Немецкие политики видят в Эстонии, Литве и Латвии лишь политический инструмент, но никак не объект для инвестирования и равноправного сотрудничества
Благодаря Германии государства Балтии уже достаточно долго получают дотации на миллиарды евро. Однако у такого, казалось бы, выгодного сотрудничества, есть свои издержки, о которых в восточноевропейских республиках говорить не принято.
В Берлине прошла встреча президентов Германии и стран Прибалтики. Президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер принял своих коллег из Латвии, Литвы и Эстонии в рамках мероприятия, которое было приурочено к 100-летию установления дипломатических отношений между балтийскими государствами и Германией (тогда еще Веймарской).
В ходе этой встречи прозвучало много пафосных речей по поводу невероятной дружбы стран и якобы крепкой связи их народов (при которой, правда, было больше оккупации и подчинения территорий).
Штайнмайер много говорил о противостоянии с Россией и готовности Берлина всегда прийти на помощь Прибалтике, разумеется, напомнив о базах НАТО и немецких войсках на территории Эстонии, Литвы и Латвии.
«Не проходит и дня без того, чтобы российские военные самолеты не поднялись в небо над Балтийским морем. Все чаще при этом они нарушают воздушное пространство ваших государств», – заявил президент Германии.
Разумеется, как часто делают ровно то же самое войска США и европейских стран по линии НАТО, Штайнмайер почему-то не сказал. Впрочем, не признавать же ему, что Берлин исполняет указания политиков из Соединенных Штатов, цель которых обложить ракетами, ПВО и танками как можно большую протяженность границ Российской Федерации.
Но что на самом деле Германия дала Прибалтике, пусть и не за 100 лет (это дата, надо признать, исключительно символическая), а скажем, за 30 лет, когда Эстония, Литва и Латвия стали независимыми государствами?
Деньги есть, суверенитета не надо
Надо признать, что именно благодаря ФРГ балтийские страны долгие годы получают дотации от Евросоюза. Германия обладает сильнейшей экономикой в Евросоюзе, она выделяет больше всех денег в общую «копилку» этого объединения.
Однако для Прибалтики, несмотря на то, что она получает серьезные для нее суммы, это нельзя назвать однозначно положительным процессом. Во-первых, для стран региона уже характерной чертой стал рост задолженности.
Еще в начале 2021 года Банк Латвии, как писали в Delfi, пришел к печальному выводу – четверть государственных расходов сейчас являются заемными деньгами. Во-вторых, дотации стали настолько постоянным явлением для региона, что без них уже невозможно нормальное функционирование целых отраслей, включая «социалку».
Напомним, Эстония, Литва и Латвия всегда стоят в топ-10 стран, наиболее зависимых от финансовой помощи Евросоюза. К примеру, в доходной части бюджета Латвии на 2020 год прописаны европейские дотации в размере около $1 млрд, а в объеме софинансируемых из фондов ЕС и других инструментов иностранной финансовой помощи – предусмотрено $87 млн.
При этом, еще в декабре 2020-го в bb.lv, ссылаясь на заявления Министерства финансов страны, сообщили, что Латвия рассчитывает до 2027 года получить от Евросоюза более $10 млрд: $4,9 млрд из Фонда сплочения, $4 млрд для поддержки сельскохозяйственного сектора, около $2,3 млрд в рамках механизма восстановления и устойчивости ЕС.
Похожая ситуация наблюдается и в соседних балтийских странах. В Литве рассчитывают в ходе семилетнего бюджета ЕС получить $16,9 млрд дотаций. В октябре 2020 года Финансовая комиссия парламента Эстонии публично заявила, что доля иностранных пособий в государственном бюджете с 2021 года вырастет до 11,4%.
Очевидно, что при всех плюсах такой дружбы с Германией, Прибалтика де-факто лишает себя суверенитета. Если вдруг из-за кризиса или другой причины в течение года дотации в этот регион остановятся, экономика Эстонии, Литвы и Латвии обрушится, залатывать «дыры» в бюджете попросту будет не из чего.
Как отметил в беседе с Baltnews эстонский экономист Леонид Цингиссер, плюсы в дружбе с Германией, безусловно, есть, однако они идут в комплекте с новыми проблемами.
«Более тесные отношения Германии и Эстонии, по сути, обеспечили реализацию денежной реформы в балтийской стране, когда она перешла от российского рубля к кроне, которая де-факто была подкреплена немецкой маркой. Восточноевропейское государство выскочило из галопирующей инфляции, в которую в начале 1990-х погрузилась Российская Федерация, после чего ей пришлось долго из нее выходить», – говорит эксперт.
«Но в итоге для балтийского государство это и обернулось минусом. Да, РФ пришлось сильно напрячься, чтобы выйти из кризиса, но зато она не должна МВФ, как Эстония, Литва и Латвия. Россия, пусть и с многочисленными оговорками, перезапустила свою промышленность и развивает производство в разных отраслях, а Прибалтика все это растеряла и при этом постоянно набирает долги», – отметил Леонид Цингиссер.
Он подчеркнул, что эти восточноевропейские государства сделали свою экономику «сервисно-ориентированной». Заводов и рыболовецкого флота в Эстонии практически нет.
Да, есть IT-сектор. Но такая сфера деятельности в Эстонии затухает. Причина – чиновники из Балтии стремятся выполнить на 100% все директивы ЕС, которые носят рекомендательный характер. В итоге это бьет по конкурентоспособности эстонских предприятий, включая фирмы из IT-сектора.
«Прибалтика превратилась в регион, который живет, как иждивенец – постоянно требует денег, но сам почти ничего не делает. Ситуация, при которой около 10% бюджета в Эстонии, Литве и Латвии покрываются дотациями ЕС – это не нормально. Лучше всего издержки такой «дружбы» с Германией видны на примере туристической отрасли в Прибалтике. Когда начался коронакризис, местные чиновники и политики даже не попыталась перестроить экономику со сферы услуг на что-то иное. При этом бизнес в туристической отрасли без дотаций выживает с большим трудом», – объяснил эстонский экономист.
Все это можно было бы исправить, если бы в странах работали промышленные предприятия, в бюджет поступали серьезные доходы от транзита грузов, развивающегося рыболовства, малого и среднего бизнеса, которому всегда хватает рабочих рук на рынке труда. Но вот незадача, именно этого всего Балтия лишилась как раз после вступления в ЕС.
Дружба с Берлином оказалась важнее всего
За несколько десятилетий «успешного» нахождения в составе ЕС, где «первую скрипку» во внутренней политике союза, безусловно, играет именно Германия, балтийские страны лишились огромной части своего населения, множества промышленных предприятий и даже возможности обеспечивать себя энергией.
Перестали работать, либо критически снизили объемы производства десятки заводов и крупных компаний:
— Вильнюсский завод электроизмерительной техники (обанкротился и больше не существует)
— завод по производству кинескопов Ekranas (обанкротился в 2008 году);
— текстильная фабрика «Алитус» (обанкротилась);
— Каунасский радиозавод (теперь переименован в объединение «Банга», уменьшен объем создаваемой продукции);
— электротехнический завод «Эльфа» (выкуплен немецкой фирмой Hanning Elektro-Werke и под его чутким руководством штат сотрудников сократился в разы);
— Рижский завод сельскохозяйственного машиностроения (сильно сократил объемы производства, переименован в LMR Azene);
— компания «Радиотехника» (Рижский радиозавод разделили на две фирмы. Одна обанкротилась, вторая – переименовалась в VEF Radiotehnika RRR, став по капитализации и числу сотрудников лишь тенью былой компании);
— Рижская автобусная фабрика (пыталась объединиться с российским «ГАЗ», но латвийские власти не позволили, теперь предприятие банкрот);
— Таллиннский завод «Двигатель» (был активным участником всей космической и термоядерной программы СССР, обладал уникальным оборудованием, которое было списано и отправлено в Швецию как металлолом. Кстати, сами шведы его сразу же установили и начали использовать).
Продолжать список особого смысла нет, поскольку история у всех примерно одна и та же – предприятие закрывалось, поскольку в условиях Евросоюза просто не выдерживало конкуренции и не находило покупателей (европейские игроки свое место на рынке уступать не хотели). Это не считая того, что в банковской сфере Эстонии, Литвы и Латвии де-факто процессами теперь руководит капитал из скандинавских стран.
Такая вот независимость и равноправие в Евросоюзе – деньги получили, но стали абсолютно беспомощными и жить за счет подачек.
При этом торговля Германии с Прибалтикой весьма своеобразная. Для примера возьмем примерные показатели 2019 года (данные Организации экономического сотрудничества и развития), когда коронавирус еще не внес хаос в мировую экономику.
Объем экспорта из Германии в балтийскую страну выглядит так:
Литва – $3,3-3,4 млрд $2 млрд
Эстония – $1,6 млрд $840 млн
Латвия –$1,5 млрд $913 млн
А объем экспорта из балтийских стран в Германию выглядит значительно скромнее:
Литва – $2 млрд
Эстония – $840 млн
Латвия – $913 млн
При этом Германия в большей мере отправляет в Балтию товары с добавленной стоимостью, а вот в обратном направлении идет сырье или продукты питания. К примеру, в 2019 году больше всего в процентном соотношении ФРГ отправила в Латвию машин (9,57% от всего экспорта), а Латвия – фанеру и сыр (по 4% каждое наименование).
С другими балтийскими республиками та же история, разве что с отличием для Таллина. Больше всего среди товаров, отправленных в ФРГ из Эстонии, было радиовещательного оборудования – 14%. Впрочем, после этого пункта все пошло по шаблону. Экспорт из Германии в Эстонию автомобилей (9,83% от общего объема), а в обратном направлении – материалы для стройки (7,72%), фанера (4%).
Балтийские страны, следуя внешнеполитическим установкам Германии, активно трансформируют свою энергетику в сторону декарбонизации. На практике выглядит все хорошо, ведь доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в Эстонии, Литве и Латвии в общем балансе региона уже составляет около 20%, а в отдельных республиках даже выше. Правда, за электричество население платит все больше и больше.
Параллельно с этими процессами Эстония сознательно уничтожает отрасль производства и использования горючих сланцев, а Литва де-факто остановила работу Игналинской АЭС ради вступления в Евросоюз. Прибалтика стала энергодефицитной и вынуждена закупать электричество за рубежом.
«Эстония, Литва и Латвия рассматриваются руководством Германии в качестве депрессивной части ЕС. На встрече президентов балтийских стран Штайнмайер не просто так вновь поднял тему якобы противостояния агрессивной России. Это говорит о том, что Прибалтика интересует Берлин лишь в политическом плане. Геополитическое положение региона таково, что его удобно использовать как буфер или площадку для провокаций против РФ», – рассказал руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов.
«При этом никакой заинтересованности руководства или крупного бизнеса ФРГ в плане инвестирования серьезных проектов в Прибалтике мы не видим. А зачем, если в Германии используют такие страны для завоза к себе дешевой рабочей силы. Кстати, жители Балтии и сами не против покинуть Эстонию, Литву и Латвию», – подвел итог политолог.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+