В августе 2021 года президент Республики Молдова Майя Санду в ходе встречи с президентом Польши Анджеем Дудой заявила о желании страны присоединиться к платформе регионального сотрудничества «Инициатива трех морей»
Польский лидер заверил свою коллегу, что Кишинев может рассчитывать на поддержку Варшавы в этом вопросе. Насколько реальны перспективы участия Молдовы в геополитическом проекте Польши?
В последние годы Польша, как представляется, начала понимать, что ее надежды на превращение в одного из полноправных лидеров ЕС, способного влиять на выработку общеевропейской повестки, не сбылись. Осознание этого факта заставило польское руководство задуматься о подготовке и запуске собственных геополитических инициатив, ориентированных на укрепление регионального влияния страны в Восточной Европе.
По большому счету изобретать ничего не пришлось, потребовалось лишь актуализировать проект «Междуморье», разработанный в начале 20 века Юзефом Пилсудским.
Эта концепция стала одной из важнейших составных частей польской внешнеполитической стратегии, начиная с первой половины 1990-х годов.
В 2016 году благодаря активизации геополитических усилий Варшавы была создана «Инициатива трех морей», объединившая 12 стран, расположенных на берегах и в относительной близости от побережья Балтийского, Черного и Адриатического морей. В число участников проекта на сегодняшний день входят Австрия, Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия и Эстония.
Участники многосторонней площадки совместно обсуждают вопросы, связанные с развитием транспортно-логистической инфраструктуры, диверсификацией источников энергоснабжения и цифровизацией национальных экономик. Несмотря на тот факт, что данная платформа позиционируется как институт многостороннего сотрудничества, Польша все же играет центральную роль в ее функционировании.
В настоящее время Варшава пытается любым путем расширить свой геополитический проект за счет привлечения в него новых участников.
С учетом того, что этим летом политическая система Молдовы претерпела серьезные изменения после парламентских выборов и страна еще активнее, чем ранее, двинулась на Запад, Польша сразу же попыталась воспользоваться сложившейся ситуацией.
Конечно, главным куратором Молдовы от ЕС является не Польша, а Румыния. Однако именно польское руководство пригласило молдавских коллег присоединиться к «Инициативе трех морей». При этом очевидно, что именно Бухарест мог бы взять на себя роль координатора в процессе подключения Кишинева к данному геополитическому проекту, на что Варшава, по всей видимости, согласна.
Каковы же перспективы полноценного подключения Молдовы к «Инициативе трех морей»? Они неоднозначны.
На сегодняшний день даже Украина не стала полноправным участником данного проекта, хотя об интересе к этому формату взаимодействия с партнерами неоднократно говорил президент страны Владимир Зеленский. В частности, он несколько раз обсуждал с президентом Польши Анджеем Дудой возможности подключения Киева к «Инициативе трех морей».
Украина действительно могла бы стать значимым элементом обновленного «Триморья» как с политической, так и с экономической точки зрения. Однако в силу ряда обстоятельств Киев пока не является полноправным участником инициативы, хотя в ближайшие годы будет постоянно находиться в центре информационной повестки данной структуры и сближаться с ней.
Откровенно говоря, Молдова даже по сравнению с Украиной сегодня мало что может предложить партнерам из Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.
Транспортная инфраструктура страны нуждается в качественной модернизации, несмотря на то, что в последние годы наметились определенные подвижки по части ремонта автомобильных дорог, осуществляемого в основном на деньги западных инвесторов.
Водный транспорт Молдовы находится в плачевном состоянии. Единственным светлым пятном является Международный порт Джурджулешты, расположенный на стыке границ Молдовы, Румынии и Украины в месте впадения Прута в Дунай. Здесь находятся нефтеналивнои?, зерновои? и пассажирскии? терминалы, а также железнодорожныи? узел, соединяющий Молдову с соседями.
Именно этот объект мог бы привлечь внимание иностранных инвесторов, в том числе из стран Восточной Европы, которые могли бы попытаться реализовать собственные инфраструктурные проекты.
Что касается железных дорог Молдовы, то они уже давно не используются в полную силу. Предприятие «Железная дорога Молдавии», чтобы не разориться, выставило на продажу 98 локомотивов из 220 имеющихся у него в наличии. Практически весь подвижной состав серьезно устарел, а денег на его модернизацию нет.
В целом же страна, в которой на протяжении ряда лет прямо или косвенно осуществляется экономическая блокада части территории и имеются такие проблемы в области развития транспорта, вряд ли может стать частью транспортного коридора «Север — Юг», формирующегося на пространстве «Триморья».
В области энергетики Молдова в последнее время демонстрирует готовность участвовать в реализации ряда проектов, продвигаемых западными партнерами. Например, румынское руководство лоббирует вопрос о строительстве линий электропередачи «Исакча — Вулканешты — Кишинев». Кроме того, Румыния планирует в 2021 году завершить работы по выводу на полную мощность, до 6 миллионов кубометров в сутки, газопровода Яссы — Унгены — Кишинев. Новые молдавские власти, со своей стороны, готовы содействовать реализации этих проектов.
Большую работу, направленную на переориентацию Молдовы в энергетической сфере на сотрудничество со странами Запада, проводил бывший американский посол Дерек Дж. Хоган.
Это не случайно, поскольку полноценное взаимодействие Кишинева в области энергетики с партнерами, входящими в «Инициативу трех морей», возможно лишь под эгидой Вашингтона, продвигающего свой проект по поставке сжиженного природного газа в страны Восточной Европы. При этом очевидно, что такое сотрудничество будет осуществляться на антироссийской основе под лозунгами снижения энергозависимости от РФ.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Молдова продолжает двигаться на Запад, поэтому постановка вопроса об участии в таких форматах, как «Инициатива трех морей», является вполне логичной. Очевидно, что молдавским властям в настоящее время необходимо переходить от слов к делу; это касается не только внутренней, но и внешней политики, следовательно, требуется реализовать конкретные проекты, чтобы доказать населению свою эффективность.
Однако вряд ли можно ожидать, что присоединение Молдовы к «Триморью» позволит существенным образом улучшить позиции страны на мировой арене, а также будет способствовать ее социально-экономическому развитию. При этом в экономическом плане Республика Молдова не представляет значительного интереса для большинства государств, входящих на данный момент в «Инициативу трех морей».
В то же время с высокой долей вероятности можно утверждать, что интенсификация взаимодействия Молдовы с государствами ЕАЭС было бы взаимовыгодным в силу большей комплементарности их экономик.
Тем не менее сближение Республики Молдова и государств «Триморья» для противодействия так называемой «российской угрозе» в обозримом будущем вполне возможно благодаря антироссийской направленности их внешнеполитической стратегии. Так что Молдова в силу ряда идеологических, а не практических моментов может выбрать столь привычную для государств Восточной Европы в последние годы траекторию геополитического движения.
Ведь политика для этих стран, судя по всему, важнее экономики.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+