В полночь на 31 августа 2021 г. последние американские военнослужащие в спешке покинули аэропорт Кабула
Фактически они бросили страну на произвол судьбы. Так бесславно закончилась почти 20-летняя оккупация Афганистана войсками США и их союзниками. Ранее страну бросил американский ставленник Ашраф Гани, чье правительство не смогло сохранить свою власть или, что более вероятно, «сдало» страну движению «Талибан»*. Как отметил официальный представитель талибов Забиулла Муджахид: «Теперь наша страна стала полностью свободной и независимой».
Сейчас движение «Талибан» формирует Совет двенадцати, который будет управлять Афганистаном, во главе с муллой Хайбатуллой Ахундзада (нынешний лидер движения) в качестве Верховного лидера или его заместителя, как руководителя Совета. В некоторой степени это копирования опыта Исламской Республики Иран (ИРИ), в которой все реальные рычаги власти находятся у администрации аятоллы Али Хаменеи.
Его заместителем и возможным руководителем Совета станет мулла Абдул Гани Барадар (мулла Барадар Ахунд), полевой командир и лидер политического крыла движения «Талибан». Один из со-основателей «Талибана» в 1994 г., заместитель муллы Мухаммеда Омара и руководитель совета Кветта Шура, которая была создана в 2001 г. после свержения режима талибов в Афганистане в качестве главного военно-политического органа движения «Талибан». Располагается в столице пакистанской провинции Белуджистан — г. Кветта. В состав совета Кветта Шура входит около десятка политических и религиозных деятелей, влиятельные полевые командиры, в подавляющем большинстве — пуштуны.
По американским данным, ключевыми членами Совета станут руководители политического офиса талибов мулла Абдул Гани Барадар, военной комиссии и сын основателя «Талибана» мулла Мохаммад Якуб, а также влиятельный командир группировки Хаккани Халиль Аль-Рахман Хаккани. Талибы намерены включить в состав совета афганских политиков. Такая форма коллективного управления использовалась талибами в 1996 — 2001 г., когда их лидер мулла Мухаммед Омар оставался в тени, а повседневными делами страны занимался совет талибов. Это позволяло мулле Мухаммеду Омару сохранять высокий авторитет в афганском обществе, а возможные негативные действия возлагать на членов руководимого им совета.
Движение «Талибан» не планирует создавать пост президента, но может предложить министерские посты членам бывшей афганской администрации. Очевидно, что сохраняя в своих руках решение ключевых вопросов внешней и внутренней политики, руководство талибов пытается избежать международной изоляции. Поэтому заявляет о формировании достаточно инклюзивного правительства, что пока не подтверждается на практике.
24 августа стало известно о некоторых назначениях в правительство талибов. Так, Абдула Каюм Закир стал исполняющим обязанности министра обороны. Он был в числе талибов, вошедших в президентский дворец 15 августа. Считается близким соратником муллы Мухаммеда Омара и имеет значительное влияние в военных кругах движения «Талибан».
Исполняющими обязанностей министра внутренних дел и финансов стали Садр Ибрагим и Гуль Ага. Руководителем разведки был назначен Наджибулла. Кроме того, мулла Сахаулла стал и.о. министра образования, а Абдул Баки – и.о. министра высшего образования. Мэром столицы стал Хамдулла Номани, в то время как губернатором провинции Кабул был назначен мулла Ширин.
Конечно, талибы не будут строить в Афганистане демократическое государство. По этому вопросу представитель движения «Талибан» Вахидулла Хашими заявил: «Демократической системы не будет вообще, потому что для нее нет никаких оснований в нашей стране… Мы не будем обсуждать, какой тип политической системы мы должны применять в Афганистане, потому что она ясна. Это законы шариата».
Потенциально в состав Совета может быть включен лидер «Исламской партии Афганистана» Гульбеддин Хекматияр. Но не он будет определять принимаемые решения, а мулла Хайбатулла Ахундзада, мулла Абдул Гани Барадар, мулла Мохаммад Якуб и Халиль Аль-Рахман Хаккани. Особую опасность представляет именно последний, который руководит крайне радикальной сетью «Хаккани» в движении «Талибан».
По американским данным, талибы хотели бы его включить в состав Совета лидера антиталибского сопротивления в провинции Панджшер Ахмада Масуда-младшего. Цель этого очевидна – ликвидация очага антиталибского сопротивления и внесение серьезного раскола в его взаимоотношения с вице-президент Исламской Республики Афганистан Амруллой Салехом. Ахмад Масуд-младший все еще надеется на мирные переговоры с движением «Талибаном». Однако готов к борьбе в случае их провала, поэтому попросил международной помощи. И, по западным данным, такая помощь уже была оказана из Таджикистана. В частности, вертолеты сил антиталибского сопротивления доставили в Панджшер столь необходимые оружие, боеприпасы и военное имущество. Талибы опасаются, что если антиталибские силы укрепятся и сформируют «Северный альянс-2». Однако в этом случае в ИРА начнется гражданская война с массовым потоком афганских беженцев в страны Центральной Азии (ЦА). Пока такое развитие событий представляется маловероятным. Но чтобы его избежать талибы готовы пойти и на убийство Ахмада Масуда-младшего. Поэтому, скорее всего, он не войдет в состав указанного Совета.
Движение «Талибан» негативно относится к бывшему президенту ИРА Хамиду Карзаю, но он располагает в стране значительной поддержкой. Талибы потребовали исключения Х. Карзая из числа афганской делегации, которая участвовала в переговорах в Дохе (Катар). Как только талибы взяли под контроль Кабул, они захватили дом Х. Карзая, который вынужден был скрываться в доме Абдуллы Абдуллы, руководителя Высшего совета по национальному примирению в Афганистане (именно он возглавлял афганскую делегацию в Дохе). Тем не менее, Х. Карзай не стал вывозить из Афганистана даже свою семью.
Следует учитывать, что 15 августа 2021 г. в Кабуле был создан Координационный совет, в который вошли А. Абдулла, Х. Карзай и Г. Хекматияр. Заявленная цель работы совета — предотвращение хаоса и беспорядков. Совет будет координировать свои действия с «Талибаном». Потенциально не только Г. Хекматияр, но и А. Абдулла и Х. Карзай могут войти в состав Совет двенадцати. На них талибы могут оказывать силовое давление, но эти политические фигуры не представляют опасности для движения «Талибан». А их привлечение на свою сторону позволяет талибам утвердить свою власть в стране.
Перед приходом к власти талибы обещали обеспечить безопасность иностранным дипломатическим представительствам, не обострять межэтнические и межрелигиозные противоречия, разрешать женщинам получать образование. Однако не надо ожидать возврата к временам проамериканского режима А. Гани.
С другой стороны, относительно умеренное руководство движения «Талибан» не имеет полного контроля над полевыми командирами в афганских провинциях. Их «сдача» еще не привела к интеграции талибов с местной элитой (а возможно, что этого инее произойдет там, где проживают таджики, узбеки, хазарейцы). Яркий пример этого – закрытие генеральных консульств России, Турции и Ирана в Мазари-Шарифе. Но аналогичное иранское консульство продолжает работать в Герате, где у Тегерана сильные позиции. Более того, в Совете двенадцати присутствуют как относительно умеренные, так и радикальные представители движения «Талибан». И нет уверенности в том, что состав этого совета не будет постепенно радикализироваться.
Пока неясно, насколько верна информация об убийствах талибами хазарейцев и похищениях индийцев и афганских чиновников. Часть СМИ ИРА вещают из-за границы (например, из Узбекистана), другие – лояльны талибам. Поэтому трудно рассчитывать на объективность получаемой информации. Тем более, что Индия и некоторые другие страны крайне заинтересована в ее искажении.
Можно вспомнить, насколько разношерстные политические силы пришли к власти в ходе Исламской революции в Иране. Некоторые потом прекратили свое существование или были изолированы от общества. Поэтому нужно время, чтобы понять, насколько нынешнее движение «Талибан» будет приемлемо для международного сообщества.
Российское руководство крайне озабочено складывающейся в Афганистане ситуации. В частности, министр обороны России Сергей Шойгу полагает: «Обстановка в этой стране критическая. Люди пытаются сбежать оттуда даже ценой собственной жизни». Именно поэтому 24 – 26 августа по поручению президента РФ Владимира Путина из страны были эвакуированы граждане России, Белоруссии, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана.
Учитывая складывающуюся ситуацию, 23 августа 2021 г. в режиме видеоконференции прошло внеочередное заседание Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) на уровне глав государств. Его участники обсудили ситуацию в Афганистане. На этом заседании в качестве приглашенного гостя принял участие президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев.
По информации российской стороны, «в ходе внеочередной сессии обсуждались вопросы обеспечения безопасности государств – членов Организации в контексте событий в Афганистане, а также эффективного совместного реагирования на возможные трансграничные вызовы и угрозы».
Президент Владимир Путин и другие лидеры выразили обеспокоенность потенциальными угрозами, исходящими из Афганистана. Они отметили, что «важно не допустить инфильтрацию радикального исламизма на территорию государств — членов ОДКБ, пресекать вербовку граждан наших стран в ряды экстремистов, в том числе с использованием соцсетей и интернета».
Главы государств также обратили внимание на проблему афганского наркотрафика и выразили обеспокоенность в связи с тем, что «Исламское государство»* сохраняет в Афганистане «довольно сильные позиции».
Исходя из этого можно предположить, что пока ОДКБ будет воздерживаться от оказания военной помощи антиталибским силам в провинции Панджшер. Основне внимание будет уделено усилению охраны афгано-таджикской границы и отработке ее силового прикрытия за счет российских военных баз в Таджикистане и Киргизии, а также проведению вблизи афганской границы совместных военных учений, в том числе с вооруженными силами Узбекистана.
Ни РФ, ни КНР, ни Запад не собираются признавать движение «Талибан», они лишь заинтересованы в продолжении диалога с ним. Пока никто не собирается исключать это движение из списков террористических организаций. Это невозможно, так как часть указанного движения остается радикальной (яркий пример этого – «сеть Хаккани»*).
Как уже указывалось, существует опасность радикализации руководства движения «Талибан», а также расширения взаимодействия талибов с такими террористическими организациями, как, например, «Исламское государство» (ИГ). По имеющейся информации, в вооруженных формированиях талибов в качестве военных инструкторов присутствуют представители ИГ. На фоне заявления движение «Талибан» о том, что продление иностранного военного присутствия в Афганистане после 31 августа будет рассматриваться как «продолжение оккупации», американцы выразили серьезное беспокойство со стороны ИГ. Скорее всего, при одобрении талибов вооруженные формирования последнего осуществили теракты в аэропорту Кабула, что способствовало выводы из страны иностранных войск.
В России, как и во многих других странах, заинтересованы в этом, чтобы сохранить умеренных талибов у власти в ИРА. Поэтому целесообразно исключить политическое руководство движения «Талибан» из так называемых террористических списков, в первую очередь по линии Совета Безопасности (СБ) ООН. В этом случае и Россия, не нарушая своих международных обязательств, могла бы поступить аналогично. Это крайне необходимо как для возобновления Московского формата консультаций по Афганистану, так и существенного снижения серьезных вызовов для России и стран ЦА, исходящих из Афганистана, не допущения распада этого государства.
Следовательно, речь должна вестись не о международном признании движения «Талибан», а лишь об исключении из террористических списков отдельных представителей его политического руководства. По каждому из них нужно вести свое досье, чтобы можно было оперативно вносить коррективы в террористические базы соответствующих структур СБ ООН, ОДКБ, ШОС, СНГ и других профильных международных организаций.
Не нужно движение «Талибан» недооценивать. Его представители многие годы готовились к захвату власти силовым путем. Численность его вооруженных формирований к моменту захвата Кабула оценивалась в 60 тыс. чел. Неспособность 300 тыс. афганских силовиков им противостоять было обусловлена не только договоренностями талибов с американцами и местными элитами, но и высокой религиозной стойкостью на фоне практически полного отсутствия мотивации воевать со стороны афганских военнослужащих и представителей правоохранительных органов. В результате, например, 3 тыс. гарнизоны сдавались при наступлении всего 200 вооруженных талибов. Конечно, сказалось и отсутствие их авиационной и артиллерийской поддержки со стороны войск США и их союзников.
Пока есть возможность, с талибами нужно договариваться. Так, сейчас они охраняют внешний периметр российского посольства в Кабуле. Это нужно и для недопущения массового потока беженцев в страны ЦА. Но при этом нужно себе отдавать отчет в том, что далеко не все договоренности с политическим руководством движения, будут выполняться на местах.
Пока рано говорить об итогах деятельности правительства талибов. Оно еще только формируется. При этом социально-экономические проблемы в Афганистане все более обостряются на фоне прекращения внешнего финансирования со стороны Запада и контролируемых ими финансовых структур. Не менее остро стоит вопрос о продовольственной безопасности, в частности Кабула, и легитимизации нынешней власти. В таких условиях талибам нужно все активнее работать внутри собственной страны.
Если произойдет радикализация Совета двенадцати, то внешняя экспансия возможна (пока это не столь вероятно). Однако некоторые российские эксперты полагают, что такая экспансия может быть направлена не на север (в сторону стран ЦА), а на юг – в Пакистан, учитывая искусственное разделение пуштунов между двумя государствами по линии Дюранда. Поэтому Пакистан, который рассматривает Афганистан как стратегический тыл в противостоянии с Индией, не менее России и Китая заинтересован в сохранении у власти в Кабуле умеренных талибов. И Исламабад имеет для этого серьезные рычаги влияния, в том числе через собственные религиозные центры, а не только Межведомственную разведку.
Пока в Афганистане нет гражданской войны (ранее не было боев даже за провинциальные центры), массовые потоки беженцев из этой строки возникнуть не могут. Особенно когда талибы контролируют все погранпереходы.
Конечно, отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о том, что представляют собой эти нынешние афганские беженцы. До 30 августа через аэропорт Кабула пытались срочно покинуть страту те граждане Исламской Республики Афганистан, кто тесно сотрудничал с американцами и их союзниками (причем не только по линии Пентагона, но и ЦРУ). Они обосновано беспокоились за свою жизнь, опасаясь мести движения «Талибан». Таких «афганцев» не хотят видеть ни в России, ни в странах ЦА.
Таким образом, приход талибов к власти в Афганистане создал серьезные вызовы для России и стран ЦА. Однако пока нет угроз, поэтому нужно продолжать диалог с движение «Талибан» и пытаться ослаблять его связи с другими радикальными организациями.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+