Состоявшаяся в среду, 8 сентября, и длившаяся около двух часов в формате видеоконференции встреча советников «Нормандской четверки» не принесла конкретных результатов
Представители России, Германии, Франции и Украины согласились, что в проведении очередной встречи в «нормандском формате» нет никакого смысла. Собственно, как передает ТАСС, ссылаясь на источник близкий к переговорам, конференция состоялась по просьбе Германии, которая и вынесла на обсуждение вопрос о подготовке саммита.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров ранее в высшей степени определенно сформулировал позицию Москвы, которая не считает целесообразной «встречу ради встречи»: «Нам нужна встреча, которая как минимум подтвердит выполнение последнего на данный момент саммита в нормандском формате, который состоялся в Париже почти два года назад, в декабре 2019 года. Все, что там записано, Украина отказывается выполнять».
Вышеупомянутый источник полагает, что Берлин и Париж решили изменить подход к Минским соглашениям, смягчив в итоговой декларации будущего саммита «жесткие формулировки», из-за которых Киев гарантированно откажется подписывать документ. Однако в результате мирный процесс, который вменяет Украине выполнение обязательств, взятых еще при Петре Порошенко, окажется полностью выхолощен, а минские договоренности — размыты до полной неопределенности.
То есть теперь уже Франция и Германия не пытаются принудить Украину к выполнению «Комплекса мер…», а считают необходимым воздействовать на Россию с целью уговорить ее пойти навстречу пожеланиям Украины и согласиться на переформатирование «Минска-2». Похоже, что «нормандский формат» становится таким же бессмысленным занятием, как и мирные переговоры, на которых украинская делегация прибегает к одному только способу обсуждения: на все российские инициативы следует железобетонное «нет».
Теперь уже и Берлин решил стать могильщиком диалога, который без всякой надежды на успешный итог ведется много лет.
Во время визита в Киев канцлер Германии Ангела Меркель назвала Россию «стороной конфликта». Это в корне противоречит точке зрения российской стороны — в таком статусе Москва откажется участвовать в обсуждении ситуации в Донбассе на площадке «нормандского формата». Есть надежда, что после ухода Меркель с поста меняющий ее социал-демократ Олаф Шольц вернется к базовым основам переговоров — и тогда их можно будет возобновить.
Но пока ситуация зашла в полный тупик.
Киев открыто саботирует Минские соглашения, публично заявляя об их неприемлемости. Они являются, по словам представителя Украины в Трехсторонней контактной группе, «политической петлей на шее», а Владимир Зеленский неоднократно утверждал, что нет никакой необходимости в их выполнении. Из недавней поездки в США украинский президент вернулся окрыленным. По его версии, Джо Байден дал ему полный карт-бланш на выход из переговоров по минской схеме.
Итоги визита подвел советник Офиса президента Алексей Арестович, заявив, что Украина снялась с минского крючка, а министр по вопросам реинтеграции Алексей Резников назвал минский формат «мертвой историей».
Однако не все в Вашингтоне прошло успешно для украинской стороны. В течение многих лет руководство Украины вынашивало мысль, чтобы к списку гарантов присоединились США. Зеленский поднял этот вопрос на встрече с Байденом, однако положительного ответа не получил. По словам украинского лидера, в Белом доме будут думать на эту тему.
Впрочем, даже если и будет принято положительное решение, это вовсе не означает, что Россия встретит нового участника переговоров с распростертыми объятиями. Еще в июне заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков высказался по этому поводу более чем определенно: «При нынешнем подходе американцам там, разумеется, делать нечего».
Но Киев не только отказывается от выполнения «Комплекса мер…», он еще и предпринимает шаги, которые в корне противоречат духу и букве «Минска-2». 9 августа в Верховной Раде был зарегистрирован проект закона «О государственной политике переходного периода». Это документ о репрессиях, которым будет подвергнуто население Донбасса после того, как Украина восстановит контроль за регионом. Предполагается массовая люстрация и поражение жителей в гражданских и политических правах: они не смогут быть избранными на местных выборах, работать в государственных и муниципальных органах власти, свободно передвигаться. Россия в проекте получила статус «страны-агрессора» и «оккупанта».
И все-таки Украина отказывается официально признавать, что она фактически вышла из Минских соглашений, поскольку в этом случае она будет нести ответственность за срыв мирных переговоров. Если удастся доказать, что украинская сторона является недобросовестным переговорщиком, то в этом случае против страны могут быть введены санкции за отказ выполнять принятые на себя обязательства.
Напомним, что Минские соглашения были в 2015 году одобрены Советом Безопасности ООН, следовательно, они являются международным документом обязывающего характера.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+