им, больно!
Награждение Муратова настолько больно ударило по либеральному крылу сторонников Навального, что они не смогли скрыть разочарования и начали кидать в новоявленного лауреата совсем не блины и словно с лопаты.
Это человек, который предлагал целовать руку Венедиктову и посылал всех, кому не понравились результаты ДЭГ?
– возмущён Илья Клишин (ДЭГ – дистанционное электронное голосование).
Путин всё-таки нашел, кого подкупить, его желание было – лишь бы не Навальному,
– выдаёт инсайд активистка Кабанова.
Отказаться и передать Навальному. Не спойлер, а очевидный поступок,
– советует Тимур Комлев.
Если вам казалось, что после вручения Нобелевской премии Обаме её невозможно превратить в ещё больший фарс, то Дмитрий Муратов готов распить с вами вискарик,
– пытается саркастически иронизировать Михаил Светов.
И это ведь ещё та часть оппозиции, которая позволяла себе иногда критиковать Навального. Что же касается адептов и руководителей секты "берлинского пациента", ещё вчера грезивших совсем о другом дуэте нобелевских лауреатов (с фамилиями Навальный и Тихановская), то их реакцию, где самое приличное слово "поблевать", в приличном СМИ приводить как-то затруднительно. Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что это сам Дмитрий Муратов неделей ранее писал Леониду Волкову:
А я как поборник свобод человека, безусловно, поддерживаю ваше неотъемлемое право поблевать.
Достойные друг друга перцы, одним словом.
Дровишек в костёр истерики подбавило и поздравление Муратова из Кремля.
Можем поздравить. Он последовательно работает по своим идеалам, он привержен своим идеалам, он талантлив, он смел. И конечно, это высокая оценка, мы его поздравляем,
– высказался по поводу присуждения Нобелевской премии мира пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. В ответ от людей со "светлыми прекрасными лицами строителей Прекрасной России Будущего" полетело: "Дно, позор, с ума сошли, спятили, дерьмо, подкупили, коррупция". В общем, при встрече с членами Нобелевского комитета российские либералы им палец в рот не положат и даже руки не протянут.
8 октября лагерь либеральной оппозиции разделился по принципу СДД ("сожрите друг друга"). Менее "отмороженные" и более взрослые деятели попытались умерить гневные выпады против Муратова и результатов присуждения премии: "это объяснимо, последнее независимое СМИ", "любая поддержка оппозиции хороша", "Муратов – титан" и так далее.
Как люди, возмущённые результатами выборов, выплеснули свой гнев на ААВ (главреда "Эха Москвы" Алексея Венедиктова. – Прим. авт.) как на амбассадора крайне сомнительного ДЭГ, так и те, кто разочарован тем, что премию мира не дали Навальному, поливают дерьмом Муратова сейчас,
– резюмировала журналистка "Эха" Татьяна Фельгенгауэр.
В "Твиттере" уже даже успели провести опрос, в котором 74% участвовавших согласились, что это "Путин коррумпировал Нобелевский комитет премии мира". И когда он всё успевает? Вчера же день рождения был, а позавчера цены на газ в Европе снижал.
Мы не его, а он не наш
Навальный и Тихановская были номинированы на эту премию. Грета Тунберг – тоже. Их кандидатуры обсуждались всерьёз в самых разных кабинетах. А вот Муратов затерялся среди почти 250 других номинантов. Тем более неожиданным был эффект. Но расчёт тех, кто его наградил, вряд ли будет реализован.
Нобелевская премия в областях гуманитарных (не берусь судить о точных или естественных науках, поскольку нет у меня специального образования, позволяющего понимать суть и масштаб открытий лауреатов) уже давно утратила свои статус и значимость. Это касается и Нобелевки по литературе в последние годы (одна посредственная публицистка Светлана Алексиевич, нёсшая откровенный русофобский бред, чего стоит), и Нобелевской премии мира: стоит вспомнить присуждение её авансом президенту США Бараку Обаме, по чьим приказам были убиты тысячи людей, в том числе сотни мирных гражданских, называемых обывателями.
Что касается Нобелевской премии мира, которой в нашей отечественной истории награждались три человека – Андрей Сахаров, Михаил Горбачёв и вот теперь Дмитрий Муратов, то можно сказать, что в предыдущих двух случаях премия находила тех, кто сделал максимум для уничтожения нашей страны. У Муратова явно не тот масштаб. Он на амплуа главного злодея, в отличие от предыдущих лауреатов из нашей страны, явно не тянет. Ещё и потому, что Дмитрий Муратов – часть нынешней политической системы России. Он в неё встроен как системный либерал – в отличие от внесистемного Навального. Он – часть российского политического истеблишмента. И не случайно, что его номинировал не кто-нибудь, а Михаил Горбачёв, кстати говоря, один из совладельцев "Новой газеты" (а нет ли тут конфликта интересов и некоей коррупционной составляющей, к которым так бережно относятся на словах на Западе? Или "эта нога – кого надо нога"?).
Нобелевский комитет как квинтэссенция европейских либералов в данном случае показывает, что он не заинтересован в радикальном, революционно-кровавом сломе российской политической системы. Он за "умеренность и аккуратность". И явно рассчитывает на то, что Муратов в новом статусе Нобелевского лауреата станет в нашей стране неким моральным авторитетом для всех. Человеком, к чьему слову и мнению прислушиваются и на площадях, и в высоких кабинетах.
Вот только это вряд ли. Хотя бы по той причине, что Нобелевка в российском общественном сознании девальвировалась настолько, что для некоторых стала уже символом никчёмности, предательства и просто ругательным эпитетом. И ещё потому, что эта премия – не России, не российским журналистам, а тем, кто стоит в нашей стране на страже западных ценностей. Сам Муратов, когда ему позвонили, отреагировал так:
Это не я. Это Щекочихин, Домников, Эстемирова, Политковская, Бабурова, Маркелов,
– назвав фамилии погибших журналистов "Новой". Но не назвал среди погибших российских журналистов погибших в Донбассе Анатолия Кляна, Игоря Корнелюка, Антона Волошина, Андрея Стенина. Просто по той причине, что они – не его. И не только по записи в трудовой: тот же упомянутый Станислав Маркелов был адвокатом, а убитая вместе с ним Настя Бабурова – внештатницей "Новой" и политической активисткой. Клян и Стенин – не его по своей позиции, по взглядам. А сам Дмитрий Муратов, активный противник политики России в отношении Крыма, деятельный сторонник прошлогодних протестов в Белоруссии и т.д., соответственно, не наш.
Что с того?
Закономерный вопрос: а что же теперь Навальный? Оставьте и забудьте. Нынешнее награждение показало, что он уже не просто отыгранная, но и забытая на игорном столе карта. Поскольку в ближайшие пять лет (как минимум) ещё одного Нобелевского лауреата премии за мир из России этот самый мир просто не захочет видеть. Квота выбрана. А значит, через пару-тройку лет в ответ на вопрос о Навальном западные политики будут морщить лоб и пытаться вспомнить, кто же это такой.
АЛЕКСАНДР ГРИШИН
Рейтинг публикации:
|