Высокие цены на газ разбивают всю их идеологическую критику проекта
Однако далеко не все критики готовы посмотреть вокруг и трезво содрогнуться — та же Польша готова стоять до конца, поскольку иного выхода у неё просто нет.
На европейском газовом рынке сейчас творится самый настоящий хаос — или, как верно выразился президент России Владимир Путин, «истерика и какая-то неразбериха». 6 октября в какой-то момент показалось, что цены на голубое топливо будут штурмовать отметку 2000 долларов за 1000 кубов, однако к концу дня они откатились до отметки «всего» 1300 с лишним долларов. Ряд экспертов уверяют, что в ближайшие дни штурм может повториться — и завершиться успехом. Некоторые даже говорят о том, что ближе к декабрю цена на газ будет восходить на новую высоту — 3000 долларов.
И всё это счастье Европа гребёт полной лопатой в том числе и потому, что превратила свою энергетическую отрасль в место для политических игрищ. Потому, что лидеры ЕС думали не о том, как повысить энергобезопасность Старого Света, а о том, как бороться с «российским влиянием», частью которого были поставки российского газа — дешёвого, надёжного (если не считать попытки Киева шантажировать Москву и ЕС за счёт своего транзитного статуса), а также в больших объёмах. Потому, что они саботировали «Южный поток» и сделали всё возможное для того, чтобы сорвать «Северный поток — 2», который дал бы ЕС 55 млрд кубов дешёвого и надёжного газа в год.
И сейчас, когда спрос на газ резко вырос, а предложение осталось прежним, страны ЕС вынуждены переплачивать за газ, а также за творящуюся панику на биржах. И поскольку холодильник всегда в конечном счёте одерживает победу над телевизором, а зима, как известно, близко, то европейцы всё чаще и чаще задумываются о том, что они, возможно, что-то сделали не так. Что, возможно, нужно прекратить затяжку сертификации СП-2, а также вывести его из-под действия Третьего энергопакета (который позволяет качать через эту трубу не 55 млрд, а лишь 27,5 млрд кубов российского газа).
Перспективы таких решений категорически не устраивают Варшаву — одного из самых громких в Европе критиков «Северного потока — 2». Поэтому тамошние политики отчаянно пытаются мобилизовать Запад на продолжение борьбы с российским трубопроводом, позиционируя его как часть комплексной российской угрозы и пытаясь подтянуть к этой борьбе структуры, целью которых является физическая защита Западного мира. «Сегодня необходимо подумать в ЕС и НАТО о том, как противостоять политическим, энергетическим и военным угрозам и вызовам, которые может принести «Северный поток — 2», — заявил президент Польши Анджей Дуда. — Речь идёт не только об отсечении Украины, Словакии или Польши от транзита российского газа. Речь идёт о большем — о предоставлении России возможности шантажировать в стратегическом плане всю западную общественность, что выходит за рамки сферы энергетики».
В России подобную позицию если уж не высмеивают, то как минимум считают неадекватной, оторванной от реальности. «Варшава никогда не отличалась рациональным мышлением», — поясняет российский сенатор Алексей Пушков.
Да, отчасти это так. Отрыв Польши от объективной реальности уже привёл к тому, что страна в газовой политике совершала ошибку за ошибкой.
Так, страна участвовала в вашингтонском блефе «мы снабдим всю Европу своим СПГ» и построила на своей территории терминал по приёму сжиженного природного газа на 5 млрд кубов (который хочет расширить до 7,5 млрд и построить в Гданьске терминал ещё на 5 млрд). Однако мечтам Варшавы о превращении в газовый хаб не суждено было сбыться: американский СПГ сейчас идёт в Восточную Азию — на премиальные рынки.
Кроме того, польские политики в рамках борьбы с российским влиянием приняли решение отказаться от новых долгосрочных контрактов с «Газпромом» и закупать голубое топливо на биржах. И планы Варшавы сэкономить тоже не реализовались — сейчас биржевые цены в несколько раз превышают те, по которым «Газпром» продаёт газ в рамках своих долгосрочных контрактов, а Польше нужно покупать много газа — из 21 млрд кубов, которые страна ежегодно потребляет, она добывает лишь 4 млрд. Львиная доля импорта же идёт из России.
Однако, с другой стороны, её противодействие «Северному потоку — 2» имеет не только идеологическую, но и рациональную составляющую. Во-первых, поляки отрабатывают повесточку. В то время как Европа демонстрирует всё меньше и меньше готовности заниматься сдерживанием России, польские пионеры показывают неувядающую готовность этим заниматься — в интересах заокеанского политбюро, которое готово за подобную линию платить.
Во-вторых, антироссийская линия Польши помогает ей укреплять позиции в Евросоюзе и получать «одобрямс» тех брюссельских чиновников, которые являются профессиональными русофобами. Напоминаем, что у Варшавы с Брюсселем большой конфликт из-за несогласия Польши имплементировать ультралиберальные ценности (прежде всего ЛГБТ), поэтому польские политики надеются, что их враждебность по отношению к Москве станет смягчающим фактором в случае серьёзного обсуждения в Еврокомиссии санкций по отношению к Польше. То есть они повторяют британский финт со Скрипалями, который произошёл ровно в тот момент, когда Британия стала общеевропейским изгоем.
Наконец, в-третьих, воюя против СП-2, Варшава бьётся не только против России, но и против Германии. Берлин для Варшавы не просто идеологический или исторический враг, это ещё и конкурент в деле влияния на Центральную и Восточную Европу. Полякам не нужно превращение Германии в энергетический хаб, не говоря уже об укреплении российско-германских отношений. Отношений, которые раньше в истории не раз приводили к разделу неадекватно ведущей себя Польши.
Наконец, в-четвёртых, поляки трафят НАТО. Альянс давно потерял своё значение с точки зрения обороны, существует во многом за счёт нагнетания российской угрозы. Ситуация на газовом рынке и растущая нужда Европы в России подрывают эту стратегию нагнетания (для поддержки которой альянс и высылает сейчас восемь дипломатов из российского постпредства). Варшава предлагает НАТО системно заняться «Северным потоком — 2» и тем самым не просто поддержать, а вдохнуть новую жизнь в антироссийскую линию.
Так что поляки в своём сопротивлении «Северному потоку — 2» пойдут до конца. Вплоть до своего однозначного поражения.
Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета, RT
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+